Мораль. Нравственная культура

Моральные нормы - это критерии, по которым происходит разделение поступков человека на нравственны­е (достойные, благородные, правильные) и безнравственные (жестокие, бесчестные, эгоистичные). Существует множество определений морали, общим в которых является признание определенных принципов и норм поведения людей по отношению к другим людям и обществу в целом; системы санкций, оценок, предписаний, об­разцов поведения; потребностей и установок индивида, а также поступки в соответствии с суще­ствующими в данной группе представлениями о добре и зле. Очень близкими к понятию морали являются нравственность, совесть, этика. Таким образом, в понятии мораль можно выделить три основных аспекта:

1. Содержательный аспект. Знание о нормах социального поведения, о том, какие поступки относятся к добру, а какие к злу. Запрещение одних поступков и поощрение других (побуждение к другим).

2. Ценностный аспект. Оценка существующих общественных норм и своего поведения. От­ношение к добрым и злым поступкам, их одобрение и поддержка или порицание. Умение анализировать происходящее вокруг с точки зрения соответствия моральным нормам называется реф­лексией.

3. Деятельностный аспект. Практическое применение норм морали в своих поступках (нрав­ственное или безнравственное поведение, действие или бездействие). Недостаточно просто знать о нравственных нормах и давать оценку действиям, важно следовать моральным представлениям в своей повседневной жизни.

Контроль за соблюдением норм морали может осуществляться на разных уровнях - общественном, госу­дарственном, экспертном, религиозном, семейном и др. При этом мораль должна поддерживаться прежде всего общественным мнением, которое создает духовную атмосферу.

Мораль является очень сложным общественным явлением и может пониматься по-разному: как опыт житейской мудрости, исполнение божественных заветов, инструмент сохранения по­рядка в обществе, честность во взаимоотношениях людей, высший смысл человеческой жизни, внутренний голос совести и даже как устаревшие требования, мешающие человеку быть самим собой.

Противники вечных нравственных норм говорят о невозможности соблюдения мо­рали в экстремальных ситуациях — в условиях войны, террористических актов, роста сепаратиз­ма, агрессивности и ненависти. Они утверждают, что любые поступки стоит оценивать с учетом сложившихся условий: так, трудолюбие может стать предательством, если человек работает на врага и захватчика; смелость становится отвратительной подлостью, когда террористы совершают свои дерзкие нападения.

В ответ им возражают, что нет такого народа на земле, где не чтили бы отца с матерью, где родители не любили бы своих детей, радовались бы при виде человеческих мучений, безжалостно убивали бы малолетних и больных, брали людей в заложники, не стремились к справедливости, отвергали верность другу, поощряли вероломство и предательство.

Список общечеловеческих ценностей можно представить следующим образом:

• Не совершай сознательного и расчетливого убийства человека.

• Старайся не причинять боли и страданий и при необходимости облегчай их.

• Ответственно относись к своим обещаниям.

• Не способствуй разжиганию ненависти ни в своей душе, ни в душах других людей.

• Не покушайся на свободу другого человека.

• Будь справедлив и признавай равенство людей.

• Принимай с благодарностью помощь и отвечай взаимностью.

• Не пользуйся ложью для собственной выгоды и достижения каких-либо целей.

• Соблюдай принятые в обществе нормы, которые не противоречат предыдущим заповедям.

Общепринятые этические требования и ориентиры моральных поступков составляют общече­ловеческое начало в нравственном сознании. Именно они выражают требования нравственного идеала как высшей моральной цели. Моральный долг - поступок, требующий от человека усилий для его совершения.

Наши рекомендации