Каролингское искусство (8-9 в.в.)
Меровингское искусство (5-8 в.в.)
Меровей I – вождь 1-ой королевской династии во Франкском государстве.
I.Архитектура – забвение римских традиций, упадок техники.
1. Гробницы с выдолбленными куполами.
2. Церкви по типу базилик, небольшие, грубые.
II.Живопись – книжная миниатюра (декоративность, яркий цвет; рукопись – драгоценность).
III.Художественные ремесла – «звериный стиль» (орнамент, узоры с изображением сказочных зверей) – украшения из драг. металлов, церковная утварь, оружие.
Каролингское искусство (8-9 в.в.)
Карл Великий – глава империи франков.
«Академия» монаха Алкуина – школа «свободных наук»: риторики, грамматики и прочих
.
I.Архитектура – монастыри, церкви-базилики, дворцы, укрепления.
II.Скульптура – изделия из слоновой кости.
III. Живопись – мозаики, фрески, миниатюра (свобода, динамика, орнамент, символы).
IV. Художественные ремесла – литье, чеканка, гравировка, эмаль.
9 век – смерть Карла Великого распад империи образование 3-х сильных государств: Франции, Германии, Италии.
Романское искусство.
Период феодальной раздробленности; сильнейшее влияние католической церкви; государства – отдельные враждующие поместья; стихия жизни – набеги и сражения, отсюда:
характерные черты романского стиля – воинственность + потребность самозащиты; покровители искусства – монастырские ордена, а исполнители (строители, живописцы, переписчики рукописей) – простые, суеверные люди из низших сословий.
I.Архитектура – основной вид искусства.
1. Романский город – укрепленное поместье – БУРГ + хаотическая городская застройка.
2. Культовые сооружения: храм – крепость Бога (суровая простота + тяжеловесная мощь); основной тип храма – 3-х нефная базилика с башнями и апсидой.
а) Вормский собор – геометризм, статичность, цельность масс, скромный декор.
3. Светские сооружения: замок – крепость рыцаря
пфальцы замки феодалов
императорские замки (башня - донжон+палас –
каменн. прямоуг. здание)
а) Императорский замок-дворец в Гессене.
б) Феодальный замок в Тракае.
II. Скульптура – душа средневековья, «каменная библия» для неграмотных; цель скульптурного декора – поучать верущих и украшать храм; художественные особенность – нарушенные пропорции, неуклюжесть, но выразительность и экспрессия; элементы «звериного стиля» (фантастические животные, резные узоры).
Застылость,
отвлеченность образов
наивность, экспрессия,
яркие характеры,
(рельефы дверей
ц. Св.Михаила в Гильдесхейме)
человечность, мягкость,
сдержанность чувств
(статуи собора в Шартре)
III.Живопись – книжная миниатюра: красочная, нарядная, но плоская, стилизованная, с обилием мелких деталей; нет перспективы, объема, искажены пропорции.
IV.Художественные ремесла – культовый характер (предметы церковной утвари: чаши, распятия, реликварии и т.п.)
Светское искусство: мебель, ткани, посуда.
Готическое искусство.
Готика (от названия германских племен готов, но неточное) – художественнный стиль, заключительный этап в развитии ср.векового искусства стран Западной Европы (сер.12-15в.в.); родина готики – Северная Франция.
Культовое искусство, т.к. главная идеологическая сила – церковь, отсюда – религиозная тематика, условность худож. языка, символы, аллегории.
Светское искусство, т.к. тесно связано с жизнью ср-век. города.
13-14в.в. рост городов, антицерковные, антифеодальные настроения, первые университеты – оплоты вольнодумия расцвет с\в культуры: светской литературы и поэзии, театрального искусства (мистерии и фарсы), музыки (многоголосые церковные гимны).
Важная черта готического искусства – единство легенды и реальности; приблизить к зрителю облик священного персонажа, осовременить его.
От стилизации, условности – к реалистическому изображению.
Периоды развития: ранняя (12 век)
зрелая (13-14 века)
поздняя, «пламенеющая» (15 век)
I.Архитектура – основной вид искусства.
1. Собор – синтез искусств (арх.+скульпт.+жив.+д.п.и.): сложное
арх. решение, целый мир скульптурных изображений (около 10.000 статуй), витражная живопись, многочисленные предметы церковной утвари;
- центр городской жизни (богослужения, диспуты, собрания, мистерии),
отсюда – длина собора около 130м., вместительность – до 9000 человек;
- символ Вселенной (сложность и противоречивость).
Каркасная конструкция собора (динамика, легкость, увеличенный интерьер).
Нервюры – ребра столбов или арок, принимающие на себя силу тяжести свода.
Аркбутаны – косые арки, передающие силу тяжести свода на наружные столбы.
Контрфорсы – мощные наружные столбы.
а) Собор Парижской Богоматери.
б) Часовня Сент-Шапель (2-х ярусная капелла и реликварий с венцом Христа).
в) Амьенский собор (h=145м.; готический Парфенон).
2. Градостроительство: центр – собор или замок ратуша (здание для работы городских властей),беффруа(дозорная башня и в монастыре) торговые ряды жилые дома(цеховые или артельные) мощные стены+проездные башни.
II.Скульптура – расцвет монументальной ск-ры (статуи, горельефы).
Застылые, столпообразные фигуры
Подвижность, отделение от стены
Физическая красота, духовность, чувства
Новые темы: материнство, душевная стойкость, мученичество
III.Живопись – условность, плоскостность, графичность.
1. Монументальная живопись – росписи алтарей (Восточная Европа)
2. Станковая живопись – картины на религиозные темы («Мадонна с младенцем», «Пьета», «Воскресение Христа»); портреты, пейзажи.
а) Ван Эйк - «Гентский алтарь»
3. Книжная миниатюра – «голос эпохи», галерея крошечных картин, ярких, сияющих, наивных, исторически точных; светские хроники и церковные книги (библия, завет)
а) Братья Лимбурги – «Часослов герцога Беррийского»
Страница – как готический храм; одноцветный фон орнамент . пейзаж; плоскость объем перспектива.
4. Витражи (vitre, франц. – стекло) – окна-картины из кусочков цветного стекла, скрепленных свинцовыми полосками; интенсивный, глубокий цвет, позднее – живопись по стеклу; большие площади (до 2600 кв метров, витражи собора в Шартре), «Готическая роза» над порталом собора.
IV.Декоративно-прикладное искусство – «золотой век» художественной промышленности;
от церковной утвари – светским предметам быта (мебель, зеркала, гобелены, шкатулки и прочее)
Общие характерные черты ДПИ: фантазия, мастерство, богатство декора.
а) Гобелены «мильфлёр»(миллион цветов – фр.) «Дама и единорог».
ГОТИКА – предвестие РЕНЕССАНСА.
1. Интерес к внутреннему миру личности.
2. Интерес и желание передать детали в реалистичной манере.
3. От безымянных художников – к художнику-личности.