Искусство Московской Руси XIV- XVII в. Московская художественная школа
Цель – проанализировать своеобразие московской художественной школы и её эволюцию
Задачи – проследить формирование и эволюцию московской художественной школы,
– описать архитектуру Московского кремля,
– выявить стилевое своеобразие архитектуры XVI- XVII вв.
- Московская художественная школа. Монастырское зодчество.
- Соборы Московского Кремля.
- Образцы шатрового стиля.
- Храм Василия Блаженного, архитектура, декор, символика.
- Крепостное и монастырское зодчество. Ново-Иерусалимский монастырь.
- Теремное зодчество.
- Образцы «дивного узорочья».
8. Московское барокко.
9. Ярославская художественная школа. Стенопись Гурия Никитина.
10. Русское деревянное зодчество.
Контрольные вопросы к темеИскусство Московской Руси XIV- XVII в.
1. Сравните архитектуру Успенского, Архангельского и Благовещенского соборов.
2. Какой новый стиль и почему развивается в русской архитектуре XVII в.?
3. В чём уникальность архитектуры собора Василия Блаженного?
4. Опишите стиль «дивного узорочья».
5. Опишите и приведите примеры московского барокко.
6. В чём своеобразие ярославской школы архитектуры и стенописи?
7. В чём проявляется отход от традиций византийского искусства?
8. В чём заключается своеобразие русского стиля?
Литература
- Алленов М.А. и др. Русское искусство X- нач. XX вв. М.,1989.
2. Емохонова Л.Г. Мировая художественная культура. М.,2007.
3. Вагнер Г.К. Искусство Древней Руси. М., 1993.
4. Вагнер Г.К. Канон и стиль в древнерусском искусстве. М., 1987.
5. Любимов Л.Д. Искусство Древней Руси. М., 1996.
6. Рапацкая Л.А. Русская художественная культура. М., 2002.
История и теория древнерусской иконописи
Школы русской иконописи.
Цель – проанализировать феномен древнерусской иконы как важнейшее воплощение православия и древнерусской культуры
Задачи – выявить назначение иконы
- выявить своеобразие феномена иконы как философии и эстетики в красках
- описать технику иконописи
- рассмотреть эволюцию древнерусской иконы
- сравнить манеру крупнейших иконописцев XV века: Феофана Грека, Андрея Рублёва и Дионисия
- дать описание иконостаса
- определить закономерности развития иконописи XVI-XVII в.
1. Икона как феномен религиозного искусства, назначение иконы.
2. Техника иконописи.
3. Назовите русские знаменитые иконы XII-XIV веков.
4. Новгородская школа иконописи, своеобразие и эволюция.
5. Псковская школа иконописи.
6. Иконопись Феофана Грека.
7. Иконопись Андрея Рублёва.
8. Раскройте духовно-символический смысл «Троицы» А.Рублёва.
9. Иконопись Дионисия. Опишите отличительные черты иконописи Дионисия как «эстетики в красках».
10. Опишите фрески Ферапонтова монастыря.
11. Дайте описание классического иконостаса.
12. Отличительные черты иконописи XVI-XVII в.
13. Строгановская и годуновская школы иконописи.
14. Иконопись Симона Ушакова.
Контрольные вопросы к темеИстория и теория древнерусской иконописи
1. В чём своеобразие новгородской иконописи?
2. Сравните иконопись Феофана Грека, Андрея Рублёва и Дионисия.
3. Под каким духовным влиянием складывалось их религиозное искусство?
4. В чём своеобразие строгановской школы иконописи?
5. Чем отличается иконопись Симона Ушакова?
6. Какие изменения происходят в русской иконописи XVI-XVII вв.?
Литература
1. Алексеев С.А. Энциклопедия православной иконы. СПб. 2001.
2. Бычков В.В. Духовно-эстетические основы русской иконы. М., 1995.
3. Барская Н.А. Сюжеты и образы древнерусской живописи. М., 1993.
4. Вагнер Г.К. Искусство Древней Руси. М., 1993.
5. Емохонова Л.Г. Мировая художественная культура. М.,2007.
6. Иконостас. Происхождение-развитие-символика. М., 2000.
7. История иконописи. Истоки, традиции, современность. М., 2002.
8. Лазарев В.Н. Русская иконопись от истоков до начала XVI века. М., 1986.
9. Любимов Л.Д. Искусство Древней Руси. М., 1996.
10. Муратов П.П. Древнерусская живопись. История открытия и исследования. М., 2005.
11. Плугин В.А. А. Рублёв и его Троица. М., 1989.
12. Рапацкая Л.А. Русская художественная культура. М., 2002.
13. Языкова И.И. Богословие иконы. М., 1995.
ТК 2 – 2 коллоквиум:
1. Библейские сюжеты и образы в искусстве.
2. Иконографический канон.
3. Школы русской иконописи.
Практическое задание (ПЗ): устный ответ на семинаре(коллоквиуме)Задания для самостоятельной работы (КСР):
-эл.презентация.
Приложение 2