Вопрос 7. Билет 12. Русская культура 17 века

Историография:

Муравьев А. В., Сахаров А. М. Очерки истории русской культуры 9-17 веков. М., 1984.

Семнадцатый век занимает особое место в истории России феодального периода. Господствовавший веками феодально-крепостнический строй в 17 столетии еще более укрепился.

Семнадцатый век ознаменовался небывалым обострением в России классовой борьбы. Две крестьянские войны, крупные городские восстания в Москве, Новгороде, Пскове и других городах, массовые побеги крестьян от феодалов были яркими проявлениями антифеодальной борьбы народных масс.

Современники называли 17 век «бунташным временем». Глубокими противоречиями был охвачен и господствующий класс феодалов, в особенности в первой половине столетия, когда развернулась упорная борьба дворянства за уравнение в правах и положении с феодальной знатью. В этих условиях госудаоственная власть все более эволюционировала в сторону абсолютизма.

В середине 17 века по «Соборному уложению» была окончательно оформлена государственная система крепостного права в России.

С зарождением буржуазных элементов в социально-экономическом развитии России начался процесс формирования русской нации. Это был длительный процесс, далеко выходящий за рамки 17 столетия.

С формированием национальных связей в 17 веке неразрывно связан и новый подъем национального самосознания, особенно выросшего под влиянием событий борьбы против интервенции. Рост социальных противоречий многообразно отразился в культуре 17 века.

В истории русской культуры 17 век завершает период перехода от Средневековья к Новому периоду. Самое главное заключается в начавшемся разрушении средневекового мировоззрения, в котором в силу исторических условий определяющую роль играли религиозные представления.

Начало промышленного производста, поиски полезных ископаемых, далекие походы в Сибирь и в другие районы значительно расширяли кругозор русских людей 17 века.

Внимание все более обращается к самому человеку, его роли в событиях и в определении собственной судьбы. Это явление отчетливо прослеживается в литературе и в живописи, в произведениях общественной мысли.

Еще одним крупным фактором начавшегося кризиса средневековья был церковный раскол. Сам факт раскола церкви, публичная распря между «староверами» и «никонианами», их взаимные обличения расшатывали и подрывали авторитет церкви. Официальная церковь жестоко преследовала начавшееся «обмирщение» искусства, народный театр и вообще всякое проявление внецерковной, светской культуры.

Светские элементы в культуре 17 века становятся все более заметными, они проникают в церковное зодчество и живопись, и в прикладное искусство. Социальной основой развития светских элементов в культуре были городские ремесленно-торговые слои, однако конкретными носителями их стали представители различных социальных групп.

Сфера потребителей и производителей проиведений культуры была также обусловлена социальной структурой тогдашнего общества. Монополия церковников на образование и грамотность стала уходить в прошлое. В городах высился процент грамотных людей. Грамотность стала оружием в антифеодальной борьбе, о чем свидетельствуют, например, «прелестные письма» Степана Разина.

Материальная культура.

Значительные сдвиги произошли в области ремесленного производства. В наиболее крупных городах отчетливо определялся процесс массового превращения ремесла в мелкое товарное производства. В 17 веке возникли первые русские мануфактуры, что привело к значительному обогащению материальной культуры.

Широкое распространение получила обработка металлов — в Москве, Устюжне, Тихвине, Заонежье. Было налажено производство многих видов огнестрельного оружия

Высокого технического уровня достигла обработка благородных металлов — золота и серебра, особенно в специальных государственных мастерских — Золотой и Серебряной палатах Оружейного приказа. В этих же мастерских изготовлялись различные предметы царского обихода.

В Пскове, Новгороде, Ярославле. Ржеве возникали центры массового производства изделий из льна, пеньки, холстов, канатов. Кроме того, Ярославль и Вологда стали центрами выделки изделий из кожи.

Значительно большее по сравнению с предшествующим временем получило каменное строительство. В 17 веке в России изготовлялся высококачаственный кирпич, делались обеспечивающие большую прочность растворы извести. Техника возведения крупных сооружений достигла высокого уровня. Мастера 17 века научились возводить большие сооружение без контрофорсов.

В 30-х годах 17 века появился первый стекольный завод в России.

К 17 веку многовековую традицию имела обработка дерева. Особого искусства достигли в этом деле мастера северных, богатых лесом районов. Там возводились замечательные постройки — памятники зодчества 17 века.

Архитектура.

17 век занимает особое развитие в истории русского зодчества. С большой ссилой проявилось стремление к отказу от вековых канонов - «обмирщение» искусства. И здесь ведущая линия принадлежала тем элементам, которые были связаны с демократическими, посадскими слоями.

Никогда еще городу не принадлежала такая роль в развитии культуры.

Влияние светской городской культуры на зодчество 17 века было весьма значительным, и оно объясняет сущность того развития, которое переживало зодчество. Несмотря на то, что церковь предпринимала большие усилия, чтобы задержать усиление светского начала, процесс «обмирщения» все больше превращал церкви в красивые нарядные сооружения, которые больше отвечали вкусам их заказчиков-владельцев.

По-прежнему подавляющее большинство построек в деревнях и городах возводилось из дерева. Каменные храмы и отдельные светские здания были окружены множеством построек из дерева.

Сооружение деревянных домов в 17 веке приобрело характер массового производства.

Выдающимся произведением деревянного зодчества был знаменитый дворец в Коломенском (1667-1678). Даорец состоял из многих разнохарактерных построек, связанных между собой переходами, насчитывала около 3000 окон и оконцев. Издали он походил на целый городок с башенками, чашуйчатыми крышами, «гульбищами», кокошниками.

Деревянное зодчество отличалось большим разнообразием приемов. На севере России не без влияния раскольников сохранялись старинные традиции возведения зданий. В церковном зодчестве были распространены шатровые здания, построенные по принципу «восьмерик на четверике».

В деревянном зодчестве с большой силой применялась народная художественная культура — оно воплотило в себе богатство и красочность народных талантов, характерное для 17 века стремление к «узорочью». Религиозная идея в архитектурном решении деревянных храмовых построек отступала на задний план, уступала место живой игре форм и объемов.

Светские элементы проникали все более и в каменное зодчество. Строительству каменных сооруений придавалось большое государственное значение. Это диктовалось, с одной стороны, военно-оборонительными потребностями, с другой стороны, рост каменного строительства был связан с усиением государственной власти, авторитет и величие которой требовали соответствующего выражения в монументальном зодчестве. Теперь постройки возводились из кирпича, причем нередко применялся фигурный кирпич. Внешний вид построек приобретает большую живописность и нарядность. Массовое применение получают цветные изразцы, сложные кирпичные пояса и другие декоративные детали — все более сказывается отход от средневековой строгости и простоты. Выыдающимся светским сооружением 17 века является Теремной дворец в Московском Кремле, построенный в 1635-1636 годах Баженом Огурцовым и Трефилом Шарутиным. Созданный ими Теремной дворец воплотил в себе черты русского народного искусства.

Из церковного каменного зодчества — Успенская «дивная» Церковь Алексеевского монастыря в Угличе.

Цековь Зосимы м Савватия в Троице-сергиевом монастыре.

Храм Рождества Богородицы в Путинках в Москве (1649-1652).

Церковь, построенная по заказу купца из Ярославля Григория Никитникова — Церковь Троицы в Никитниках в Москве (1628-1651). - сильно выражено светское начало, напоминающее боярский двор с разнохарактерными постройками. Исключительное богатство декоративного убранства.

На протяжении 17 века изменился весь архитектурный облик Москвы. На расстоянии нескольких верст от Кремля поднялись вертикали башен монастырей — Симонова, Новодевичьего, Донского и др. Особенно наряден и живописен был ансамбль кремлевских построек, многокрасочных и разнохарактерных.

«Обмирщение» зодчества вызывало враждебную реакцию со стороны церкви. Патриарх Никон решительно пытался восстановить строгие традиции церковного зодчества. Никон выдвигал тезис о превосходстве церковной власти над светской. Одним из средств возвышения церкви он считал сооружение величественных культовых построек. В 50-е патриарх установил новые строгие правила церковного зодчества. Он стремился вернуть монументальные, строгие формы древности, воспротивелся шатровым постройкам, в качестве образца выдвинул классическое пятиглавие, добивался строгой симметричности, осуждал стремление к «узорочью» и декоративности.

Живопись.

Для живописи, как и для всех культуры 17 века, было характерно общее стремление к «живству», «обмирщению», усилению светских элементов, тенденций к реализму.

Патриарх Никон пытался установить жесткую регламентацию иконописного дела, он не останавливался перед таким делом, как публичное поругание икон, написанных не по греческому образцу.

Церковный собор 1667 года строго регламентировал темы и образцы церковной живописи, Старых церковных традиций требовала придерживаться и гамота царя Алексея Михайловича 1669 года.

Однако взгляды представителей официальной церкви встречали противостояние не только в самой практике живописи 17 века. Появлялись и теоретические размышления над содержанием искусства. Одно из них принадлежит царскому живописцу второй половины 17 века Иосифу Владимирову, по мнению которого не следует почитать все старинное и следовать невежественным представлениям людей, не понимающих ничего в искусстве. Не следует и игнорировать искусство других стран. Нельзя думать, будто одним русским дано писать иконы и что нужно только одному русскому иконописанию поклоняться. Где такое указание обрели немыслимые любители предания, спрашивал иосиф Владимиров, которое повелевает писать святых на одно лицо? Иосиф Владимиров, аппелируя ланными священного писания, доказывал, что все образы должны быть индивидуализированы. Так, в живописи, в рамках еще религиозного содержания начали осмысливаться принципы реалистического подхода к изображению персонажей.

Сохранились в живописи традиционные приемы плоскостного изображения. При росписи стен стремились к сплошному их покрытию, благодаря чему интерьеры храмов становились похожими на цветной ковер. Иконы стали убираться драгоценными окладами из золота, драгоценных камней. Иконы становились теперь больше произведениями ювелирного, чем живописного искусства.

Наряду со всеми этими явлениями, тормозившими развитие живописного искусства, отчетливо наблюдаются знаменательныеновые элементы. В 17 веке наблюдаются попытки более точного изображения пространства. Изображения кажутся более объемными, удаляются формы, художники начинают пользоваться приемами светотени.

Высшая ступень развития живописного искусства 17 века связана с деятельностью Симона Ушакова — выходец из посадских людей, он работал в Оружейной палате и был возведен в дворянское звание. Центральной темой его творчества было изобрадение человеческого лица. Знаменитым его произведением является «Спас Нерукотворный», в котором художник изобразил классически правильное лицо.

В 1668 году Симон Ушаков создал большую икону — картину «Насаждение древа государства российского», посвященную прославлению самодержавной власти.

В 1671 году Симон Ушаков создал икону на традиционный сюжет «Троицы». В картине появились реалистические детали (стол, уставленный яствами, крупное дерево и др.). Тяжеловато, «плотское» изображение фигур.

Примечательным явлением в живописи, отразившей возросший интерес к человеческой личности, было распространение «парсунного письма», портретных изображений. Это сказалось не только в направлении творчества Симона Ушакова. Многие представители знати стали заказывать свои портреты за границей, но и в самой России тоже появились попытки создания портретов. В первой половине 17 века портреты эти еще выполнялись в иконописной традиции, как например изображение ивана 4 или князя М. В. Скопина-Шуйского. Во второй половине столетия изображения стали принимать более реалистичный характер, хотя в «парсунах» передавалось прежде всего общественное положение, сан, богатство человека, а не его внутреннее состояние. Это были парадные портреты. Таковы изображения царя Алексея михайловича, Федора Алексеевича, написанные Ерофеем Елиным и Лукой Смоляниным в 1686 году.

Наши рекомендации