Авангардизм как художественная эпоха новейшего времени: мир враждебен личности
Особенности эпохи 309
Предмодернизм свобода и удовольствие
1 Особенности предмодернизма 311
2 Натурализм человек плоти в вещно-материальном мире 311
3 Импрессионизм утонченная, лирически отзывчивая, впечатлительная личность, способная видеть красоту 313
4 Эклектизм демократизм, равенство, доходность 314
5 Модерн мир в лучах заката 316
Модернизм ускорение истории и усиление ее давления на человека
1 Особенности модернизма 317
2 Символизм «в закате утонула (так пышно1) кровать» мечты о рыцарстве и прекрасной даме 319
3 Акмеизм поэт — гордый властитель мира, разгадывающий его тайны и преодолевающий его хаос 320
4 Футуризм воинственная личность в урбанистически организованном хаосе мира 321
5 Примитивизм упрощение человека и мира 324
6 Кубизм геометическое упрощение человека и мира 325
7 Абстракционизм бегство личности от банальной и иллюзорной действительности 327
8 Лучизм трудность и радость бытия человека в неопределенном мире, рассекаемом
лучами света 330
Неомодернизм человек не выдерживает давления мира и становится неочеловеком
1 Особенности неомодернизма 331
2 Дадаизм мир — бессмыслица и безумие 332
3 Сюрреализм смятенный человек в таинственном и непознаваемом мире 333
4 Экспрессионизм отчужденный человек во враждебном мире 342
5 Конструктивизм человек в среде отчужденных от него индустриальных сил 349
6 Экзистенциализм одинокий человек в мире абсурда 352
7. Литература «потока сознания»: духовный мир личности, не сопряженный с реальностью...................................362
8. Неоабстракционизм: поток события, запечатленный в цвете............364
Постмодернизм: человек не выдерживает давление мира и становится постчеловеком
1. Особенности постмодернизма.... .......366
2. Поп-арт: зомбированная масс-культурой личность общества массового потребления, приобретатель и потребитель........ 367
3. Гиперреализм: обезличенная живая система в жестоком и грубом мире...... 372
4. Фотореализм: достоверный обыденный человек в достоверном обыденном мире . 373
5. Сонористика: Нарцисс в зеркале звуков (игра тембров, выражающая «Я» автора). 375
6. Музыкальный пуантилизм: «мне дождь весенний говорит: мир из осколков состоит»............. 376
7. Алеаторика: человек — игрок в мире случайный ситуаций............ 377
8. Хеппенинг: своевольная анархически «свободная», манипулируемая личность в хаотичном мире «случайных» событий.... 378
9. Саморазрушающееся искусство: безликая личность в мире «ничто»....... 380
10. Соц-арт: социальная проблематика в свете переориентации на посткоммунистические ценности..............380
11. Концептуализм: человек, отрешенный от смысла культуры, среди эстетизированных продуктов интеллектуальной деятельности..........382
Реализм как художественная эпоха новейшего времени: человек терпит бедствия, но выстоит
1. Критический реализм XIX в.: мир и человек несовершенны; выход —
непротивление злу насилием и самосовершенствование.............387
2. Социалистический реализм: личность социально активна и включена в творение истории насильственными средствами......................400
3. Крестьянский реализм: крестьянин — главный носитель нравственности и опора национальной жизни...416
4. Неореализм: человек из народа, ориентированный на простые жизненные
ценности.....................................418
5. Магический реализм: человек живет в реальности, совмещающей в себе современность и историю, сверхъестественное и естественное, паранормальное
и обыденное...................................419
6. Психологический реализм: личность ответственна; духовный мир должна
заполнять культура способствующая братству людей и преодолению их эгоцентризма...................................423
7. Интеллектуальный реализм: счастлив творящий добро: состояние мира не способствует счастью; существуют ли пути очеловечивания мира?........428
ОБЩЕНИЕ С ИСКУССТВОМ КАК СОКРОВЕННЫЙ ЛИЧНОСТНЫЙ ПРОЦЕСС
ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ВОСПРИЯТИЕ — ЗАВЕРШАЮЩЕЕ ЗВЕНО ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КОММУНИКАЦИИ
1. Реципиент (читатель, слушатель, зритель).....................437
2. Диалогичность восприятия и «сотворчество» реципиента.............438