DJ студия (Ди-джеи для ди-джеев).
Работа с большим количеством виниловых пластинок приносила неудобства ди-джеям. Требовались готовые программы (сборники) различных хитов на виниловых пластинках, и такие сборники появились.
в 1977г. была основана первая студия Disconet Program Service в г.Нью-Йорк, USA как ежемесячное подписное издание цель которого заключалась в облегчении работы профессиональных ди-джеев и представления новой музыки DJ's, аудиториям клубов. Первая программа была издана в октябре 1977г. за всё время своего существования (1977-1990гг.) каждый месяц выходила новая программа составленная из ремиксов и миксов, издания выпускались ограниченными тиражами, всего 500-1000 экземпляров. Компанией Disconet было положено начало концепции студийного ди-джеинга.
Одними из последователей Disconet была студия DMC (Disco Mix Club) Великобритания, открывшаяся в 1983г. Disco Mix Club так же ежемесячно издаёт сборники миксов и ремиксов на виниле с надписью на конвертах DJ MEMBERS ONLY. В проектах DMC участвовали ди-джеи из разных стран Европы.
Студийные миксы становятся популярными релизами, хорошо продаются как среди ди-джеев так и меломанов, большие европейские студии (ZYX, Max Music) нанимают DJ's на работу для записи серийных выпусков. Издания миксов выходят большими тиражами и хорошо продаются, ди-джеи становятся мировыми звездами.
Клубная музыка.
Рожденный в начале 80-х в клубе Chicago стиль House, к середине 80-х в США и концу 80-х в Европе постепенно вытесняет легендарное Disco. Стиль House - по существу это Disco с электронными ударными, с частичным или полным отсутствием вокала.
В 1989г. известный в мире underground djs голандский диск-жокей, ремиксер, продюсер и исполнитель Peter Slaghuis "Hithouse" записывает собственный трек "Jack to the sound of the underground". Эта песня имеет большой успех и поднимается к 14 номеру в музыкальных чартах Великобритании. Постоянно повторяющаяся фраза Jack to the sound of the underground - стала на столько популярна, что до сих пор используется ди-джеями в различных миксах в качестве семпла.
Новые стили.
Клубная музыка House стала основой развития новых стилей и направлений в начале 90-х. Появляются новые стили Acid, Hip House, Rave, изменяется стиль Techno - становится более жестким. В наши дни многие стили модернизировались, появились новые направления, изменился подход к технике микширования, но по прежнему основой всех современных дискотек является - клубная музыка ди-джеев.
#3 Словарь и термины ди-джеинга
БОЧКА - основной барабан, барабанная партия в треке.
ГРУВ - ритмический рисунок трека, обычно подразумевается партия ударных + бас-линия.
ДЖЕМ- способ игры, используется обычно на битвах диджеев или в качестве шоу: два ди-джея сводят треки поочередно, пытаясь сыграть их за короткое время как можно больше и сделать это максимально красиво.
ЗАЕЗД (в треке) - пустая БОЧКА перед началом основной темы, присутствует в клубных версиях песен для удобства СВЕДЕНИЯ.
КАРМАН (в сдвоенных профессиональных CD-проигрывателях) - один из проигрывателей (левый карман, правый карман).
КВАДРАТ - фрагмент трека, соответствующий 16 ударам БОЧКИ (4 раза по 4), равен примерно 7 секундам.
КОНИ (при СВЕДЕНИИ) - расхождение треков по скорости, в результате чего вместо четкого плавного микса получается "каша" из двух треков, на слух напоминающая пару скачущих лошадей :)
ЛУП (ПЕТЛЯ) - закольцованный фрагмент трека, используется ди-джеем во время игры.
МАСТЕР ТЕМПО (в проигрывателях) - функция, оставляющая неизменным тембр голоса при уменьшении или увеличении скорости воспроизведения трека.
МОНИТОР - колонка возле ди-джея. Служит для того, чтобы слышать неотраженный звук.
ОТБОЙ (в треке) - пустая БОЧКА в конце трека, присутствует в клубных версиях песен для удобства сведения.
ПИТЧ (в проигрывателях) - регулятор изменения скорости воспроизведения трека, необходим для СВЕДЕНИЯ.
ПОСАДКА (в треке) - фрагмент без БОЧКИ.
СВЕДЕНИЕ- синхронизация двух треков по скорости (играющего в зале и играющего в наушниках) для последующей плавной подмены первого вторым.
СЕТ - запланированное время игры диджея (в среднем 2 часа), в соответствии с которым отбирается и выстраивается музыкальный материал.
ТОЧКА - место в треке (первый удар в КВАДРАТЕ), с которого запускается трек, который будет играть следующим.
ЗАШКАЛИВАТЬ - это значит, говорить о звyкe, уровень кoтopoгo пpeвышaeт пиковое значение ayдиoтexники. Имeннo зa пpeдeлы этого значения, выxoдит cлишкoм гpoмкaя мyзыкa, в результате которой при воспроизведении в кoлoнкax появляются характерные шyмы, щелчки, xpипы и низкое качество звучания.
RAVE - это большая вечеринка. Последний раз на подобном мероприятии в Берлине тусовалось около 500 тысяч человек. Это именно мероприятие, акция, а совсем не движение, как думают многие. Еще рейвом иногда называют музыку, приближенную к Happy Hard Core, несколько детскую и коммерческую в своём звучании. Примером такой музыки может служить творчество раннего проекта Dune.
Мастер Темпо (Master Tempo) – это функция в проигрывателях, с помощью которой при увеличении или уменьшении скорости воспроизведения трека, можно оставить тембр голоса неизменным.
Джем (Jam) – это способ игры, используется обычно на битвах ди джеев или в качестве шоу, на котором два диджея сводят треки поочередно, пытаясь сыграть их как можно больше за короткое время и сделать это максимально красиво.
Луп (Loop) (с англ. - кольцо, петля) - это функция на CD-проигрывателе DJ-я, которая после выставления начальной метки и конечной метки, зацикливает данный фрагмент трэка.
Фэйдер (Fader) - это движок на микшерном пульте, позволяющий регулировать уровень сигнала с воспроизводящего устройства.
Питч контроль (Pitch control) - это функция с помощью, которой при изменении темпа меняется и тональность композиции. Измеряется она исключительно в % - ом соотношении. Устроена как для Vynil, так и для CD-вертушек.
Кроссфэйдер (Crossfader) - это движок исключительно DJ’ского микшерного пульта, позволяющий при движении в горизонтальном или вертикальном направлении контролировать уровень громкости двух или более входящих сигналов с воспроизводящих устройств.
Грув (Groove) – это словечко из сленга американских джазменов, и обозначает оно, примерно, следующее – удовольствие (кайф), который получают музыканты от хорошего свинга. В клубной же танцевальной музыке Groove – это ощущение движения или то, от чего пляшет ди-джей (Во всех смыслах).
Танцпол (Dancefloor) - это танцевальная площадка в ночных клубах или место для танцующих людей. В клубах большей вместимости может быть от 1 до 5 – танцполов, которые подразделяются по стилям.
Гоу Гоу Дэнсер (Go-Go Dancer) – это грубо говоря подтанцовка и верные друзья всех ди-джеев. Обычно они двигаются на сцене под музыку и активно заводят присутствующих людей. Думаю вы заметили, что во многих клубах их присутствие только восхищают наши с вами глаза.
Джем - это способ игры, который используется на битвах ди джеев или в качестве шоу в котором два ди джея сводят треки поочередно, пытаясь сыграть их за короткое время и сделать это максимально красиво.
SPDIF (Sony, Philips Digital InterFace) - это стандарт 2-канального (стерео) приема или передачи цифрового звука при разрядности до 24-бит по 75-ти Ом коаксиальному кабелю, позволивший без потерь качества передавать цифровые аудио данные.
Администратор - это враг всех ди джеев. Забавное определение не правда ли? А на самом деле так оно и есть. Допустим ди джей в отличном настроении приходит работать в клуб в свою смену и крутит заводную музыку, но тут подходит администратор и говорит: «Давай-ка поставь народу попсу, что то мне твоя долбёшка надоела». Ну и конечно же после таких слов, от отличного настроения ди джея ничего не остаётся. Вот и получается, что администратор – это враг всех ди джеев.
Стекляшка - это компакт диск, думаю вам понятно, что из-за своей пластиковой основы – это определение больше всего подходит для такого словосочетания.
Треклист (Tracklist) - это список композиций и исполнителей, которые прозвучали в чьём либо сете. Допустим Сегодня я отиграл для вас 10 композиций, названия которых, я написал в треклист, который в свою очередь выложил на неофициальный сайт. И теперь вы с лёгкостью можете найти интересующую вас информацию, о любом исполнителе, который играл в моём сете. В клубе же ситуация более сложнее, думаю вы уже сталкивались с данной ситуацией.
Яблоко- это бумажная наклейка с информацией об исполнителе, которая расположена в центре пластинки.
Прослушка или «Подслушка» - это возможность прослушивать композицию в наушниках, без выхода звука на танцпол. Т.е. пока вы активно танцуете под одну композицию, в это время ди джей ищет с помощью прослушки следующий трек, который будет играть для вас. Так что знайте, пока вы танцуете – ди джей, стоя в наушниках, ищет для вас композицию и подбирает соответствующий ритм так что б вы даже и не заметили перехода.
Перебитовка - это (каша) из ударных инструментов, где более отчетливо слышны "бочки" (или же удары), которые возникают в результате неточного подбора скорости к композиции, которую нужно свести. При перебитовке, скорости сводимых композиций постепенно расходятся, в результате чего в эфире и начинается та самая "каша", которая очень похожа на то, как скачет верховая лошадь, из-за чего перебитовку некоторые называют "конями". Надо сказать, что эта ошибка у Ди-Джеев считается очень позорной, поскольку она настолько очевидна, что каждый из присутствующих точно поймет, что это была именно ошибка.
Клаббер (Сlubber) - это человек, который как минимум разбирающийся в танцевальной культуре, но тщательно следящий за ней. Направляясь в клуб у него нет цели употреблять спиртные напитки, нелепо дергать всеми конечностями и топтаться в такт музыке. Настоящий клаббер приходит в клуб что бы не знакомится, а слушать музыку и танцевать не только под её ритм, но и под само музыкальное настроение. И тем более ди джей для клаббера - это нечто большее, чем человек, который чего-то там делает за пультом. Ди джей для клаббера - это музыкант, который передаёт клабберу через свои треки какое-то свое настроение и эмоции.
Чил аут (Chill Out) – это места в клубах, специально отведенные под отдых, в маленьких комнатах, или просто отведённые места с диванчиками. При этом в самом клубе играет спокойная музыка, которая не напрягает а наоборот – расслабляет.
Уши – это наушники. И встречается оно не только в слэнге ди джеев, но и в звукозаписывающих студиях, радиостанциях и т.д.
Квадрат- это часть композиции с чётким размером (обычно 4 бита или проще говоря 4 удара), так же квадрат - это кусок композиции, который можно сделать лупом (Loop) на ди джейском аппарате, т.е. повторить этот кусок в неограниченном количестве, которое иногда применяют на дискотеках для перехода на следующую композицию.
Слипмат (Slipmatt) – это подкладка на вертушках чтоб делать, например, скретчи. Да и вообще необходимая вещь для игры на винилах.
Колбаса– это на самом деле момент, когда танцует весь танцпол, а ди-джей в это время в полном угаре дрыгается в судорогах за пультом. Ещё это словосочетание можно услышать в таких предложениях как: «Пошли поколбасимся» или «Я слышал, что сегодня в клубе будет настоящая колбаса».
Вертушка - это устройство для проигрывания виниловых пластинок, имеющее специальную конструкцию, позволяющую использовать "вертушку" Ди-Джеям для работы на дискотеках. Обычно используется в паре со вторым аппаратом и подключается к микшеру.
Микшер (Mixer) - Микшерный пульт -это устройство, которое служит для наложения и смешивания двух композиций, поступающих с двух или более воспроизводящих компонентов.
Beatmixing- это искусство сведения битов. Суть состоит в том, что до окончания одного трека уже начинается следующий, причем второй трек накладывается на первый точно по битам и с тем же ритмом, что и первый трек, с совпадением уровня звучания и тактов обоих треков. Например - первый трек с ритмом 130 ударов заканчивается, а следующий трек с ритмом 132 удара. Соответственно темп трека уменьшаем до 130 используя pitch control. Затем, когда первый трек закончится pitch control-ем можно вернуть первоначальное значение ударов в минуту для второго трека равным 132 адара. И при удачном сведении даже непрофессионал не заметит какого либо перехода между треками.
Ди джей (DJ) – это disk jockey, в общем дисковый наездник! Это очень точно отражает действия диджея при работе с винилом. Вообще, существует несколько вариантов "ди джеинга". Есть клубные и радио-диджеи. Клубные диджеи - это обязательно настоящие профессионалы, работающие в ночных клубах на модных вечеринках, где они сводят, миксуют треки. Радио-диджеи сведением не занимаются, много работают голосом, и ориентируются на широкую аудиторию их обычно называют RJ-ями. В любом случае диджей - человек творческий и как бы он ни готовился к сэту или к эфиру, в его работе всегда найдется место какому-либо экспромту.
Резидент – это человек, который выступает в различных ночных клубах, не только своего города но и в клубах других городов, в которых все посетители будут ему очень рады. Или же это гость, которому открыты двери во всех ночных клубах. Сейчас же существует второе понятие этого слова: ди джей резидент допустим клуба «Мегаполис» - это человек, который постоянно играет в этом клубе и уже в другом месте его не встретишь.
MC - расшифровывается как «Master Of The Ceremony» т.е. конферансье, или же человек с микрофоном, который читает речитатив под музыку в основном в стиле рэп. Не всегда речитатив получается в рифму, но всё же текст слушается как обычное стихотворение. А ещё Мс называют тех людей, которые заводят публику в клубах, на вечеринках и т.д.
Хедлайнер (Headlainer) – это человек, который завершает концерт или считается главной персоной на какой либо тусовке или же хедлайнер – это имя на которое придет большего всего народа.
Букинг (Booking) - это компания, занимающаяся «продажей» артистов, музыкальных идей, продюсированием проектов. Например, мы с вами решили сделать сногсшибательный хаус-проект, и нам для этого нужен Дмитрий Билан. Где его найти? Только через букинг-компанию.
Флаер (Flyer), происходит от происхождения маленькой бумаги, так как организаторы вечеров буквально бросали флаеры в толпу, откуда имя - Fly, лететь в толпу. Небольшой кусок бумаги, передающий клабберам и рейверам информацию касательно ближайшей вечеринки, флаер стал сегодня необходимым элементом в организации событий. Раньше эта небольшая передача данных о событии пренебрегалась большинством организаторов, теперь же, жизнь флаера - это рекламная компания, цель которой является распространение информации. Да здравствует ФЛАЕР как спаситель наших кошельков от скорого истощения!
Beat Per Minute сокращённо (BPM) – это число битов в минуту. Каждая композиция (за очень редким исключением) играет на определённой скорости, которую измеряют в BPM. Если вы положите перед собой секундомер и на протяжении минуты будете отсчитывать количество ударов бита, то примерно вы получите следующие характеристики: 125-135 ударов для хауса, 135-150 для техно, 140-150 для транса, 150-170 для драм’н’бэйса и т.д.. BPM удобно считать, предварительно убрав на эквалайзере высокие и средние частоты или использовать различные BPM-счётчики.
Скретч (Skratch) - Жаргонное слово от англ. переводиться, как «царапать». При всем обилии стилей и направлений электронной музыки у народа в голове прочно засел стереотип ди-джея-скретчера. Человека, трущего пальцем пластинки и извлекающего из них скрипящие, немного визгливые звуки, именуемые «скретчем». Но кроме скретчеров, которые обычно играют по 15-20 минут и называют свои сэты показательными, существуют и другие ди-джеи. Клубные, например. Они играют большие сэты несколько часов подряд, развлекая народ, качественным сведением различных музыкальных фрагментов. А есть еще и такие DJ, которые используют свои вертушки как музыкальный инструмент, их талант сегодня востребован. Музыканты различных групп, хип-хоповых и даже роковых, активно приглашают их в основной состав.
Sound Track - это звуковая дорожка или музыкальное сопровождение к фильмам, мультфильмам, компьютерным играм, телевизионным передачам и так далее, проще говоря, саундтреки. Очень многие саундтреки являются компиляциями, хотя хороший саундтрек, как правило, является авторской работой одного композитора или продюсера.
Мастеринг (Mastering) – это процесс доведения фонограммы до определённых технических стандартов: коррекция частот и уровня сигнала при этом в 24-х (или выше) битах на дорогостоящих звуковых картах и студийных мастеринговых мониторах производится «заточка» множеством приборов звуковой обработки, после чего фонограмма идёт на завод, где собственно и тиражируется.
Релиз – от англ. (Release) это выпущенный и готовый к употреблению продукт. Релиз делится на финальный релиз и Release Candidate сокращённо RC, который является кандидатом на финальный релиз и обозначает, что осталось еще чуть-чуть до запуска окончательной рабочей версии. Применяется также выражение Pre-Release, которое обозначает добавление нового номера после номера недавно вышедшей версии.
V.A. (от англ. Various Artists) — общее обозначение релизов, в которые входит музыка от нескольких исполнителей: компиляции, сборники, миксы, сэмплеры и так далее.
Ремикс - от англ. (Remix) приставка Re – обозначает повтор действия, а mix – обозначает смешивать, мешать), повторная запись песни с отличающимися от оригинала ритм-партией, темпом и т. п., сделанная после появления оригинальной песни другими исполнителями, а также самим оригинальным исполнителем через несколько лет после выхода песни. Обычно ремикс – это танцевальная версия.
Сет (Set) - это ряд из двух или более композиций, сгруппированные вместе и исполняемые как единое целое. Происхождение такой концепции, видимо, происходит из танцевальной культуры. Большинство мелодий являются танцевальными и сами по себе очень хитовыми. Единственный способ позволить танцорам не останавливаться - это продолжать играть. Подбор мелодий для сета иногда делается в разном темпе (для контраста) или в одном и том же. Одним из творческих аспектов для ди джеев является поиск мелодий, которые хорошо вписываются в один и тот же сет.
Лейбл (Label) – это фабричная марка, которая ставится на продукции, выпускаемой какой-либо фирмой (в музыкальной области применяется на компакт-дисках, кассетах и пластинках).
Кавер - версия (Cover version) – это композиция, написанная не группой или исполнителем, а перепетый текст каким либо певцом в такой же манере по звучанию приближённую к оригиналу (обычно переделке в кавер-версиях подвергается только музыка).
Бонус - трек (Bonus track) – это допись к основному альбому или сборнику, который обычно бывает в виде ремиксов на опубликованные ранее композиции. Кроме того, в последнее время стало модно дописывать музыкальные диски дорожками для персонального компьютера, где хранится информация об исполнителе, альбоме и иногда даже дописывают видеоклипы.
Бутлег (Bootleg) - это видео или аудиозапись сделанная неофициально любителем с концерта или какой-либо группы. Иногда бутлегами называют сборники редких композиций исполнителя. Характерным отличаем является невысокое качество записи. Хотя бутлег бутлегу рознь.
Бит — такт в музыке, употребляется в выражении англ. BPM — beat per minute, bpm — ударов в минуту. Чем больше значение, тем выше темп музыки. Простым языком. Если в музыке есть тумц- тумц- тцмц- тумц, то бит это один тумц. Т.е удар.
Блин (в виниловом проигрывателе) — круглая вращающаяся платформа, на которую кладется пластинка.
Бас бочка - большой барабан в секции ударных. Именно бочка отвечает за характерную «туцу» в танцевальной музыке. Анатомия звука «туц»: «ту» — это бочка, «ц» — тарелки.
Слабая доля - как правило в этом месте располагается тарелка «Ц» это то что между двумя бочками. при условии что мы рассматриваем обычный квадрат (см ниже).
Брейк - часть композиции, в которой бочка временно исчезает. Как правило, брейк предшествует главной или частной кульминации трека, его «взрыву».
Вертушка - обычно — проигрыватель пластинок, реже — проигрыватель CD.
Голова (корпус головки) - на голову винтами крепится картридж с иглой. Голова, в свою очередь, фиксируется на тонарме гайкой фиксации.
Двойка - объединение двух квадратов, состоящее из 8 тактов, или 32 битов.
Игла - алмазная игла, которая снимает колебания с дорожки пластинки. Вставляется в картридж.
Картридж – в виниловом проигрывателе — устройство, которое преобразовывает колебания иглы в дорожке пластинки в электрические импульсы.
Такт - в танцевальной музыке размера 4/4 — группа из четырех ударов бочки, имеющая одну сильную долю (первый бит) и три слабые.
Квадрат - группа из 4 тактов, состоящая, соответственно, из 16 битов.
Кроссфейдер - горизонтальный ползунок на микшере, который позволяет плавно переводить звук между двумя выбранными каналами.
Лейбл - бренд или торговая марка, под которой выходят релизы. Как правило, релизы лейбла находятся в рамках одного стиля, а сам лейбл сотрудничает с определенным сегментом исполнителей и продюсеров.
Микс -последовательность сведенных треков, записанная на носитель. В отличие от сета (живого выступления), микс схож, по сути, с альбомом и изначально создается с целью дальнейшего тиражирования.
Мониторы - специальные колонки в непосредственной близости от ди-джея, позволяющие ему слышать («мониторить») звук, идущий на танцпол, без задержек и искажений.
Паровоз - см. Перебитовка.
Перебитовка - перестук бочек двух треков, которые звучат не бит в бит. На слух воспринимается как «бу-бум, бу-бум, бу-бум».
Питч - регулятор на профессиональном проигрывателе, позволяющий изменять темп воспроизводимого трека. Вместе с изменением темпа естественным образом меняется и высота тона (pitch); отсюда название.
Релиз - совокупность треков, выпущенная коммерчески. Примеры релизов — альбом, EP, сингл.
Сведение - гармонично и естественно звучащее наложение одного трека на другой. Как правило, имеет место в процессе смены композиций.
Сет - выступление ди-джея, состоящее из последовательности сведенных композиций. В отличие от микса, сет чаще всего означает живое выступление.
Сингл - релиз, содержащий одну композицию и несколько ремиксов на нее. Танцевальная музыка выпускается в основном в виде синглов.
Скретчинг - техника турнтаблизма, используемая для извлечения характерных звуков путем возвратно-поступательного перемещения пластинки на виниловом проигрывателе с одновременным манипулированием кроссфейдером микшера.
Слипмат - мягкая прокладка из синтетического материала, которая кладется между блином и пластинкой и предназначена для уменьшения трения между ними.
Стробоскоп - служит для контроля скорости вращения блина. Освещая метки стробоскопии прерывистым светом, стробоскоп создает эффект «застывания» меток на определенных положениях питча.
Тонарм - в виниловом проигрывателе — полая металлическая трубка, на которую крепится картридж с иглой с одной стороны и противовес с другой. Тонарм может быть прямым или изогнутым в форме буквы S.
Трек - композиция. Также — дорожка на пластинке или CD.
Турнтаблизм - искусство манипулирования звуком и создания музыки с использованием проигрывателя пластинок и микшера.
SAMPLE (Сэмпл, семпл)— кусок аудио-файла.
LOOP (Луп) — циклически повторяющийся фрагмент, например, партии ударных.
GROOVE (Грув) — то же, что и loop. Только обычно под грувом понимают инструментальный аккомпанемент, линию баса и др.
SLIDER, FADER (Слайдер, фэйдер) — регулятор, отвечающий за значение какого-либо определенного параметра — например, громкость, баланс и т.п.
MP3 (MPEG Layer 3) — очень популярный на сегодня аудио формат, жестко сжимает 16-битные аудио файлы за счет отчистки от звука «лишней» информации, не особо слышимой человеческим ухом.
PLUG-IN (Плагин, плугин) — Вообще-то это широкое понятие, означающее что-то, что можно к чему-нибудь присоединить. Так понятие «plugin» можно встретить в графике. В музыкальном же софте это обычно небольшая программа, служащая для обработки звука. В основном все пользуются DirectX, VST и Wavelab плагинами, хотя существует еще куча всяких малоизвестных форматов.
EQ (Эквалайзер) — устройство коррекции частот сигнала. Сравнительно недавно существовали только в железном виде. С развитием компьютерных технологий стали появляться программно реализованные EQ с большим количеством полос и высокой точностью обработки. Эквалайзеры бывают графические и параметрические. Первые очень похожи на встроенные во многие музыкальные центры EQ, только с большим количеством полос. А с помощью параметрических EQ можно настроиться на нужную полоску и отрегулировать ее уровень.
#4 Структура трека
Чтобы научиться качественно сводить пластинки, ты должен хорошо представлять себе строение типичного танцевального трека. Как будто специально для того, чтобы облегчить жизнь диджею, большинство композиций следуют очень похожему шаблону. Зная его, ты сможешь предсказывать течение музыки и искусно манипулировать ей.
Начнем с азов. В любом танцевальном треке невозможно не заметить бочку – большой барабан, который отбивает ритм: «бум, бум, бум, бум». Удары бочки идут группами по четыре, каждая из которых называется тактом. Первый бит (сильная доля) каждого такта обычно акцентируется: если не силой удара, то каким-либо изменением в музыке. В общем, если вальс – это «раз, два, три; раз, два, три…», то хаус и другие клубные стили – это «раз, два, три, четыре; раз, два, три, четыре…».
В качестве примера – самый первый такт одного из моих любимых треков:
Такты, в свою очередь, объединяются в квадраты – группы по 4 такта. Соответственно, в каждом квадрате 16 битов (4 х 4). Вот квадрат из вступления того же трека, с небольшим отрывком до и после него (сам квадрат начинается между 1-й и 2-й секундой):
Квадраты примечательны тем, что абсолютно все части трека (вступление, куплет, припев и т.д.) занимают четное количество квадратов. Поэтому все значительные изменения в музыке происходят через одинаковые промежутки времени, обычно равные длине двух квадратов (двойки) или четырех. Послушай типичный куплет, который занимает четыре квадрата, или две двойки (начало куплета – между 4-й и 5-й секундой отрывка):
Слышишь, как акцентируется начало каждой двойки, и какие изменения происходят в течении музыки? Кстати, заметь, как под новую двойку в самом конце отрывка начинается припев.
Вооружившись знаниями о тактах и квадратах, возьмем типичную композицию в стиле хаус и посмотрим, из каких частей она состоит. В качестве подопытного кролика возьмем Todd Terry All Stars – Get Down (Kenny Dope Original Mix) (Трек можно прослушать в посте с этим обучающим материалом в группе RDK Club – Денисовка https://vk.com/rdk_denisovka )
Слушай внимательно! Трек следует такой схеме:
Вступление – 16 тактов
Инструментальный припев – 16 тактов
Куплет – 8 тактов
Припев – 8 тактов
Куплет – 8 тактов
Припев – 16 тактов
Куплет – 16 тактов
Припев – 16 тактов
Проигрыш – 24 такта
Брейк – 8 тактов
Припев – 16 тактов
Инструментальный припев – 16 тактов
Окончание – 16 тактов
Эта структура хорошо иллюстрирует общие принципы построения танцевальной композиции. Вначале идет вступление – обычно чистая бочка, к которой постепенно добавляются другие инструменты и элементы вокала. Вступление может прерываться брейком, чтобы обратить внимание танцпола на разворачивающуюся картину композиции. Иногда, как сейчас, сразу после вступления идет инструментальный припев, или «хук», который без лишних предисловий дает понять гостям на танцполе, что перед ними за трек.
После инструментального припева начинается куплет, который сменяется припевом, и так два-три раза. После второго или третьего куплета идет инструментальный проигрыш, скатывающийся в главный брейк, где бочка вообще исчезает: это самый драматический момент трека. Во время брейка напряжение растет, и, когда танцпол уже визжит от предвкушения, бит возвращается и трек взрывается кульминацией – последним припевом, который может повторяться несколько раз. За последним припевом может следовать еще раз припев инструментальный, после которого трек уходит в окончание, возвращаясь к чистой бочке.
Конечно, у каждой композиции свои особенности, и далеко не у каждого трека структура совпадает с приведенной выше. Тем не менее, общие принципы всегда одинаковы, а это именно то, на что мы будем опираться дальше в обучении сведению.
Любой трек состоит из отдельных частей:
Сэмпл от английского Sample-пример, образец. В нашем случае сэмплом называют некоторую аранжировку определённого инструмента или инструментов. Sample, как правило, не имеет тенденции к зацикливанию.
Луп от английского Loop – Цикл, петля. Как правило это небольшой фрагмент который относительно долго повторяется. Loop чаще всего хранит в себе какой-либо ударный ритм, который очень удобно зацикливать для дальнейшего наложения поверх него других лупов и сэмплов.
Независимо от того, sample это или loop он содержит запись инструмента, которую необходимо включать и выключать в некоторые моменты времени на протяжении проигрыша всего трека. Например, при смене аранжировки ударных мы должны заменить предыдущий сэмпл новым.
Включение и выключение сэмплов/лупов на протяжении записи всего трека и называется миксингом от английского mixing – смешивание. При этом совсем не обязательно писать свои аранжировки, можно, на первых парах, брать уже готовые. Но тем не менее это одна из первых ступенек на пути к профессиональной записи музыки. Микширование помогает лучше понять, из чего состоит песня, способствует усвоению некоторых приёмов написания музыки и, наконец, является той базой знаний, которой Вам предстоит постоянно пользоваться на протяжении всего творческого пути.