Музыка как форма культуры
Издревле человечество пыталось постичь тайны музыкального искусства в ее специфическом воздействии на духовное формирование человека, что и породило в свое время разнообразие философско-эстетических концепций в определении сущности и роли музыкального искусства в духовной жизни человека.
Начиная с эпохи античности подчеркивалась специфика музыкального искусстве как о наиболее чувственного среди других видов искусств. Основанием подобной интерпретации являются особые свойства искусства звуков. Было замечено, что такие специфические компоненты музыки как мелодия и ритм способны влиять не только на психоэмоциональное состояние человека, но и перестраивать его внутренний мир. Аристотель объяснял это тем, что в основе музыки лежат как бы зародыши нравственных состояний. Современные исследователи, отмечают, что в трудах древнегреческих философов музыка воспринималась как «мимезис», отражение человеческой жизни и космической гармонии. «Древнегреческая идея музыки сопрягает объективный космически-структурный смысл и человеческую чувственность… коммуникации между микро и макрокосмосом, между человеком и универсумом». Определяя природу музыкального воздействия на человека по-разному: как «этос», как «аффект», как «волю», древнегреческие мыслители признавали общее свойство музыкального искусства, способного формировать духовный облик человека. Созвучны этому и мысли Восточных мудрецов, которые в рассуждениях о музыке и ее свойствах подчеркивали ее значимость не только в формировании духовных, нравственных качеств личности, но и ее специфическую функциональность в управлении государством. В более поздний период также имели место гипотезы и научные догадки со стороны многих мыслителей, которые пытались объяснить общественно-значимую роль музыки в духовном и эстетическом воспитании личности.
Несмотря на различие философских подходов, современные исследователи едины в признании музыки как воплощении цельности человека, единства в нем природы и духа. Эта целостность, как и единство, сконцентрирована в музыкальном звуке. Музыка имеет свойство воздействовать на человека с помощью особым образом организованных звуковых комплексов. Музыка — искусство звуков, которых в природе не существует и носит временной характер. А.Ф. Лосев считает, что музыка есть некоторого рода специфическая структура, осуществляемая во времени, «но сама не есть ни время, ни… темп… Музыка есть искусство времени, а время в своей последней основе становление». Такое понимание музыкального феномена А.Ф. Лосев объясняет тем, что музыка в отличие от других видов искусства рисует человеку не образ, а само происхождение этого образа, его возникновение и тут же его исчезновение. Таким образом, по философии А.Ф. Лосева, феномен музыки мы понимаем как саму процессуальность жизни. Действительно, по своей природе музыка динамична. «Она не только звуки особого рода, но и движение этих звуков, их поток, текущий во времени и выражающий всю бесконечную гамму человеческих переживаний». Музыка как искусство звуко-изобразительное, существенные процессы жизни человека выражает именно в звуковых образах. В основе движения музыкальных звуков лежит эмоционально насыщенная интонация человеческой речи, которые словно сотканы из палитры человеческих чувств и переживаний. Значит, в музыке смысл и ценность коренятся в звуковой структуре, а мера ее совершенства измеряется эстетическими критериями.
В современной научной литературе музыку расшифровывают как искусство, отражающее реальную действительность в эмоциональных образах и идеях, выражаемых через звуки особого рода. Способность музыки выражать «“дух” своего времени, его ритм, эмоциональный тонус», отмечает А. Сохор. Иначе говоря, музыкальное искусство — это художественно-образное отражение действительности, особым способ мышления в образах. Следовательно, музыкальное искусство отражает действительность, а значит, социально функционирует во всех сферах человеческой жизнедеятельности, эстетически перерабатывая, пересоздавая жизненное содержание, выражая этим избирательное человеческое отношение к действительности.
В силу своей «всепроникаемой» коммуникативности, музыка является самым массовым искусством и оказывается связанной с традиционными проявлениями культуры, а значит, обладает как национальными отличиями, так и универсальными свойствами. Таким образом, «как место и роль музыки в культуре общества, так и специфика музыкальной культуры определяются в первую очередь свойствами самой музыки как вида искусства, общественного явления. Но сами эти свойства сложились под определяющим воздействием потребности общества и проявляются они по-разному в зависимости от условий социального функционирования».