Психологические механизмы художественного творчества

5. Психологические механизмы художественного творчества.Юнг считал, что психология может быть поставлена в связь с эстетикой. Суще­ствует пограничная зона между этими науками — психология искусства (психология творчества и психология восприятия).

Художественное творчество начинается с обостренного внимания к жизни мира и предполагает «редкие впечатления»(Гете), умение их удержать в памяти и осмыслить.

Память

Память — психологический фактор творчества. У художника она не зеркальна, а избирательна и носит творческий характер. Живописец Фальк велел своим ученикам запоминать впечатления от натуры и затем писать этюды по памяти. Известно, какое значение имела память в твор­честве Пруста. Считая, что действительность художественно формирует­ся именно в памяти, он воскрешал прошлое и запечатлевал затем воспо­минания в произведении.

Воображение

Воображениекомбинационно-творчески воспроизводит блоки пред­ставлений, впечатлений и образов, хранящиеся в памяти, комбинирует и рисует в сознании художника живые картины, которые он фиксирует в ху­дожественном тексте. Благодаря воображению в сознании художника воз­никают живые картины. Русский писатель XIX в. Гончаров писал: «...лица не дают покоя, пристают, позируют в сценах, я слышу отрывки их разго­воров — и мне часто казалось, прости Господи, что я это не выдумываю, а что это все носится в воздухе около меня и мне только надо смотреть и вдумываться» (Гончаров. 1955. С. 71). Воображение имеет много разно­видностей: фантасмагорическое — у Гофмана, философско-лирическое — у Тютчева, романтически-возвышенное — у Врубеля, болезненно ги­пертрофированное — у Дали, полное таинственности — у Бергмана, реа­листически-строгое и гротескное — у Феллини. Творческое воображение принципиально отличается от галлюцинации. Согласно Флоберу при гал-

люцинации вы испытываете ужас и ощущаете что вы умираете, плоды же воображения доставляют радость и эстетическое наслаждение.

Ассоциации

Ассоциации (от лат. association = участвующий, соединенный, объе­динение, союз; этот термин предложен Локком в книге «Опыт о человече­ском разуме», 1698 г.; см. об этом «Оксфордский словарь английского языка») — мысли или образы, возникающие при виде предмета или при восприятии высказывания; путем установления сходства, или путем от­талкивания, благодаря воспоминанию или нахождению аналогий с по­мощью подсознания; возникающие по смежности, сходству и контрасту «переклички» между впечатлениями бытия, непредсказуемые логикой прыжки воображения сопоставляющие эти впечатления и неожиданные сопряжения далеко отстоящих друг от друга явлений. Вся литература «по­тока сознания» основывается на ассоциативном мышлении. Психоанали­тики используют свободные ассоциации как инструмент исследования подсознания. Ассоциации возникают на основе предшествующего опыта. Здание психической жизни человека, — согласно Миллю, — составлено из «кирпичей» — ощущений и связывающего их цемента — ассоциаций. Художественное творчество осуществляется посредством бессознатель­ного синтеза тривиальной ассоциации с ассоциацией оригинальной, при­надлежащей другому семантическому полю. Художник мыслит ассоциа­тивно.Облако для него, как для чеховского Тригорина, похоже на рояль, а «на плотине блестит горлышко разбитой бутылки и чернеет тень от мель­ничного колеса — вот и лунная ночь готова»; судьбу же девушки он рас­крывает через судьбу птицы: «Сюжет для небольшого рассказа: на берегу озера с детства живет молодая девушка... любит озеро, как чайка, и счаст­лива, и свободна, как чайка. Но случайно пришел человек, увидел и от не­чего делать погубил ее, как вот эту чайку» (Чехов. 1948. С. 166,168, 189). Все риторические фигуры возникают благодаря ассоциациям и воображе­нию. «У капель тяжесть запонок» (Б. Пастернак) — чудо неожиданного сочетания несочетаемого поражает читателя. «Любое слово является пуч­ком, и смысл торчит из него в разные стороны, а не устремляется в одну официальную точку» (О. Мандельштам). Слово по своей природе много­значно, многовалентно и предоставляет поэту богатейшие возможности ассоциаций. Без ассоциаций не обходится ни один вид искусства.

Вдохновение

Вдохновение — специфически творческое состояние ясности мысли, интенсивности ее работы, богатства и быстроты ассоциаций, глубокого проникновения в суть жизненных проблем, могучего «выброса» накоп­ленного в подсознании жизненного и художественного опыта и непосред­ственное включение его в творчество, обостренная виртуозность в чувст­вовании формы. Вдохновение рождает необыкновенную творческую энергию, оно почти синоним творчества. Символом поэзии и вдохнове-

ния с древнейших времен служит крылатый конь Пегас. Вдохновение де­лает творческий процесс особенно плодотворным.

Внутреннее освобождение

Внутреннее освобождение— элемент психологического механизма творчества, разрешающий потребность творческой индивидуальности в публичной исповеди или проповеди; ощущение желания поделиться с близким человеком глубоким переживанием, ярким впечатлением, суще­ственной мыслью. Потребность во внутреннем освобождении, возникаю­щую в процессе творчества, выразительно описывает Данте: «Глаза мои изо дня в день проливали слезы и так утомились, что следовало бы осла­бить силу моих страданий и сложить слова, исполненные печали. И я ре­шился написать канцону, в которой, жалуясь, скажу о той, оплакивая кото­рую я истерзал душу. И я начал канцону «Сердечной скорби» (Данте. 1968. С. 41).

Благодаря памяти, воображению, ассоциациям, вдохновению, внутрен­нему освобождению в творческом сознании появляется множество образов, обстоятельств, ситуаций. Эстетический вкус помогает из бесчисленных ва­риантов отобрать лучшие. Творческий процесс — эстетическая селекция, он нацелен на читателя, на передачу ему определенной художественной инфор­мации и формирование системы его ценностных ориентаций.

Сознание и подсознание

6. Сознание и подсознание— компоненты творческого процесса со­здания произведения. Важная роль подсознания в художественном мыш­лении приводила уже Платона и других древнегреческих философов к трактовке творчества как экстатического, боговдохновенного, вакхиче­ского состояния. Для Гомера рапсод — певец, озаряемый свыше, а Пиндар называл поэта пророком муз.

Эстетика романтизма абсолютизировала роль бессознательного в творческом процессе. Шеллинг писал: «...художник непроизвольно и да­же вопреки своему внутреннему желанию вовлекается в процесс творче­ства... Подобно тому как обреченный человек совершает не то, что он хо­чет или что намеревается сделать, но выполняет здесь неисповедимо предписанное судьбой, во власти коей он находится, таким же представ­ляется и положение художника... на него действует сила, которая прово­дит грань между ним и другими людьми, побуждая его к изображению и высказыванию вещей, не открытых до конца его взору и обладающих не­исповедимой глубиной» (Шеллинг. 1936. С. 380). Процесс рождения сти­хов, по словам Гете, выглядит так: «Заранее я не имел о них никакого представления и никакого предчувствия, но они сразу овладевали мною и требовали немедленного воплощения, так что я должен был тут же на ме­сте, непроизвольно, как лунатик, их записывать» (Эккерман. 1934. С. 809).

В ХХ в. бессознательное в творческом процессе привлекло к себе вни­мание 3. Фрейда и его психоаналитической школы. Художник как творче­ская личность был превращен психоаналитиками в объект наблюдения и

самонаблюдения критики. Художник, по мнению фрейдистов — лич­ность, сублимирующая свою сексуальную энергию в область творчества. Фрейд полагал, что в акте творчества происходит вытеснение из сознания художника социально неосуществимых потребностей и устранение тем самым реальных жизненных конфликтов. По Фрейду, неудовлетворенные желания — побудительные стимулы фантазии.

Американский психолог Беррон обследовал с помощью тестов группу писателей и при­шел к выводу, что у писателей эмоциональность и интуиция высоко развиты и преобладают над рассудочностью. Из 56 испытуемых 50 оказались «интуитивными личностями» (89 %). В контрольной группе, где были люди, далекие от художественного творчества, обладаю­щих развитой интуицией оказалось в три с половиной раза меньше (25 %) (См.: Barren. 1968).

В творческом процессе взаимодействуют подсознание, сознание и сверхсознание, память и воображение, потребность в исповеди и проповеди, эвристические, суггестивные, просвети­тельские наклонности, природный дар и приобретенный навык. Шиллер писал: «Бессозна­тельное в соединении с рассудком и делает поэта-художника» (Шиллер. 1957. С. 560).

Акт творчества сознателен, но в нем много и иррационального. Роза­нов пишет: «Человек в цельности своей природы есть существо иррацио­нальное; поэтому как полное его объяснение недоступно для разума, так недостижимо для него — его удовлетворение. Как бы ни была упорна ра­бота мысли, она никогда не покроет всей действительности, будет отве­чать мнимому человеку, а не действительному. В человеке скрыт акт твор­чества, и он-то именно привнес в него жизнь, наградил его страданиями и радостями, ни понять, ни переделать которых не дано разуму» (Розанов. 1990. С. 71).

Сознание определяет многие существенные стороны творчества. Оно контролирует цель, сверхзадачу творчества и основные контуры художе­ственной концепции произведения, высвечивает «светлое пятно» в твор­ческом мышлении и организует весь опыт художника вокруг этого света. «Светлое пятно» обеспечивает самонаблюдение и самоконтроль худож­ника, помогает ему самокритично проанализировать, оценить черновой вариант и довести его до совершенного. Сознание помогает художнику провести критический анализ всего своего творчества и сделать выводы, способствующие дальнейшему росту мастерства.

Особенно важна роль сознания при создании крупномасштабных про­изведений. Миниатюру можно исполнить и по наитию, крупное же произ­ведение нуждается в серьезном обдумывании. Лев Толстой писал по пово­ду «Войны и мира»: «Вы не можете себе представить, как мне трудна эта предварительная работа глубокой пахоты того поля, на котором я принуж­ден сеять. Обдумать и передумать все, что может случиться со всеми бу­дущими людьми предстоящего сочинения, очень большого, и обдумать миллионы возможных сочетаний для того, чтобы выбрать из них 1/1 000 000 — ужасно трудно» (Толстой Л.Н. 1958. С. 261—262).

Значение сознательного начала при работе над «Братьями Карамазо­выми» подчеркивал и Достоевский: «Теперь же подводится итог тому что 3 года обдумывалось, составлялось, записывалось» (Достоевский. 1959. С. 198—199).

Подсознание под влиянием жизненных впечатлений рождает в твор­ческом процессе огромное число вариантов образов, ситуаций, мысли­тельных связей между явлениями. Интуитивное эстетическое чувство за­ставляет отобрать из этого огромного числа наиболее красивые образы. Механизм интуиции тесно связан с эстетикой. Французский математик А. Пуанкаре подчеркивал, что отличительное свойство математического ума нужно искать не в логике, а в эстетике (См.: Пуанкаре. 1909. С. 24). Об этом же говорит современный американский математик С. Пейперт (Papert. 1978. Р. 105—119).

Идеи, которые переходят из подсознания в сознание, не всегда пра­вильны, так как в подсознании нет логических критериев истины. Именно красота есть критерий передачи образов из подсознания в сознание, где осуществляется строгая проверка полученного из подсознания материа­ла. Рожденный подсознанием, отобранный эстетическим чувством, образ поступает в сознание. Здесь он логически выверяется, просветляется ра­зумом, обрабатывается (домысливается, обосновывается, связывается скультурным фондом и обогащается им). Таким образом, сначала эстети­ческое чувство (на уровне интуиции), затем строгая логика (на уровне со­знания) производят «естественный отбор» из множества идей и образов. «Выживают» (= поступают в дальнейшую обработку в творческом про­цессе) лишь самые прекрасные и истинные. Переход от подсознания к со­знанию связан с огромным творческим приращением. Логически выве­ренные разумом идея или образ углубляются и получают свою завершен­ность.

II. Художественный образ

Наши рекомендации