Глава 1. дисциплина «менеджмент» как совокупность
Полнотекстовые материалы по учебной дисциплине
Арт-менеджмент
(специальность –071401.65 Социально-культурная деятельность)
Санкт-Петербург 2011
Кафедра социально-культурных технологий
Составитель: старший преподаватель кафедры СКТ Баркова Е.В.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Полнотекстовые материалы по дисциплине «Арт-менеджмент» предназначены для студентов факультета культуры, обучающихся по специальности 071401.65 Социально-культурная деятельность. «Арт-менеджмент» тематически связан с дисциплинами: «Основы менеджмента», «Маркетинг», «Теория, история, методология художественного рынка», «Основы галерейной деятельности и предпринимательства в сфере изобразительного искусства».
Предмет дисциплины - менеджмент в сфере культуры и арт-менеджмент.
Целью дисциплины является формирование устойчивой системы знаний об особенностях арт-менеджмента, о механизмах культурной политики, принципах и методах управления в сфере культуры и искусства, знакомство с общими принципами менеджмента, в основе которых лежат культурологические, экономические, исторические, политологические, социологические знания.
Задачами дисциплинами являются:
- изучение концепций арт-менеджмента, разработанные в различные периоды развития менеджмента в сфере культуры и искусства, оценка перспектив их применения в современном менеджменте в сфере культуры и искусства;
- освоение маркетингового подхода к организации и ведению дел, развитие понимания основных областей управленческой компетенции и соответствующей терминологии;
- развитие навыков самостоятельного анализа принципов арт-менеджмента на базе учета комплекса социологических, экономических и других факторов, влияющих на его формирование;
- развитие базовых навыков по организации деятельности арт-фирмы;
- формирование общих представлений о нормативно-правовой и нравственно-этической основе деятельности арт-менеджера и применения их на практике;
- знакомство с критериями оценки конкретных решений в области арт-менеджмента.
После окончания изучения дисциплины студенты должны уметь:
- ориентироваться в проблемном понимании процессов в сфере управления и арт-менеджмента;
- работать с нормативными документами;
- иметь представление о стратегии и тактике бизнеса в сфере культуры и искусства;
- владеть методами маркетинговой и проектной деятельности в сфере культуры и искусства;
- владеть методами коммерческой деятельности в сфере культурны и искусства.
ПОЛНОТЕКСТОВЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Учебное пособие - Переверзев М.П., Косцов Т.В.
«Менеджмент в сфере культуры и искусства»
УДК 338.2(075.8) ББК
65.050.9(2Р)2я73 П27
Рецензенты:
Университет российской академии образования, филиал в г. Новомосковске (кандидат экономических наук, доцент Шульмин С.А.); доктор экономических наук, профессор Куперман В.Г.
Переверзев М.П., Косцов Т.В.
П27 Менеджмент в сфере культуры и искусства: Учеб. пособие / Под ред. М.П. Переверзева. - М.: ИНФРА-М, 2007. — 192 с. -(Высшее образование).
15ВИ 978-5-16-002862-0
Раскрыта сущность менеджмента как науки и искусства управления, методология менеджмента в сфере культуры и искусства как комплексной отрасли экономики, государственного регулирования. Рассматривается инструментальное обеспечение менеджмента, бизнес-планирования и маркетинга, а также этика в сфере культуры и искусства.
Для студентов, обучающихся по направлению 522800 «Искусства и гуманитарные науки», слушателей школ шоу-бизнеса а также лиц, занятых организаторской и управленческой деятельностью в отраслях сферы культуры и искусства.
УДК 338.2(075.8) ББК65.050.9(2Р)2я73
15ВИ 978-5-16-002862-0
ОГЛАВЛЕНИЕ
ПРЕДИСЛОВИЕ………………………………………………………………………………..………………………6
Глава 1. ДИСЦИПЛИНА «МЕНЕДЖМЕНТ» КАК СОВОКУПНОСТЬ
НАУКИ И ИСКУССТВА УПРАВЛЕНИЯ………………………………………………………………...8
Содержание и сущность категорий «менеджмент», «руководство» и «управление»…………...8
Менеджмент в системе экономических дисциплин, основные функции курса и методология его изучения ………………………………………………………………………………………...10
Контрольные вопросы………………………………………………………………………………18
Глава 2. МЕНЕДЖМЕНТ КАК СИСТЕМА РУКОВОДСТВА И УПРАВЛЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИЯМИ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВА………………………………………………………………………….…..19
Организация в сфере культуры и искусства ………………………………19
Система процессов менеджмента………………………………………………………………32
Контрольные вопросы………………………………………………………………………………33
Глава 3. ОСНОВЫ МЕТОДОЛОГИИ МЕНЕДЖМЕНТА……………………..………………………………...34
Закономерности и принципы менеджмента ………………………………34
Целеполагание…………………………………………………………………………………..36
Функции менеджмента………………………………………………………………………....41
Методы менеджмента…………………………………………………………………………...49
Контрольные вопросы……………………………………………………………………………....53
Глава 4. СПЕЦИАЛЬНЫЕ МЕТОДЫ МЕНЕДЖМЕНТА В ОРГАНИЗАЦИЯХ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВА…………………………………………………………………………………………...…...54
Маркетинговый подход в менеджменте………………………………………………………..54
Бизнес-планирование и инвестиционное проектирование……………………………………57
Контрольные вопросы……………………………………………………………………………...62
Глава 5. ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УПРАВЛЕНИЯ ТВОРЧЕСКИМИ КОЛЛЕКТИВАМИ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВА………………………………………………………………….…..63
5.1.Гипы организационных структур управления………………………………………………….63
5.2.Проектирование организационной структуры управления…………………………………….68
Контрольные вопросы………………………………………………………………………………72