Искусство китая. иллюстрации
Ил. 1 Ил. 2
Ил. 3 Ил. 4
Ил. 1. Керамика Яншао. IV тыс. до н. э.
Ил. 2.Го Си.Пейзаж. ХI в.
Ил. 3. Воины гробницы императора Цинь-Шихуанди. III в. до н.э.
Ил. 4. Бронзовый сосуд в виде животного. XI в. до н.э. Высота 24,5 см., вес 5175 г.
Раздел XV
Искусство Японии
IV тыс. до н. э. – XIX в.
Общая характеристика
Самобытность древнейшей культуры Японии. Взаимосвязь с Китаем и Кореей. Средневековое искусство Японии – наиболее значительный вклад в мировую культуру. VI в. – слияние культа поклонения природе (синтоизм) с буддизмом, который становится государственной религией. Традиционность и каноничность искусства. Особенности мировосприятия в сочетании с высоким уровнем художественного вкуса, традиционализм и новаторство в японской культуре. Асимметричность в декоре, эстетика материалов, отсутствие перспективы в искусстве. Японский сад и японский букет. Открытие Японии Западом в XIX веке и влияние ее на европейское искусство.
Архитектура
Специфика природных условий. Устойчивость основных конструктивных принципов и традиционных приемов. Соразмерность человеку и графичность японской архитектуры. Дерево – традиционный материал. Каркасные и свайные постройки. Идея горизонтальности.
*Храмовый ансамбль в Исэ. I тыс. н.э.
Появление буддийских построек в VI – VII вв. Мощные буддийские комплексы VIII в : ансамбль Тодайдзи.
Период Хэйан (794 – 1185 гг.) – строительство буддийских и светских построек столицы Хэйан-ке (совр. Киото). Сочетание элементов традиционного национального зодчества и континентальной архитектуры. Парадный стиль архитектуры «синдэн» и камерный, уютный, утилитарный стиль «сеин». Строительство загородных резиденций.
*Золотой храм (Кинкакудзи) XIV в.
*Серебряный павильон (Гинкакудзи) XV в.
«Сухие сады»: песок и камни.
XVI – XVII вв. – строительство крупных садово-парковых дворцовых ансамблей. Чайные павильоны стиля «сукия».
*Загородный дом Кацура близ Киото.
Скульптура
Первые образцы японской пластики III – V вв. н.э.: глиняные фигурки воинов, жрецов, слуг, животных из царских курганов.
С VI – VII вв. – храмовая буддийская скульптура. Материалы: глина, дерево, лак, бронза. Техника создания лаковой скульптуры.
В VIII в. – зарождение скульптурного портрета. Портреты монахов и крупных политических деятелей.
Живопись
XI – XII вв. – сложение собственно японской школы живописи «ямато-э»:
иллюстрации литературных произведений на горизонтальных свитках, роспись ширм.
XIII – XIV вв. – многометровые свитки живописи «эмаки»: изображения битв и бытовых сцен. Развитие портретной живописи.
XV – XVII вв. – интенсивное развитие монохромной пейзажной живописи тушью «суйбоку» на вертикальных и горизонтальных свитках. Сложение локальных художественных школ. Декоративные росписи ширм, панно, вееров для стен дворцов и храмов.
Ксилография
XVII – ХIХ вв. – период расцвета японской гравюры. Функции театральной афиши, книжной иллюстрации, украшения быта, поздравительной картины. Техника коллективного изготовления гравюры. Учение о «бренном мире» и школа «укие-э».
*Судзуки Харунобу (1725 – 1770 гг.)
*Китагава Утамаро (1753 – 1806 гг.)
*Кацусика Хокусай (1760 – 1894 гг.)
*Андо Хиросигэ (1797 – 1858 гг.)
*«Тридцать шесть видов Фудзи». Кацусика Хокусай. Серия гравюр.
*«Пятьдесят три станции дороги Токайдо». Андо Хиросигэ. Серия гравюр.