Выражение трагедии холокоста в поэзии «Фуга смерти» Пауля Целана

Кровавые социальные трагедии ХХ века, ужасные события Второй мировой войны сформировали мировоззрение, которое называют «апокалипсическим». Один из главных тезисов Целанового творчества, который развивается в большинстве его поэтических произведений

— после Освенцима люди обречены жить в отрезке времени, когда последний акт истории уже завершился, а Страшный Суд отложен на неопределенный срок. Ведущий принцип поэтики Целана — ассоциативная образность. Образы его поэзии влияют скорее эмоционально, чем побуждают к размышлениям. Но целановские стихотворения эмоциональны настолько, насколько может быть эмоциональным шок. Лирика Целана — это противостояние и сосуществование памяти и забвения: память принуждает страдать от боли и ужаса, но забыть все— невозможно.

Одним из самых известных произведений П. Целана стала «Фуга смерти». Эта поэзия отмечается странным сочетанием разных не только поэтических жанров, но и видов искусства.

Для усиления эмоционального влияния П. Целан использует форму музыкальной фуги. Фуга — многоголосое полифоническое произведение, основанное на приемах имитации, то есть одна и та же тема по очереди изменяется и подается в разных голосах. Фуга состоит из трех основных разделов. В первом тема проводится во всех голосах; вторая часть строится более свободно: тема развивается по очереди в разных голосах. В заключительном разделе фуги утверждается главная тональность произведения. За этими принципами строится и композиция Целановской «Фуги смерти». Особенности синтаксиса поэзии подчеркивают ее «музыкальную организацию»: лишенный знаков препинаний, текст несется, творя скорбную мелодию, в которой разные голоса способствуют развитию и усилению основной темы.

Как и музыкальное произведение, «Фуга смерти» вызывает в первую очередь эмоциональные переживания, шок, и только потом читатель пытается осознать значение образов, ассоциации, какие они вызывают. Именно из этих ассоциаций и начерчиваются тема, мотивы произведения. Уже название поэзии предусматривает сложный и неоднозначный ассоциативный ряд. Например: фуга — Бах, Гендель — Германия

— слава и гордость — духовное, вечное, прекрасное — орган; эти ассоциации сосуществуют и противостоят в названии слову «смерть» во всех его значениях. Так подсознательно определяется читателем основная тема произведения. Полностью правомерно воспринимать эту поэзию как модернистское изображение трагедии Холокоста: образы «черного молока рассветания», «могил в воздухе» порождают ассоциации с крематориями, в которых погибали миллионы невинных людей, только потому, что они евреи; а образ «одного мужчины, который живет в доме», «играет со змеями», «пишет когда темнеет в Германии твоя золотистая коса Маргарита», «свистит на евреев», «хватается железа в кобуре» разоблачает сущность фашистской идеологии, которая несет смерть всей человеческой цивилизации. «Трагедия Освенцима» осознается не как национальная трагедия евреев, а как всемирная. Это подчеркивают и образы Маргарти и Суламиф, которые являются сквозными в поэзии и символизируют богатейшую гуманистическую культуру, которую подарила человечеству немецкая и еврейская нации. Орган-крематорий, на котором «из Германии мастер» играет «фугу смерти», уничтожает и «золотистую косу Маргариты», и «пепельную косу Суламиф».

Изменения слова, его превращения, метаморфозы в эпоху, которая не подлежит описанию, — одна из главных тем творчества Целана. Для поэта Освенцим — абсолютно исключительный факт, который определяет любой человеческий опыт, но не способный сам стать опытом. Язык прошел через то страшное время, но не дал слова для изображения того, что происходило. Поэт с ужасом и отчаянием вынужден признать — язык не способен на «акт правосудия». Именно потому, что нет слов для достоверного, буквального воссоздания реальности, Освенцим исчезает в потоке времени как страшное, но полностью естественное событие. Отсюда происходит отказ поэта «поэтизировать мир», «тенденция к молчанию», а «шок непонятного» становится у Целана средством противостояния традиционным и конвенционным средствам литературы.

В поэзии «Фуга смерти» П. Целан средствами разных видов искусства попробовал передать трагедию Холокоста. Образы его не имеют однозначной трактовки, потому что поэт должен был признать, что «вымолвить», найти соответствующие этой трагедии слова поэзия почти не способна.

Эрнест Миллер Хемингуэй родился 21 июля 1899 года в Оук-Парк, штат Иллинойс (США) в семье врача. С детства он много читал, а также увлекался охотой и рыбалкой. Во время учёбы в школе Эрнест писал заметки и репортажи для небольшой школьной газеты. Именно тогда мальчик решает стать писателем. Его первые рассказы появились в школьном журнале «Скрижаль» в 1916 году.
После школы он захотел поступать в университет и переехал в Канзас-Сити. Там он работал репортёром в газете «Звезда», освещая хронику происшествий. Во время Первой мировой войны Хемингуэй служил в Италии. В 1918 году он был тяжело ранен и через год вернулся в США. Был награждён серебряной медалью «За доблесть» и «Военным крестом».
После войны Хэмингуэй работал журналистом в Чикаго и Торонто. Параллельно он пишет рассказы. Впоследствии он вместе с женой переехал в Париж, где полностью посвятил себя писательской деятельности.
В 1926 году был опубликован его роман «И восходит солнце (Фиеста)», который принёс Хемингуэю первый писательский успех. Ещё через год вышел сборник рассказов молодого писателя «Мужчины без женщин», а в 1933 году – «Победитель ничего не получает». Яркие драматические рассказы Хемингуэя, такие как «Убийцы», «Недолгое счастье Френсиса Макомбера», «Снега Килиманджаро» привлекли к себе заслуженное внимание критиков и читателей и упрочили славу писателя.
Грандиозный успех ждал роман Хемингуэя «Прощай, оружие», который вышел в свет в 1929 году. Это талантливое произведение становится широко известно и за рубежом.
В 1930 году Хемингуэй вернулся в США. Писатель всю свою жизнь много путешествовал, что и отразил в своих романах. В последующие годы вышли его известные романы «Смерть после полудня» (1932), «Зеленые холмы Африки» (1935), «По ком звонит колокол» (1940).
В 1953 году Эрнест Хемингуэй получил Пулитцеровскую премию за повесть «Старик и море»(1952). В 1954 году писатель был удостоен Нобелевской премии по литературе.
Впоследствии он жил на Кубе, путешествовал по Африке.
В конце жизни Хемингуэй страдал от диабета и гипертонии, однако врачи были сосредоточены только на его мнимых «психических расстройствах».
Устав от постоянных мучений 2 июля 1961 года Хемингуэй застрелился, не оставив предсмертной записки.

Центральные персонажи романов и некоторых рассказов Хемингуэя очень похожи и получили собирательное имя "хемингуэевский герой". Несколько менее четкий, но более значимый образ, который играет ключевую роль в произведениях Хемингуэя, - это человек, олицетворяющий то, что иногда называют "хемингуэевским кодексом" в вопросах чести, храбрости и стойкости. Персонажи Хемингуэя никогда не напоминают покорных чужой волемарионеток - живые, независимые характеры со своими особенностями, со своими интонациями они остаются твердыми, не уступают наживе извне исохраняют собственное достоинство и достоинство. Герои не анализируютжизненных обстоятельств, а действуют в них. Изображая своих персонажей,писатель пишет о чести, храбрости, достоинстве, душевную щедрость и о необходимости хорошо и до конца делать свое дело. Такие герои в литературной критике получили имя «героев кодекса». Они имеют определенные устоявшиеся правила поведения, которые никогда не изменяют.

Наши рекомендации