Изобразительный ряд памятников искусства. Э. Кирхнер. Девушка под японским с Э
Группа «Мост»
Э. Кирхнер. Девушка под японским с Э. Кирхнер. Уличная сценка в Берлине Э. Хеккель. Автопортрет. зонтиком. 1909. 1914. 1919.
К. Шмидт-Ротлуф. Автопортрет с сигарой. 1919.Э. Хеккель. Фламандская равнина. 1916.
К. Шмидт-Ротлуф. Морские раковины. 1953. К. Шмидт-Ротлуф. Осенний пейзаж в Ольденбурге. 1907.
Э. Кирхнер. Улица. 1914. Э.Кирхнер. Пять купальщиц на озере. 1911.
М. Пехштейн. Девушка в красном с зонтиком. 1909. К. Шмидт-Ротлуфф. Путь в Эммаус. 1918.
М. Пехштейн. День. 1911. Э. Хеккель.Весна. 1918.
О. Мюллер. Пейзаж с тремя обнаженными. 1919. О. Мюллер. Цыганский конь у черной воды. 1928.
Группа «Синий всадник»
В. Кандинский. Синяя гора. 1908. В. Кандинский. Импровизация № 7. 1910.
В. Кандинский. Композиция IV.1911. В. Кандинский.Лирическое (Лирика). 1919.
В. Кандинский. Все святые II. 1911. В. Кандинский. Композиция VII. 1913.
Ф. Марк. Олени в лесу. 1913-1914. Ф. Марк. Во время дождя. 1912.
А. Макке. На базаре. 1914. А. Макке. Люди на голубом озере. 1913. Г. Кампендонк.Человек и животные среди природы. 1924.
Г. Кампендонк. Лошадь с жеребенком. 1910–1925. П. Клее. Полная луна. 1919.
А. Явленский. Красный вечер — голубые горы. 1910. А. Явленский. Натюрморт с цветами и фруктами. 1910.
Х. Сутин. Шартрский собор 1924. Х. Сутин. Виолончелист. 1916. Х. Сутин. Портрет Эмиля Лежена. 1923.
Х. Сутин. Натюрморт со скатом. 1924. А. Явленский. Портрет женщины. 1912.
1.5. Кубизм: если мир плох – виновато зрение
Содержание темы:
· Становление кубизма: этапы развития и периодизация.
· Значение творческого метода П. Сезанна в формировании основных идей кубизма.
· Создание новой реальности в геометрических формах кубизма.
· Второстепенная роль цвета и света, причины отказа от перспективы. Основной тезис кубизма: «если мир плох – виновато зрение».
· Эволюция кубизма: стереометрический, аналитический и синтетический периоды. Определение основных идей, целей и задач на каждой стадии.
· Принцип симультанизма. Слияние с вещью как идеал: постижение сущности вещей, минуя чувственную видимость.
· Значение негритянской скульптуры для развития пространственных экспериментов в художественной практике кубистов.
· Утверждение живописи как самостоятельной реальности, подчиняющейся собственным законам.
· Особый смысл введения в композиции кубистов букв, слов, цифр и коллажа.
· Кубистические поиски, открытия и эксперименты в творчестве Пабло Пикассо(1881–1973), Жоржа Брака (1882–1963), Хуана Гриса(1887–1927).
· Стилевые метаморфозы кубизма – «Орфизм» (живопись Робера Делоне(1885–1941) и Сони Делоне(1885–1979) и лирический кубизм (живопись Фернанда Леже(1881–1955).
· Применение в станковой живописи и скульптуре новых материалов (бумага, дерево, метал, гипс и т.п.), изобретение новых художественных практик (коллаж, контррельефы), значение этих процессов для искусства всего XX века.
· Разрыв скульптуры с пластической традицией античности и Нового времени. Сравнительная характеристика скульптуры и живописи кубизма (на примере творчества А. Архипенко и О. Цадкина).
· Влияние кубизма на формирование новых принципов формального мышления в архитектуре и дизайне.