Конститутивные аспекты
Основной функцией рассматриваемого института является обеспечение должной индивидуализации производителей, посредников, производимых и реализуемых товаров, работ, услуг. В качестве защищенных законом средств индивидуализации выступают фирменные наименования, товарные знаки, знаки обслуживания и наименования мест происхождения товаров. История развития законодательства в этой области имеет давние истоки, как на западе, так и в России. Уже в древней Руси на уровне обычного права применялись разного рода клейма, маки и т.д. однако более устойчивая правовая основа формируется лишь начиная с 19 столетия. Что касается фирменных наименований, какие либо общие правила в русском дореволюционном законодательстве отсутствовали, правда отдельные правила имели место. В том числе в торговом уставе ст. 60, в уставе гражданского судопроизводства ст. 220, 221, в законах гражданских ст. 2148. После революции положение особо не поменялось, некоторые упоминания о фирме встречались в гражданском кодексе РСФСР 1922 года. А так же в декларации ВЦИК и СНК РСФСР от 10 апреля 1923 года о государственных промышленных предприятиях, действующих на началах коммерческого расчета или трестах. Ст. 199 УК РСФСР 1922 года предусматривала уголовную ответственность за самовольное использование чужой фирмы. Первым, наиболее завершенным правовым актом в этой области стала утвержденное ЦИК и СНК СССР 22 июня 1927 года положение о фирме. Причем оно отличалось достойной проработкой с юридико - технической точки зрения, а так же регулятивными возможностями. И сегодня имеет если не практическое, то важное доктринальное значение для понятия вопрос регулирования фирменных наименований. Отдельные требования к фирме вводились ГК РСФСР 1964 года. Определенные новации стали появляться с начала 90 гг. В том числе в законе РСФСР о собственности в РСФСР 1990г., законе РСФСР о предприятиях и предпринимательской деятельности 1990г, закон РСФСР о конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках 1991г. Основы ГК СССР 1991 г. И т.д. новое вехо в регулировании отношений в этой области связано с принятие и вступлением в силу 1 части ГК РФ, в которой 54 является нормой общего характера, а ряд статей вводят специальные требования ст. 69, 82, 87, 95, 96. Дополнительные требования предусматриваются 666ст ст. И т.д.
В настоящее время этому вопросу непосредственно посвящена гл. 76 ГК РФ. Положения, которой, однако, следует рассматривать с остальными статьями.
В плане товарных знаков в России первый закон подобного рода был принят в 1830 г. О товарных клеймах. В 1896 году принимается более совершенный закон о товарных знаках (фабричных и торговых марках и клеймах). В 1922 году вышел декрет снк РСФСР о товарных знаках. В 23 и 26 годах принимаются постановления снк СССР о товарных знаках. 1936 год постановления ЦИК и снк СССР о производственных марках и товарных знаках. 1962 год постановление совета министров СССР о товарных знаках. В 1965 году СССР присоединяется к парижской конвенции о охране промышленной собственности. В 1991 году принимается закон СССР о товарных знаках и знаках обслуживания, однако он так и не вступил в силу. Но соответствующе наработки легли в основу другого нормативного акта от 23 сентября 1992 ода о товарных знаках обслуживания и наименования мест происхождения товаров. В настоящее время эти вопросы более полно и целенаправленно регулируются в рамках главы 76 параграф 2.