Стилистические особенности искусства исламского мира
Исламское искусство – обозначение художественного стиля, напрямую связанного с исламской религией.
Ислам был третьей по времени образования великой монотеистической религией. Он начал широко распространяться по территориям, заселенным арабами, уже после смерти Мухаммеда. Культура арабов в каждой из этих стран опиралась на местные традиции и художественные стили.
После смерти Мухаммада (632 г.) началось распространение ислама на территориях соседних империй: сасанидской Персии и Византии. Быстрое развитие арабского государства — халифата, у которого не было более ранней культуры, стало причиной эклектичности мусульманского искусства. Важная особенность арабской (мусульманской) истории заключается в том, что культура ислама основывалась на крупных достижениях древнегреческой, эллинистическо-римской, арамейской, иранской, индийской, китайской культурах, арабской (до введения ислама) и культур многих других народов, входивших в огромную империю Халифат. Арабская культура, таким образом, оказалась способной ассимилировать идеи даже из самых отдаленных источников и объединить их. Исламское искусство отличается большим жанровым и стилистическим разнообразием, оно включает целый ряд художественных школ, у которых общими являются только религия и ориентация на Восток. Считается, что единственным оригинальным вкладом ислама в мировое искусство является мечеть, молитвенный дом без священнослужителей.
Благодаря переезду династии Омейядов из Мекки в Дамаск расцветает гражданская архитектура, что получило свое выражение в развитии городов и строительстве первых мечетей. Династия Аббасидов, сменившая Омейядов и продержавшаяся у власти с VIII по XI в., основала столицу в Багдаде и переняла у сасанидов идею айвана — большой открытой галереи с колоннами, выходящей во внутренний двор. В эту же эпоху сложился принцип украшения стен, в том числе обливной керамикой. Техника ее изготовления получила широкое распространение по всем мусульманским территориям, равно как и арабеска — новый тип узора.
Ранние примеры исламского искусства отражают синтез классических византийских, иранских и новых мусульманских декоративных мотивов и тем, форм, стилей и методов.
В своей долгой истории и обширном географическом распространении искусство Ислама, подвергаясь широкому диапазону региональных, даже национальных стилей и влияний на протяжении всех периодов, тем не менее, всегда сохраняло свойственные только ему качества и идентичность. Поскольку Ислам воплощает образ жизни и служит связной силой среди разнообразных как в этническом, так и культурно образовательном плане народов, у искусства Ислама существует основная идентификация и объединение особенностей. Сущность исламского искусства – не имитация или описание природы, ведь работа человека никогда не сможет сравниться с божьими творениями, но формирование человеческого окружения. Искусство должно служить утилитарным целям и сделать совершенными все объекты, которыми человек себя окружает – дом, сад, одежду, посуду, предметы интерьера. Таким образом, например, кованая мебель не может обогащаться чем-то чуждым себе, искусство призвано подчеркнуть внутренне присущие отдельно взятому объекту качества. Красота и Польза от применения = два неотделимых аспекта совершенства предметов исламского искусства.
И поскольку исламское искусство, по существу, умозрительное искусство, которое стремиться выражать, прежде всего, Божественное Присутствие, главным в нем являются художественные украшения и орнаменты.
Четыре базовых составных элемента арабских украшений – каллиграфия, растительные мотивы, геометрические образцы и фигуральные изображения.
В исключительно декоративном исламском искусстве получил развитие орнамент, узор, состоящий из пересечения и переплетения стилизованных растительных мотивов и различных геометрических фигур. Такой узор получил название арабески. Часто в узор органично включаются надписи арабскими буквами. Композициями из арабесок, как ковром, можно покрывать поверхности любого размера. Активное использование изразцов и арабесок, позволяющих без конца варьировать одни и те же мотивы, является одной из главных особенностей исламского искусства и главным элементом, объединяющим все исламские государства.
Архитектура мечети приспосабливалась к эстетическим вкусам каждой новой завоеванной территории, она осваивала и впитывала все местные традиции, которые встречались на ее пути. Но, несмотря на большое разнообразие форм, которые принимают мечети, все они имеют такие общие элементы, как просторный молитвенный зал, дворик с портиками и фонтаном для омовения, киблу, сориентированную на Мекку, к которой поворачиваются верующие для молитвы, и минарет — башню, с которой призывают к молитве.
В качестве примера, демонстрирующего способность исламского искусства к ассимиляции можно вспомнить Великую мечеть Омейядов в Дамаске (706—714 гг.), которую построил халиф аль-Валид ибн-Абдул Малик: она украшена великолепной византийской мозаикой. Другим сооружением Омейядов, где использовалось искусство византийских мастеров и архитекторов, стала мечеть Омара, или «Купол скалы» в Иерусалиме (692 гг.).
Мечети, в которых чувствуется византийское влияние, сильно отличаются от некоторых других памятников той же эпохи, например, от мечети в Самарре в Ираке. Построенная около 847 г., она имеет один из самых оригинальных минаретов, форма которого напоминает древние месопотамские зиккураты.