Орнаментированные предметы
§ 1. Южная группа*
Судя по литературным данным, в XX в. нарымские селькупы весьма активно включали в орнаментальную сферу изделия из дерева, составляющие внутреннее и внешнее убранство жилого помещения. Над входом в срубный дом располагался резной орнамент из спирале- и волютовидных линий. Резьбой покрывались спинки деревянных стульев, кроватей. Как сами предметы,- так и декор на них вошли в селькупский быт под влиянием русской культуры. Особенно красочно выглядели узоры на наличниках домов, при этом применяли контурную, глухую и пропильную резьбу. Впрочем, обрисованная картина наблюдалась не у всех нарым-оких селькупов, в нее не вписывалось население р. Кети. Здесь отсутствовали элементы украшений на жилище как внутри, так и снаружи [Орлова Е. |Н., 1928]1
Резьба на костяных орудиях труда и утвари в 50—60-е гг. XX в. была мало известна селькупам, но сохранилась информация о ее более широком распространении в прошлом, в'частности на пряслицах, предохранительных пластинках для руки, ножнах, игольницах.
Наибольшая щедрость в украшении берестяных изделий — общепризнанная отличительная черта орнаментального искусства нарымских селькупов. Для декорирования берестяных сосудов круглой и подпрямоугольной формы: сагалтамга, патчжа (куженька) - чаще всего применялась техника выскабливания. Узор имел криволинейные очертания и заполнял всю боковую поверхность и крышку. В нем порой отчетливо выделялись несложные окаймляющие мотивы, идущие по краям декорируемой поверхности, и основные мотивы сложных форм, которые заполняли собой почти всю узорную площадь. Основные узоры на стенках сосудов мог-
* При описании предметов южных селькупов использован фактический материал из работ Шатилова М. Б. (1927), Орловой Е. Н. (1928), Прокофьевой Е. Д. (1950), Пелих Г. И. (1972, 1972 а); коллекции ТГОИАМ, МАЭС ТГУ.
ли быть в виде ленточных, состоящих из зон-секций или расположенных ярусами бордюров, а также в виде сетки. На крышках наносились сетчатые узоры или симметричные орнаментальные композиции. Крышка патчжи снабжена высокими стенками, закрывавшими стенки самого вместилища, которые также украшались выскобленным орнаментом. Розетки сложного строения выскабливались и на крышках кузовков кто.
Штампованные узоры покрывали стенки цилиндрического сосуда тамга и коробку подчетырехугольной формы коромдже. у первого поверхность стенок и крышки делилась на ярусы контурными линиями, и в каждом ярусе располагался определенный мотив. В коромдже хранили одежду, украшения, и их внешнему убранству уделялось'особое внимание. Штампованный орнамент заключался в зоны-секции, созданные контурным зигзагом, и состоял из уголков [см.: Хороших П. П., Гемуев И. Н., 1980. Рис. 3]. Помимо вдавленных узоров, здесь также встречалась ажурная резьба с подкладным фоном. Орнамент принимал вид бордюров и сеток и состоял из треугольников и стреловидных элементов. Узор заполнял всю поверхность стенок, или же накладная узорная полоса покрывала верхнюю часть изделия.
Г. И. Пелих отмечает также использование на берестяной утвари техники тиснения, выжигания и «вышивания» саргой. К сожалению, исследовательницей не описан круг вещей, определяемых понятием «берестяная утварь», известно лишь, что помимо коробок сюда отнесены и иные предметы [Пелих Г.И., 1972 а]. Не поддается восстановлению и расположение орнамента на вещи, так как иллюстративный материал не содержит изображений орнаментированных объектов.
Отсутствие орнаментации на одежде и на обуви отмечено в литературе как черта, отделяющая нарымских селькупов от тазов-ских и баишенских [Прокофьева Е. Д., 1950; Хороших П. П., Гемуев И. Н., 1980]. Прочее декоративное убранство одежды тоже было сведено к минимуму. При этом следует иметь в виду, что уже к концу XIX в. традиционный селькупский наряд почти вышел из употребления. Так, путешествовавший по Сибири в 1898 г. Си-релиус сделал снимок селькупской семьи в юртах Наунакских. На фотографии изображены женщина, девочка и два мальчика — все в летней одежде фабричного образца без всяких украшений (Si-relius U. Т., 1983. АЬ. 17). Тем не менее некоторые черты традиционного народного костюма, в том числе и декоративные, подлежат этнографической реконструкции.
В 1920-е гг. встречался зипун из покупной материи, рукава и правая пола у него оторачивались мехом или украшались нашивками из материи другого цвета. Зипун носили с опояской, к кото-
рой подвешивались самые необходимые предметы: нож в ножнах и кожаная сумочка для огнива. Она часто расшивалась бисером. Специфику женского костюма позднее составили платье или юбка с кофтой. Платье шилось с прямым разрезом и широким отложным воротником. Разрез, ворот и ластовицы делались из материи, контрастирующей с основным цветовым тоном изделия. Аналогичные декоративные детали имела и мужская рубаха. Несколько .особняком стоят сведения об орнаментальной отделке женских платьев — тенер. Эти платья имели наглухо застегивающийся продольный разрез от воротника до подола, а в талии присборивались. Подол, рукава и воротник платья -украшались «рисунком» или обшивались разноцветными узкими лентами мануфактуры [В. К., 1932]';.
При изготовлении зимней одежды большое значение имела традиция сборного меха. Лапки белки, соболя, зайца и колонка, оленьи и соболиные ушки, беличьи хвостики и утиные головки -все эти мелкие шкурки служили пошивочным материалом. Их сначала нашивали на кожаные ремни или полосы грубой прочной ткани, а затем последние сшивали вместе. В результате получался красивый легкий и весьма прочный мех с богатой цветовой па-I литрой. Лишь хорошие рукодельницы, обладающие прекрасным чувством цвета, могли создавать ровную меховую поверхность с мерцанием цветовых переливов. Не увидев сам процесс сшивания меховых кусочков, нельзя было определить с какого зверя этот мех. Сборные меха шились для собственного потребления и купить их можно было лишь по случаю, когда владельцу необходимы были деньги [Григоровский Н. П., 1884]. Из составного меха у нарымских селькупов изготавливались шубы, рукавицы, женские шапки. Чтобы такие исключительно трудоемкие изделия, как шубы, служили долго, они покрывались сверху крапивной тканью, а позднее— покупной материей. При этом обшлага рукавов, правая пола и ворот отделывались широкими полосами сшитого меха. Позднее меховую отделку сменила суконная, но декоративная топография в основном сохранилась: воротник, обшлага (реже—правая пола, подол, ластовицы) украшались контрастной тканью. Указанные детали обшивались и разноцветными узк-ими лентами из мануфактуры, причем обязательным являлось присутствие красного цвета. Иногда сочетали полосы сукна и меха.
Важное место в одежде нарымских селькупов занимала шап-'ка, и изготавливалась она с большим старанием. Шапка шилась из выдры, оленя, шкурки гагары, лебедя или лисьих лапок, которые собирались на макушке. Обязательным дополнением служила опушка из белки, колонка или соболя.
26. Заказ 2006. «Очерки культурогенеза народов Западной Сибири». 401
Материалом для традиционной обуви нарымских селькупов —-чирков пован, повды — служила оленья безворсовая шкура. Име ется упоминание о расшивании чирков бисером и сухожилиями.
Роль специализированных украшений в женском костюме играли оловянные и медные кольца, жоторые носили по нескольку штук, а также стеклянные бусы и серьги.
О культовой одежде известно немного. Г. И. Пелих указывает на вышитую бисером шаманскую одежду, отмечая при этом слабое распространение вышивки у селькупов Нарыма (1972 а).
§ 2. Северная группа*
Орнаментальное искусство северных селькупов в начале XX в. имело скромный вид и охватывало небольшой круг предметов. Жилище, утварь и одежда — вот основные составные этого круго, проявившиеся неравномерно у различных территориальных групп.
У тазовских безоленных селькупов орнаментацией было охвачено, главным образом, внешнее убранство жилища, точнее лет ний берестяной чум. Над его дверным полотнищем размещалась полоса бересты с прорезным узором, называемая матан нэ кыр «дверной рисунок», а сам орнамент именовался тамтырын нэкыг «родовой узор» и выполнял фу,нкци:о тамг. «Дверной рисунок» со стоял из одного или нескольких горизонтальных бордюров с мотивами из треугольников, ромбов, стреловидных и флажковидны>: фигур.
Среди северных групп орнаментированная береста была представлена разнообразнее всего у баишенских селькупов. Им были присущи «дверные рисунки», технические и изобразительные характеристики которых обнаруживали явное сходство с турухан-скими образцами. Вместе с тем у баишенских селькупов встречались и декоративные экземпляры коробочек и куженек. Художественное убранство последних составляла аппликативная полоса с подкладным фоном, в роли которого выступала зачерненная береста или ткань красного, черного цвета. Узорная полоса крепилась к верхнему краю вместилища, закрывая собой часть стенок. Мотивы и композиционное решение аппликации на берестяных вместилищах аналогичны «дверным рисункам»: один или несколько горизонтальных бордюров из треугольников и стреловидных элементов. Украшение меховой одежды у рассматриваемой группы сводилось к эффектному цветовому подбору мелких шкурок зверей (лапок, шеек), из которых и шилась одежда.
* Фактологический материал по данной группе селькупов взят из работ Е. Д. Прокофьевой (1950), Н. Ф. Прытковой' (1970), Хороших П. П., Гему-ева И. Н. (1980).
У тазовских селькупов-оленеводов декоративное убранство было сосредоточено преимущественно на одежде. На парке зафиксирована вышивка крестом цветными нитками, расположенная на клапане из ткани между рукавом и рукавицей. Парки без рукавиц имели манжеты из шкурок ворсом внутрь, снаружи покрытые тканью. Различные декоративные приемы выполнены на малице: широкая полоса ткани с орнаментом между станом и меховой пандой, имевшим рисунок из зигзагообразно расположенных треугольников; контрастное сочетание цветов и -материалов, отражаемое нашитыми вдоль конструктивных швов полосами красной ткани; цветовая игра меха, представленная подборкой мелких шкурок в передней части капюшона. Наибольшего эффекта у селькупов-оленеводов достигла орнаментация «ноговиц» с помощью мозаики из меха и сукна. Узоры располагались на голенище обуви и имели двоякую композицию: либо ярусно-горизонтальное расположение непрерывных бордюров, либо розетчатое строение крупномасштабной фигуры в виде стержня с развилками, уголков, ромбов, образованных треугольниками.
У северных селькупов существовала сезонная обувь высотой до колен. Она также несла на себе следы декоративной обработки. У зимней обуви голенища шили из сукна двух цветов, чаще красного и зеленого. Контрастные по цвету клинья вшивались в «носок» меховой головки (треугольный клин) и сзади вверху голенища (остроугольные, чередующиеся по цвету клинья). Летняя обувь из ровдуги окрашивалась в светло-коричневый или темно-желтый цвета. Иногда окраска приобретала орнаментальные формы: сзади вдоль шва наносились ряды из кружков таким образом, что они окружали шов с трех сторон. Кружки дополняли прямые полосы по устью голенища, вдоль шва и по краям окрашенной части голенища.
Важным атрибутом одежды являлись пояса. Их орнаментальная отделка различалась у мужчин и женщин. В первом случае широкие, кожаные пояса, покрытые сукном, зашивались рядами медных пуговиц, во втором суконная основа орнаментировалась бисером.
В роли игольников у северных селькупов отмечены меховые Мешочки с клапаном [Гемуев И. Н., 1984]. Мешочек и клапан украшены орнаментом, заключенным в квадратную зону-секцию. На мешочке узор имеет вид зигзага, на клапане -- креста с перекрестьями. По краю клапана идет зубчатый кант. Описание предметов отсутствует, поэтому о технической стороне декора судить сложно. Подобные игольники очень схожи с мужскими меховыми сумочками у восточных хантов, а на реке Аган зафиксировано изде-лие и с аналогичной орнаментацией в технике меховой мозаики и
аппликации из ткани: зубчатая полоса по краю клапана [см.- Лукина Н. В., 1979];. i
Сравнительный анализ
Декоративное творчество неотъемлемо от предметной основы, на которой оно реализуется. У каждой из групп селькупов в процессе развития декоративных навыков и обогащения их достижениями соседних народов выработалась своя, во' многом своеобразная декоративно-предметная среда. Вместе с тем в ней проступают и черты, присущие как южной, так и северной группам.
Это касается, во-первых, изделий из бересты, украшенных ажурной резьбой с подкладным фоном, во-вторых, сборного меха.
Ажурная резьба по бересте с подкладным фоном из этого же зачерненного материала или из ткани черного либо красного цвета встречается на утвари и во внешней отделке жилища. Узоры возникают чаще из треугольников в различных сочетаниях и имеют вид бордюров, обычно расположенных ярусно. У нарымских и баишенских селькупов орнаментированная полоса бересты крепилась к верхнему краю круглой берестяной коробки, а у тазов-ских (безоленных) — над дверным полотнищем чума. Однако здесь уместно задаться вопросом, какова этническая природа резных узоров на бересте и сводима ли она лишь к селькупскому компоненту.
Ажурная резьба с подкладным фоном известна многим народам Сибири. Перу С. В. Иванова (1963) принадлежит положение о данной технике как эвенкийском компоненте в художественной культуре обских угров. Развивая данную мысль, В. Б. Богомолов предполагает следующий путь распространения резных ажурных узоров «из одного центра — от эвенков к кетам, якутам, обским уграм, затем через обских угров — к башкирам и барабинским татарам» (1987. С. 132). Не ставя своей задачей анализ орнаментального материала по всем перечисленным народам, остановлюсь лишь на первой половине предложенной трансляционной цепочки подключив к ней и селькупское звено.
Характеризуя обско-угорскую орнаментацию бересты, С. В-Иванов выделяет в ней девять приемов художественной обработки, в том числе и ажурную резьбу с подкладным фоном. Такое техническое разнообразие свидетельствует о давнем и прочном знакомстве хантов и.манси с декоративной обработкой данного мате риала, тем более что вариабельность в исполнении узоров сопровождается большим разнообразием сложных мотивов. Последние имеют близкие аналоги среди орнаментов, свойственных иным ма-
гериалам и техническим приемам, т. е. они логично вписываются - в обско-угорскую орнаментику в целом. Все вышеизложенное следует из указанной монографии G. В. Иванова. В ней же содержится информация и об эвенкийских традициях берестяного декора. Они включают в себя в качестве ведущего способа орнаментации штамп, реже узоры наносятся кончиком шила или ножа, еще реже __ раскрашиванием и профилировкой краев. Замечу, что ажурная резьба с подкладным фоном даже не упоминается. Конфигурационно эвенкийский орнамент на бересте представляет собой очень пеструю картину, так что исследователь, отмечая это наряду с малой изученностью и репрезентативностью материала, не решается «высказать по поводу этих узоров соображения исторического характера» (1963. С. 292). Как видим, ситуация в области орнаментированной бересты у эвенков прямо противоположна обско-угорской. На этом фоне, обрисованном самим С. В. Ивановым, непонятным кажется его предположение о заимствованном характере обско-угорских ажурных узоров на бересте, тем более что оно не подкреплено никакой аргументацией.
Вовлечение в исследовательскую орбиту данных по резным берестяным узорам у селькупов и кетов также не укрепляет позиции исследователя. Ажурная резьба с подкладным фоном из зачерненной бересты (позднее красной или черной ткани), обнаруживается в творчестве обских угров и кетов, локализуясь в р'амках того же предметного круга, что и у селькупов — наддверные рисунки и круглые берестяные вместилища. Последние зафиксированы у северной и восточной групп хантов, у манси, правда, в виде реликтовой черты для творчества XX в., которому более присуща техника выскабливания. Резными мотивами служили обычно фигуры, образованные из треугольников, последние выстраивались в зиг-заговом порядке, удваивались или создавали фигуру из учетверенного элемента с крестообразным фоном. В первом случае треугольники часто дополнялись зигзаговой линией, во втором — вертикальными разделительными линиями. У северных манси, кроме того, отмечены рисунки над входом в жилище, вырезанные из дерева или нанесенные краской и состоящие чаще из крестообразных фигур, а также из Ж-образных мотивов и зигзага с уголками, которые играли роль родового знака. У различных групп кетов на берестяной двери чума встречались ажурные резные узоры из треугольников: учетверенных, с крестообразным фоном и вертикальными разделительными линиями; расположенных попарно, а также ряды ломаных линий. В качестве подкладного фона выступала цветная ткань. Кеты называли рисунок «глазами двери» и считали его обязательным. Крестообразные фигуры в аналогичном декоративном контексте употреблялись в качестве родовой тамги. Ажурная