Органичность — этот принцип определяет собой построение композиции с учетом закономерностей формообразования, проявляющихся в природе
Природа всегда являлась для человека не только источником вдохновения, но и образцом для подражания. Важно подчеркнуть, что речь здесь идет не о механическом подражании природным формам, а об их творческом осмыслении с целью органичного преобразования в дизайн-формах.
Формообразующие факторы и классификация, система категорий формообразования необходимо дополнить сложившимися в конце XX века представлениями о стилях, как о формальных целостностях в дизайне, учитывая влияние художественных стилевых направлений, больших художественных стилей на формообразование предметов среды обитания и деятельности человека.
Дизайн в основе своей можно определить как искусство компромисса, как метод согласования и приведения к единству, целостности и гармонии многих противоречивых друг другу стилей, приёмов, правил, свойств, возможностей. Конфликтность каждого замысла заложена в самой природе дизайна, но суть его как особой универсальной деятельности состоит в искусстве преодоления этой конфликтности на основе компромисса. Дизайнеру всегда приходится увязывать требования красоты с формой и функцией предмета, законы визуальной гармонии с требованиями эргономики, свойства и возможности материала с предполагаемыми результатами и наличной технологией, стремления к экономичности с правилами техники безопасности. Сам процесс формообразования также представляет собой серию компромиссов – между идеальной моделью, возникшей в воображении дизайнера, и той или иной технологией, способом, принципом моделирования форм.
Сообразно нынешним воззрениям дизайн 20-х годов прошлого столетия связан с авангардным
Культурно-художественным движением – явлением очень важным, след и программа которого не исчерпаны и поныне.
Средообразование. В соответствии с расширившимися представлениями о дизайне границы его истории также раздвигаются. Сюда включается вся область создания предметно-пространственной среды обитания и деятельности человека.
Авангард принёс тенденции отрицания традиций, с одной стороны, а с другой – экспериментальный
поиск новых форм и путей творчества в дизайне, противоположных академизму. В этой связи влияние художников авангардистов на формообразование в дизайне проявилось в том, что авангард подменил духовное содержание прагматизмом, эмоциональность – трезвым расчётом, художественную образность – простой гармонизацией эстетической формы, композицию – конструкцией, а большую идею заменил утилитарностью. По мнению ряда исследователей, авангардизм не является художественным стилем, так как в нём отсутствует целостность стилистических признаков, но он может рассматриваться как отражение процесса вытеснения культуры цивилизации, гуманистических ценностей в начале ХХ века и прагматической идеологией технического века. Но авангард не однороден. В искусстве абстрагирующая тенденция присутствует постоянно, т. к. абстрагирование – это один из основных, неотъемлемых способов мышления. В своём крайнем выражении абстрактивизм приводит к геометризации, превращая в декоративном искусстве изображение в орнамент, а в станковом – в абстрактную картину. Минимальное проявление абстрактного мышления ведёт, напротив, к предельной иллюзорности – натурализму.
Реализм – это не обязательно конкретность, а абстрактность совсем не означает отказ от
Реалистичности, поскольку реализм и идеализм – иная пара категорий, чем абстрактное и конкретное.
Натурализм оказывался идеалистичным, а отвлечённое от конкретного художественное мышление – более реалистическим. Возможно, абстрактивизм в начале ХХ в. и был реализмом, точно так же, как, к примеру, Классицизм – реализмом в искусстве XVII, а Барокко – реализмом XVI столетия. Вместе с этим нельзя не заметить, что художники, увлечённые развитием формальных идей, обычно переходят рубеж, за которым художественное творчество как выражение образа мира перестаёт быть самим собой и превращается в чистую эстетику, отвлечённую игру форм и конструкций. Это явление оправдывает гипотезу о влиянии на периодичность изменений в социокультурной сфересмены типов сознания, связанной определённым образом с различием между функциями левого и правогополушарий человеческого мозга, в частности активизацией, в то время «левополушарной» деятельности, отличающейся аналитическими процессами, связанными с расчленением воспринимаемого объекта. Внутри синтетического этапа нарастают аналитические тенденции и наоборот. Эти процессы исследовал и обосновал В. М. Петров в работе «Количественные методы в искусствознании»].