Древнегреческая скульптура
V в., до н.э.- время искусства высокой классики. Скульпторы мастерски передают движение фигуры, красоту лица — одухотворенность.
Фидий -древнегреческий скульптор, «творец богов», создал статуи для Афинского Акрополя. Фидий считается основоположником европейского искусства.
Фидий владел знаниями о достижениях оптики. Сохранился рассказ о его соперничестве с Алкаменом: обоим были заказаны статуи Афины, которые предполагалось водрузить на высокие колонны. Фидий сделал свою статую в соответствии с высотой колонны — на земле она казалась безобразной и непропорциональной. Народ едва не побил его камнями. Когда же обе статуи воздвигли на высокие постаменты, правота Фидия стала очевидна, а Алкамен был осмеян.
Афина Промахос –семиметровая бронзовая статуя в центре Акрополя.
Суровая и грозная богиня правой рукой опиралась на копье, а левой держала щит. Ее голову увенчивал шлем, ниспадающие складки одежды подчеркивали монументальное величие фигуры.
Она хорошо была видна со всех концов города, и даже с моря путешественники замечали сверкавшие на солнце конец копья и гребень шлема.
Мирон -древнегреческий скульптор. Впервые в скульптуре показал сложное движение человека. Статуя «Дискобол»
Поликле́т -древнегреческий скульптор, изображал человека в спокойном состоянии. Он написал теоретический трактат под названием «Канон» (что значит «правило») о пропорциях человека.
Скульптор Поликлет математически точно рассчитал размеры всех частей тела и их соотношение между собой. За единицу измерения он принял рост человека. По отношению к росту голова составляла одну седьмую часть, лицо и кисть руки — одну десятую, ступня — одну шестую.
Статуя «Копьеносец» (по гречески Дорифор)высота 212 см (бронза) оригинал не сохранился, существуют многочисленные копии.
Свой идеал атлета-гражданина Поликлет воплотил в бронзовой скульптуре юноши с копьем, отлитой около 450 – 440 гг. до н.э. Могучий обнаженный атлет – Дорифор – изображен в спокойной и величественной позе. Он держит в руке копье, которое лежит на левом плече, и слегка повернув голову, смотрит в даль.
Безукоризненное совершенство Дорифора сделало его в глазах греков непревзойденным образцом человеческой красоты. Воспроизведения этой скульптуры стояли во многих городах Древней Эллады (Греции), в тех местах, где юноши занимались гимнастическими упражнениями.
Скопас - древнегреческий скульптор, ввел в изобразительное искусство тему душевных переживаний, борьбы страстей.
Один из первых мастеров греческой классики, отдавший предпочтение мрамору, практически отказавшись от применения бронзы.
Пляшущая Менада» (Мрамор. Дрезден) - изображена в момент культового танца.
Менады - («безумствующие») — в древнегреческой мифологии [1] спутницы и почитательницы Диониса (бога виноделия).
Леохар–скульптор IV в. До н.э.
«АПОЛЛО́Н БЕЛЬВЕДЕ́РСКИЙ» (оригинал не сохранился). Статуя изображает Аполлона, бога солнца и света, в образе прекрасного юноши, стреляющего из лука.
Ника Самофракийская (Лувр, Париж)(Ника – богиня победы) - Статуя поставлена по случаю победы македонского флота над египетским, она стояла на отвесной скале над морем, ее пъедестал изображал нос боевого корабля.
Статую воздвигли жители острова Родос в память о победе, одержанной ими над флотом сирийского царя. Могучая и величавая Ника в развевающейся от ветра одежде представлена в неудержимом движении вперед. Сквозь тонкий прозрачный хитон просвечивается прекрасная фигура, которая поражает зрителя великолепной пластикой упругого и сильного тела.
Афродита (Венера) Милосская(2 м, белый мрамор. Лувр, Париж)Афродита – богиня красоты и любви. Статуя найдена в XIX веке на небольшом островке Милос.
Весной 1820 г. греческий крестьянин с острова Милоса по имени Юргос, копая землю, почувствовал, что его лопата, глухо звякнув, натолкнулась на что-то твердое.
Юргос принялся копать и обнаружил статую очень красивой женщины из белоснежного мрамора, помещенную в каменной нише. Тот, кому когда-то принадлежала эта статуя, видимо, очень дорожил ею и сделал все возможное, чтобы на нее не влияло время. Как свидетельствует надпись (впоследствии ее прочитали ученые), автора изваяния звали Агесандр, или Александр (точно установить не удалось), ибо несколько букв стерлось. Жил он в конце III или начале II в. до н. э. Полуобнаженная фигура, сильная и одновременно женственная, - такой изобразил скульптор Афродиту, богиню любви. Мягкие складки одеяния подчеркивают красоту и упругость обнаженного тела. В зависимости от того, откуда смотреть на статую, она кажется то гибкой и подвижной, то спокойной и сосредоточенной. Удивительную жизненность придает богине и посадка головы немного влево и чуть вниз. Богиня любви, она чуть торжественна в своей возвышенной и строгой красоте и в то же время глубоко человечна.
Остров Милос принадлежал в те времена Турции. Иностранцы посещали его редко, и поэтому покупателя на удивительную находку найти было трудно. Юргос уступил ее за бесценок местному священнику, который задумал принести ее в дар кому-то из султанских вельмож.
В это время о находке узнал французский посол в Турции и послал на Милос своего секретаря на военном корабле. Французы прибыли в тот момент, когда статую грузили на турецкое судно. Секретарь попытался тут же в порту перекупить замечательное творение греческого искусства, но священник категорически отказался.
Тогда французы решили отнять драгоценную статую силой. Завязалась драка. Турецких матросов было меньше, чем французских военных моряков, и им пришлось уступить, но статуя при этом потеряла обе руки.
Французский посол отправил находку Юргоса — «Афродиту (Венеру) Милосскую» (так ее назвали в честь острова, где она была найдена) в Париж, в музей Лувр. Там ее поместили в отдельном зале, как одно из самых больших сокровищ этого музея.
«Лаокоон»(мрамор, Работа родосских скульпторов, хранится в Риме) - Прорицатель, во время Троянской войны предостерегавший сограждан не вводить Троянского коня в город.
Война между троянцами и ахейцами началась потому, что троянский царевич Парис украл красавицу гречанку Елену из города Спарта. Ее муж, царь Спарты Менелай со своим братом Агамемноном собрал войско греков и пошел на Трою. Ахейцы после длительной и безуспешной осады прибегли к хитрости: они соорудили огромного деревянного коня, оставили его у стен Трои, а сами сделали вид, что уплывают от берега Троады. Конь был приношением богине Афине Илионской. На боку коня было написано «Это дар приносят Афине Воительнице уходящие данайцы (ахейцы)»
Жрец Лаокоон увидев этого коня и зная хитрости ахейцев, воскликнул: «Что бы это ни было, я боюсь данайцев, даже дары приносящих!». Лаокоон яростно возражал против ввода коня в город, предостерегая от коварства греков. В это время на Лаокоона и его сыновей напали две приплывшие по морю змеи, которые растерзали детей и задушили его самого. Троянцы поняли это как наказание Лаокоону за непочтение к Афине и принесённому ей в дар коню и поспешили ввести его в город, уготовив тем самым себе погибель. Внутри коня сидело 50 лучших воинов. Ночью греки, прятавшиеся внутри коня, вышли из него, перебили стражу, открыли городские ворота, впустили вернувшихся на кораблях товарищей и таким образом овладели Троей.
Вазопись Древней Греции
Основные типы античных сосудов:
Амфора Килик Кратер
Амфора - для хранения масла и вина, иногда использовался в качестве урны для захоронения или голосования.
Килик - сосуд для питья
Кратер - для смешивания крепкого вина с водой.
СТИЛИ:
геометрический (ХII-Х в. до н.э.) сосуды украшались орнаментами
Меандр(древнее название извилистой реки) – вид орнамента, составленный из прямых углов.
чернофигурный (Х-VIII в. до н.э.) - силуэты фигур прорисовываются с помощью шликера (глянцевая глина), которая после обжига чернеет.
популярными мотивами изображений на вазах становятся пиршества, сражения, мифологические сцены, повествующие о жизни Геракла и о Троянской войне
Созданные гончаром вазы сначала высушивались. Далее подсохшие до состояния сырца сосуды ещё до обжига расписывалась вазописцами — в своём большинстве рабами либо нанятыми ремесленниками, которые по сравнению с гончарами занимали более низкое положение в обществе. В технике чернофигурной вазописи изображаемый сюжет наносился на вазу глиняным шликером (глянцевой глиной, ранее ошибочно считавшейся лаком). Таким образом, это не было росписью в обычном понимании этого слова. Сначала рисунок наносился на вазу инструментом типа кисти. Детали внутри изображения прорисовывались с помощью насечек на шликере. Для проработки деталей часто применялись минеральные краски — красная и белая для орнаментов, элементов одежды, волос, гривы животных, деталей оружия и др. Белая краска также использовалась для изображения женского тела. Оценить конечный результат росписи можно было только после сложного трёхкратного обжига. В процессе обжига глина сосуда приобретала красноватый оттенок, а шликер становился чёрным.
краснофигурный (VIII – VI в. до н.э.) - по технологии это чернофигурная вазопись наоборот.
Преобладали мифологические сюжеты.
У нового стиля были явные преимущества. В технике чернофигурного стиля линии внутри рисунка высекались по нанесённой краске, что не обеспечивало достаточной точности изображения. По сравнению с чернофигурными силуэтами, выглядящими как тени, краснофигурные изображения стали динамичнее и приблизились к жизни. Кроме того, красные фигуры отличались большей контрастностью на чёрном фоне. Появилась возможность изображать людей не только в профиль, но и анфас, со спины или в три четверти. Краснофигурная техника позволяла лучше передать глубину и пространство.