Художественное пространство и время
Художественная литература специфична в освоении пространства и времени. Она принадлежит к искусствам образы, которых обладают временной протяженностью – строго организованы во времени восприятия. С этим связано своеобразие ее предмета. Лессинг писал, что в центре словесного произведения – действия, т.е. процессы, протекающие во времени, ибо речь обладает временной протяженностью. Вместе с тем в литературу неизменно входят и пространственные представления. В отличие оттого, что присуще скульптуре и живописи, здесь они не имеют непосредственной чувственной достоверности, материальной плотности и наглядности, остаются косвенными и воспринимаются ассоциативно. Временные начала в словесной образности имеют большую конкретность, пространственные. В составе монологов и диалогов изображаемое время и время восприятия более или менее совпадают, и сцены драматических произведений запечатлевают время с прямой, непосредственной достоверностью.
Литературные произведения принизаны временными и пространственными представлениями, бесконечно многообразными и значимыми. Здесь наличествуют образы времени биографического (детство, юность, зрелость, старость), историческое (эпохи, поколения, крупные события в жизни общества), космического (преставление о времени и вечности в истории), календарного (смена времен года, будней и праздников), суточного (день, ночь…), а так же представление о движении и неподвижности, о соотнесенности прошлого, настоящего и будущего. Не менее разноплановы присутствующие в литературе пространственные картины: образы пространства замкнутого и открытого, земного и космического, реально видимого и воображаемого, представления о предметности близкой и удаленной.
Лотман считает, что язык пространственных представлений в литературном творчестве принадлежит к первичным и основным.
Временные и пространственные представления, составляют некое единство, которое вслед за М.М.Бахтиным принято называть «хронотопом». «Хронотоп определяет художественное единство литературного произведения в его отношении к реальной действительности. Временно-пространственные определения в искусстве и литературе всегда эмоционально-ценностно окрашены». Бахтин рассматривает хронотопы идиллические, мистериальные, карнавальные, а так же хронотопы дороги (пути) и порога (сфера кризисов и переломов), замка, гостиной, салона. Бахтин говорил о хронотопических ценностях, сюжетообразующей роли хронотопа и называет его категорией формально-содержательной. Он подчеркивает, что художественно-смысловые (собственно-содержательные) моменты не поддаются пространственно-временным определениям, но вместе с тем «всякое вступление в сферу смыслов свершается через ворота хронотопов». К этому можно добавить, что хронотопическое начало литературных произведений способно придавать им философский характер, «выводить» словесную ткань на образ бытия как целого, на картину мира.
Время и пространство запечатлевается в литературных произведениях двояко. Во-первых виде мотивов и лейтмотивов, которая нередко приобретает символический характер и обозначает ту или иную картину мира. Во-вторых они составляют основу сюжетов.
32. Значение термина «автор». История теории автора.
Слово автор имеет в сфере искусства несколько значений:
§ творец художественного произведения как реальное лицо, с биографией и др.
§ образ автора, локализованный в художественном тексте, т.е. изображение писателем, живописцем и др. самого себя.
§ художник-творец, присутствующий в его творении как целом, имманентный произведению. Он определенным образом подает и освещает реальность, осмысливает и оценивает ее, проявляя себя в качестве субъекта художественной деятельности.
Авторская субъективность порождает художественную целостность произведения. «Дух авторства» доминирует в любых формах художественной деятельности, и при наличие индивидуального создателя и при коллективном авторе, и когда автор назван и когда имя его утаено.
На разных стадиях культуры Авторство предстает в различных обликах. В фольклоре авторство было коллективным, его индивидуальный компонент оставался анонимным.
Однако, уже в искусстве древней Греции появляется индивидуально-авторское начало (трагедии Эсхила, Софокла, Еврипида). В последующие эпохи открыто заявляемое авторство возобладало над коллективностью и анонимностью.
Долгое время (до 17-18 вв.) инициатива писателя была ограничена рамками традиционных жанров и стилей, т.е. литературное сознание было традиционалистским. Авторы ориентировались на готовые художественные образцы. За 19-20 века характер авторства очень изменился. На это изменение сильно повлияла эстетика сентиментализма и особенно романтизма, которая отодвинула в прошлое принцип традиционализма. Центральным персонажем стал не стиль, не жанр, а автор. Если раньше автор говорил от лица определенной школы или традиции, то теперь он заявляет о творческой свободе. Авторская субъективность активизируется и получается новое качество, она становится индивидуально-инициативной, личностной, и как никогда богатой и многоплановой. Авторская субъективность неизменно присутствует в худ произведениях, хотя не всегда актуализируется и приковывает к себе внимание.