Актерское искусство и технология выразительных средств жанра
Существуют эстрадные жанры, основанные исключительно на актерском искусстве. Это, в основном, речевые жанры — монолог, фельетон, миниатюра, скетч, пародия. И хотя называются они речевыми, артист в таком номере использует весь комплекс элементов актерского мастерства — перевоплощается, действует, вступает в общение с партнером, если он есть, и со зрительным залом и т. д. Кроме того, здесь, как правило, присутствует драматургические построение, сюжет, предлагаемые обстоятельства.
Иногда такие номера называют театрализованными, но, строго говоря, это неверно. Элементы театрализации сюда не вносятся, они присутствуют здесь изначально. Там, где актерское искусство, — там и театр. Сама природа таких номеров основана на театральной игре, они наиболее близки искусству драматического театра.
Вместе с тем, на эстраде существует много жанров, основанных на проявлении какой-либо уникальной техники, на демонстрации трюков. Дело в том, что в некоторых жанрах эстрады, особенно оригинальных, важное место занимает трюковая основа номера, когда сама по себе техника исполнения как таковая, техническое мастерство из-за своей сложности является предметом искусства.
В такого рода номерах может отсутствовать сюжетная линия, характеры персонажей. И хотя часто образ создается за счет ассоциативных средств — музыки, костюма, света, — номер всегда исполняется от лица артиста в реальных обстоятельствах концерта, а не в предлагаемых обстоятельствах, обусловленных сюжетом номера.
В трюке, как ни в какой другой момент, актер демонстрирует сложную, а зачастую и уникальную технику исполнения средствами, присущими жанру.
На эстраде техника исполнения, доведенная до совершенства, уже сама по себе является предметом восхищения зрителя.
Отточенная форма исполнения есть необходимое условие работы эстрадного актера.
Однако часто это ведет к чрезмерному вниманию только к технической стороне исполнения.
В основе подобных номеров — сложные акробатические или гимнастические элементы, исполняемые под музыку. Между тем, если одеть исполнителей в другие костюмы и сменить музыку, — радикально ничего не изменится, потому что в такого рода номерах отсутствует живой человеческий образ, а есть только показ технического мастерства в исполнении трюков. О существовании какой-либо сверхзадачи номера, темы его и говорить здесь не приходится.
Это относится не только к «спортивным» жанрам, но и к вентрологии, фокусам и манипуляции, психологическим опытам, жонгляжу, мнемотехнике и т. д., — то есть к весьма большому количеству эстрадных жанров.
Но для того, чтобы нашлось место актерской игре, необходима драматургия номера. Только тогда возникнет персонаж, тема, событие. Только тогда мы можем назвать исполнителя актером. Режиссерский замысел и актерская игра уводят номер из разряда технологичных и переводят его в разряд сюжетного эстрадного номера. К таким номерам тоже иногда применяется термин «театрализованный». Но, думается, точнее было бы назвать такой номер сюжетным.
История и опыт современной эстрады говорят, что ведущей тенденцией является сочетание театральной драматургии номера и актерского искусства с виртуозностью технического мастерства.
И главное здесь даже не в том, чтобы органично вплести трюк в действенную канву номера, сделать его выразителем события (что само по себе — очень сложная режиссерская задача), а в том, чтобы в этом взаимодействии театра и эстрады соблюсти очень зыбкий баланс этого сочетания. Усиление театральной компоненты за счет трюковой, и наоборот, ведет к утратам и в том, и в другом смысле. В сюжетном эстрадном номере режиссеру нужно учитывать специфику выразительных средств эстрадного жанра, выявлять их, а не мешать им. В противном случае, театрализованный эстрадный номер грозит превратиться просто В маленькую театральную сценку-этюд.
Многожанровость эстрады весьма затрудняет нахождение общих закономерностей в разных жанрах: ну как, например, сравнивать оригинальные и вокальные жанры, если они столь различны? Между тем, эти общие закономерности существуют.
При всей несхожести оригинальных (эстрадно-цирковых) и вокально-эстрадного жанров, и здесь и там присутствует специфическая техника. В оригинальных жанрах она выражается, как правило, в трюке; в вокально-эстрадном — в особенностях вокальной техники, в уровне и своеобразии мастерства вокалиста.
В тех эстрадных жанрах, где сама техника исполнения, технология выразительных средств жанра лежит вне актерского мастерства, перед режиссером всегда будет существовать проблема соединения этой специфической техники с актерским искусством, с созданием драматургии эстрадного номера.
Основные положения для конспектирования:
- номер является основой искусства эстрады; в связи с этим можно квалифицировать режиссуру эстрадного номера как ведущую составляющую режиссуры эстрады в целом;
- в постановке эстрадного номера режиссер должен руководствоваться основными принципами, которые являются проекцией определения признаков эстрадного номера;
- короткометражность (ограниченные временные рамки) номера заставляют режиссера мыслить краткой и яркой формой, отбрасывая все идеи, воплощение которых требует продолжительного времени; эмпирически сложилось правило, что номер не может длиться более десяти минут;
- в режиссуре эстрадного номера большое значение имеют, в основном, яркость, остроумие, комическое начало, трюк; номера глубокого психологического содержания, требующие от зрителя особой сосредоточенности и внимания, на эстраде встречаются редко;
- в эстрадном номере не могут участвовать более четырех человек, не допускается сложное сценографическое оформление и реквизит; эти требования к постановке номера диктуются одним из основных его признаков — лаконичностью;
- эстрадный номер отличает качество мобильности; его формальная сторона — способность к быстрому и неутомительному передвижению с площадки на площадку; сущностная сторона признака мобильности эстрадного номера связана со спецификой природы импровизации на эстраде;
- режиссер-постановщик эстрадного номера создает законченное и самостоятельное произведение зрелищного искусства; эстрадный номер должен иметь возможность быть показан как отдельно, так и в разных программах и концертах, и на разных площадках; нельзя отнести к понятию «эстрадный номер» зрелище, которое может быть исполнено и понято публикой только в контексте крупной формы;
- при постановке эстрадного номера важно соблюдать различие между эстрадным и концертным номером; эстрадный номер отличается от концертного использованием в нем специфических выразительных средств эстрадного жанра, или их комплекса;
- история и опыт современной эстрады требуют, чтобы постановка номера отвечала ведущей тенденции развития эстрады, в соответствии с чем одной из главных задач режиссера номера является соединение специфической технологии выразительных средств конкретного жанра с актерским искусством, с созданием драматургии эстрадного номера.
ГЛАВА 2
Жанры эстрадного номера
Жанр определяет тип художественного произведения в единстве специфических свойств его формы и содержания. Он обобщает черты, свойственные определенным группам произведений искусства.
Основные жанры в драматургии — трагедия, комедия, драма. Список этот часто дополняется прилагательными (сатирическая, лирическая, бытовая и т. д.), появились смешанные дефиниции, как, например, трагикомедия и др.
Трудно не согласиться с образным определением Г. Товстоногова: «Всякое произведение тем или иным способом отражает жизнь. Способ отражения, угол зрения автора на действительность, преломленный в художественном образе, и есть жанр»1.
Но в каждом виде искусства система жанров своеобразна. В отношении эстрады надо добавить: многообразна, как, вероятно, ни в каком другом виде искусства. «Жанр есть общая категория морфологии искусства, — отмечает М. Каган, — и его многозначность и многоплановость глубоко закономерны, так как порождены многогранностью структуры искусства. Каждый вид искусства имеет собственный „набор" жанров, в котором рядом с жанрами для целого семейства искусств находятся жанры, специфические только для того или иного вида»2.
Но не только природная многожанровость эстрады представляет сложность в анализе общих закономерностей режиссуры эстрадного номера. Дело еще и в том, что искусством эстрады термин «жанр» трактуется неоднозначно.
Определение понятия «эстрадный жанр»
По аналогии с драматургией, эстрадные номера подразделяются на определенные группы по общности их эмоционального
I 1|)(ч.а: комедийный номер, лирический номер и т.д. Как и в лю-| и 1.\| виде режиссерской деятельности, на эстраде нельзя создать произведение искусства вне жанра. В намеренно упрощенном ■ мысле это можно определить так: на какой тип эмоциональной реакции публики рассчитан номер.
Другое значение понятия «жанр» на эстраде определяют выразительные средства, посредством которых создается художественный образ.
На первый взгляд, это второе значение кажется формальным. Однако оно неразрывно связано с первым.
Например, пантомима сама по себе считается эстрадным жанром. Про артиста пантомимы говорят, что он работает в жанре пантомимы. Но в то же время пантомимический номер может |ц.1ть решен и как драма, и как фарс...
Таким образом, на эстраде сложилось неоднозначное понимание термина «жанр»:
объединение номеров по признаку выразительных средств, при помощи которых создается художественный образ (слово, пение, танец, гимнастика, фокусы и т. д.);
объединение номеров по характеру их эмоционального воздействия на зрителя: комедийный, драматический, лирический и др. номера.
П практике эстрадного искусства под жанром подразумевают прежде всего объединение номеров по признаку общности выразительных средств.
Этим термин «жанр» на эстраде отличается от общеэстетического, это утвердившаяся трактовка его на эстраде, которая оснащена традицией. Принадлежность к тому или иному эстрадному жанру зависит, прежде всего, от выразительных средств, которыми пользуется актер при создании номера.
Выразительные средства эстрадного жанра являются как бы визитной карточкой номера. Но в любом из жанров можно выделить и его подвиды. На эстраде каждый жанр сам по себе достаточно многогранен, и часто это зависит не только от исторически сложившихся канонов, но и от индивидуальности исполнителя. Иногда яркая творческая индивидуальность артиста способна раздвинуть традиционные рамки жанра. «Эстрадное искусство объединяет разнообразные жанровые разновидности, - писал Евг. Кузнецов, - общность которых заключается в легкой приспособляемости к различным условиям публичной демонстрации, в кратковременности действия, в концентрированности его художественных выразительных средств»3. Существуют следующие эстрадные жанры:
- речевой (разговорный) жанр;
- вокальный жанр;
- оригинальный и эстрадно-цирковой жанры;
- инструментальный музыкальный жанр;
- танцевальный жанр.
Так сложилось, что названия этих жанров употребляют в единственном числе. Хотя правильнее для речевого и оригинального - множественное число, потому что каждый из них подразделяется на множество более узких направлений.
В номере любого жанра присутствует элемент актерской игры. В одних ее место более весомо. Это речевые жанры, в которых искусство эстрадного артиста наиболее тесно соприкасается с искусством актера драматического театра. В инструментальных музыкальных жанрах ведущее место, естественно, занимает музыка. Но вне актерского мастерства ни один номер любого жанра на эстраде существовать не может.
Уже приводился пример, что даже выступление дирижера или классического музыканта-инструменталиста может нести в себе игровой элемент. Но обращаться к нему нужно с осторожностью и только тогда, когда это позволяют сделать сам жанр и, главное, индивидуальность исполнителя. Если блистательный музыкант во время исполнения музыки начинает что-то неумело играть актерски (вот где правильнее было бызать «начинает изображать, - это вызывает только раздражение и в результате губит прекрасный музыкальный номер.
Актерское мастерство исполнителя номера не должно затушевывать выразительные средства жанра, а естественным образом сливаться с ними, образуя органичный синтез актерского искусства и технологии выразительных средств определенного эстрадного жанра.