Приемы садового искусства Ср. веков, получившие развитие в более поздних компазициях

В Средневековье хозяйственная и культурная жизнь кон­центрировалась в городах, замках и монастырях. Они занимали небольшие территории, ограниченные крепостными стенами. В строительстве замков, соборов и монастырей высокого развития достигла архитектура: до 13 в. господствовал романский стиль, позднее - до эпохи Возрождения - готический. Большую роль в феодальном обществе, играла церковь. Ведущая роль в развитии садоводства принадлежала Монастырям. Размеры са­дов, создаваемых за стенами укреплений, резко уменьшилась.

Они представляли собой замкнутые небольшие участки ила дворики-клуатры со строго геометрической планировкой, близкой по оформлению римским перистильным дворикам. Назна­чение прежде всего утилитарное; высаживали лекарственные травы, ароматные растения (розмарин, рута, шалфей и розы), огородные культуры (салат, лук-порей, чеснок, петрушка), а также некоторое количество ягодных кустарников и фруктовых деревьев (яблоня, груша, слива, шелковица и смоковница).

Характерные садово-парковые объекты Средневековья -внутримонастырские сады-клуатры, примонастырские утилитар­ные сады, замковые, призамковые декоративные, увеселительные и охотничьи сады и рощи, и, наконец, - общественные сады. Особенности построения - геометричность плана, рядовые посадки, стрижка деревьев, устройство лабиринта, дерновых скамей, трельяжных беседок.

Приемы садового искусства средних веков, получившие развитие в более поздних композициях выразились в следующем: активное использование рельефа (террасы), стрижка растений, использование лабиринтов(Версаль, Шантильа) и воды (каскады).

Италия. Сады эпохи Возрождения. Виллы Капрарола, Ланте.

Возрождение оставило значительное число садов в разных областях Италии. Признанным мастером садового искусства 16 в. был знаменитый Джулио Виньола. Виллы с садами занимают очень значительное место в его творчестве, при этом общепризнанно, что некоторые из этих вилл, в первую очередь Ланте и Капрарола, считаются лучшими в наследии ландшафтной архитектуры Возрождения. Оба сада расположены на террасированных горных склонах, в планировке имеют ярко выраженную продольную ось, в оформления - богатство декоративных и водных элементов: каскада, фонтаны бассейны, каналы, скульптура, лестницы в др. Основной замысел этих композиций - выявление архитектурными средства­ми рельефа участка и естественного течения горного ручья. По тождественности композиции трактовка каждого сада глубо­ко индивидуальна.

Наши рекомендации