Специфика интерпретаций НХК
Теория и история НХК.
Культура и искусство.
Художественная культура.
Народное искусство.
Основные понятия курса:
1. Этнос
2. Этническая культура
3. Народ как субъект - носитель культуры в прошлом и настоящем
Специфика интерпретаций НХК.
НХК – объект изучения наук:
· Антропологии
· Истории
· Этнологии
· Этнографии
· Этнопсихологии
· Этнопедагогики
· Фольклористики
НХК – это самодостаточная , целостная система духовной жизни народа, процесс бытовой, социально организованный творческой деятельности всех слоев населения , которая осуществляется на основании народной философии , эстетики, морали, психологии, народной веры.
Сущность культуры выявляется в целостной системе бытия. Исходной формой бытия является природа, Главной единицей – человек.
Культура – это деятельностный, исторически разворачивающийся процесс, который охватывает:
1. Качества самого человека как субъекта деятельности
2. Способы деятельности человека, передающиеся из поколения в поколение через обучение, воспитание, образование – опредмечивание
3. Многообразие предметов: материальных, духовных, художественных
4. Вторичные способы деятельности, через которые усваиваются и присваиваются культурные ценности.
2. Вновь человек, второстепенная роль которого в культуре выражаются в обогащении, развитии и овладении культурой
3. Существенная часть процесса – это сила, связывающая человека с человеком – общение (коммуникации)
Трёхмерность культуры. Культура составляет трехмерное пространство в трех модальностях:
· Человеческая – культурный потенциал человека
· Процессуально деятельностная
· Предметная - в которой культура реально живёт, функционирует и развивается как целостная система.
Гачев Георий Дмитриевич – представлял культуру как пространственное многослойное понятие с типами культур.
Национальные культуры по Гачеву – это национальные образы мира
Дмитрий Сергеевич Лихачёв – считал, что культура имеет свой вариант природного ландшафта, совершенного по своей сути и неповторимого по своей природе.
Культура по Лихачёву – это творческие усилия многих поколений людей.
«Динамический процесс накопления ценностей. Литература, фольклор, пение, музыка не знает границ».
Лев Николаевич Гумилёв – 1912-1992 – сын Николая Гумилёва и Анны Ахматовой. «Природа, в которой живёт народ – наиболее устойчивой, стабильное звено национальной ценности.
Евразийский национальный университет им. Л.Н Гумилёва
Культура представляет собой сплав, слияние двух начал: природы и внутренней сути неповторимости и индивидуальности народа.
Менталитет – это строй мыслей, особенности мышления, склад характера.
Неразрывное единство этих начал проявлялось в жилище, интерьере, одежде, предметах быта, музыке и речи, литературе, хореографии, языке жестов, и, конечно, фольклоре и традициях. Каждая вещь, предмет материализует и содержит полную информацию о природе и культуре народа, психике, логике, мировоззрении.
Этос – это термин античной философии греческого происхождения, обозначающий характер какого-ибо лица или явления.
Этос музыки – это внутренний строй и характер воздействия на человека.
Этос культуры также представляет строй и характер воздействия на человека.
Сначала греки, а потом римляне приписывали определенный этос музыкальным ладам.
Ионийский и лидийский расслабляющие лады, а дорийский свойственен воинственным мужам.
Рут Бенедикт 1887-1948 – профессор колумбийского университета, американский антрополог, представитель этнопсихологического в американской антропологии.
Работа «Хризантема и меч» – выявление этоса японской культуре.
Работа «Модели Культуры» переведена на 14 языков, в ней развита новая теоретическая схема изучения культуры, в её основе этос культуры.
По мнению Бенедикт религия, семейная жизнь, экономика, политика составляют единую неповторимую структуру культуры этоса.
Лев Николаевич Гумилёв, Юрий Бромлей, Сергей Широкогоров и др.
Этнос – это устойчивая общность людей с присущими ей культурно-психологическими признаками, языком и сознанием
Этничность – первичный тип человеческих отношений, кровно родственные и генетические связи, которые являются неотъемлемыми свойствами каждой личности. Этничность – групповая характеристика (мы и не мы).
Признаки, выражающие системные свойства этничности:
1. Язык
2. Традиции
3. Обычаи
4. Народное искусство
5. Нормы поведения
6. Совместное проживание
7. Территория проживания
8. Индивидуальность
Устоявшаяся классификация этносов:
1. Географическое основание
2. Антропологическое
3. Языковое основание
4. Хозяйственно-культурное
Важная составляющая в интерпретации этноса ЧЕЛОВЕК как биосоциокосмический феномен. Именно поэтому этнос – это первичная клетка, организующая единство человека, который собирает, хранит, передает историческую защиту – ЭТНИЧЕСКУЮ КУЛЬТУРУ.
Культура этноса.
Обеспечивает единство, стабильность и выживание этноса. С другой стороны элементы этнической культуры выполняют дифференцирующую функцию. «Мы и они».
Именно эти функции приводят к тому, что язык, религия, художественная культура становятся этническими признаками.
Культура дифференцируется, интегрируется.
Национальная культура объединяет людей на больших пространствах, и не обязательно связывает их друг с другом.
Условием существования национальной культуры является письменность. Именно посредством письменности идеи и символы, которые объединяют людей, получают возможность широкого распространения среди грамотной части населения.
Письменная культура противостоит живому разговорному языку с его местными диалектами и семантическими различиями.
Семантика – наука о знаках.
О возникновении национальной культуры можно судить по рождению письменности, языка и национальной культуры.
Национальная культура лишена культового характера и является продуктом индивидуального творчества.
Национальная культура создается не этносом, а образованной частью населения: ученые, композиторы, философы, писатели, художники.
Структура национальной культуры гораздо сложнее, чем у этнической: традиционно-бытовая + профессиональная + специализированная.
«По государству можно судить о том, какая музыка в нем звучит». (Платон)
Современные национальные общества состоят из множества классовых профессиональных демографических групп, многие нации неоднородны по этническим признакам и включают в себя многие этнические группы.
Американская национальная культура: Ирландия, Италия, Германия, Китай, Мексика, Россия, Африка, Великобритания.
Большинство современных национальных культур полиэтничны (многофункциональны). У них нет собственной культуры.
Однако, национальная культура не сводится к сумме механических этнических культур. У неё есть собственно национальные черты.
Нация – это образование более высокого порядка, чем этнос, с высокой плотностью коммуникаций.
У нации боле полный язык, который распространяется школами, словарями. Это способствует преодолению разнородности населения, внутренних границ, различия в хозяйстве коренного населения эмигрантов. Возникает общий рынок, государство, что влечет за собой общение и всеобщую заинтересованность в понимании друг друга.
Язык – это важнейшее средство национальной интеграции культуры.
До определенного времени национальная культура может оставаться чуждой народу, далекой от него и непонятной (кастовая, сословная и элитарная особенность)