Русские домонгольские иконы
Древнерусская иконопись XI-XVII веков. Этапы развития, техника, основные памятники, основные художественные особенности.
Новгород |
Искусство иконописи пришло на Русь из Византии после принятия киевлянами крещения в 988 году при князе Владимире Святославиче.
Первоначально древнейшие русские каменные храмы Киева и других городов, а также их росписи и иконы, создавались византийскими мастерами. Однако, уже в XI веке существовала собственная иконописная школа в Киево-Печерском монастыре, давшая первых известных иконописцев — преподобных Алипия и Григория.
Святой Георгий. к. XII вв. (двусторонняя, Богородица Одигидрия) Успенский собор Московского Кремля (многослойное письмо, прозрачность и цветоностность) |
Русские домонгольские иконы
Темперная живопись.
Отличие от Византийских икон: подчеркнутая монументальность, размер (большие), лаконичный язык, обобщенные упрощенные и условные формы.
Благовещение «Устюжское». XII век. Георгиевский собор Юрьева монастыря (мягкость пластичность ликов, крупные складки) |
В конце XII века была создана икона «Спас Нерукотворный» с изображением на обороте поклонения кресту (ГТГ). Величественный лик Христа исполнен точным рисунком и мягкой, плавной моделировкой.
Спас Нерукотворный 2п. XII в. Двусторонняя, выносная (линейная стилизация, сплавленный мазок, асимметрия) |
Небольшая оглавная икона архангела Гавриила (ГРМ), получившая название «Ангел Златые власы», некогда являлась частью деисусного чина. Большой, занимающий почти все пространство иконы, лик архангела с ещё более увеличенными глазами производит впечатление ясности и спокойствия. В то же время, этому образу свойственна особая лиричность и тонкая эмоциональность, унаследованная от комниновского искусства и близко воспринятая на Руси.