Л. и Д. Шушкановы. Ночное небо. 1977 В. Малолетков. Последняя горсть земли. 1981 В. Зидер. Чайники. 1985



Л. и Д. Шушкановы. Ночное небо. 1977 В. Малолетков. Последняя горсть земли. 1981 В. Зидер. Чайники. 1985 - student2.ru

СРЕДСТВА ВЫРАЖЕНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗА____________________________________________________

С. Коненков. Паганини. 1956

Разнообразие и неповторимость фактур дают широкие возмож­ности для создания художественного образа. Правильный выбор фактуры, а значит, правильный выбор материала и его обработки, поможет в создании образа. Фактура, как и цвет, не может сущест­вовать без формы. Трудно представить себе форму без цвета, но фа­ктуру вне конкретного материала и формы представить просто не­возможно.


Соответствие формы и фактуры, их единство — одна из важней­ших проблем, которую необходимо решить художнику. Например, автору нужна для решения определенного образа тяжелая, непод­вижная форма. И фактура должна отвечать этой задаче: рваный

__________________________________________________ СРЕДСТВА ВЫРАЖЕНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗА

камень, железобетон с отпечатавшейся опалубкой, неполирован­ный металл и т. д. Если же необходимо выразить легкий, романтич­ный образ, то выбор материала или сочетания нескольких матери­алов и уровень их обработки должны соответствовать данному об­разу и форме: шелковые ткани, стеклянные нити, отражение зер­кал и т. д.

Соответствие должно существовать также между фактурой и цветом. Например, для создания образа необходим желтый цвет. Но он может быть блестящим или матовым, иметь колючую или вязкую фактуру. Он может за счет фактуры оказаться тяжелым или легким, тем самым, усилив выразительность образа.

Л. и Д. Шушкановы. Ночное небо. 1977 В. Малолетков. Последняя горсть земли. 1981 В. Зидер. Чайники. 1985 - student2.ru

Рассмотрим несколько примеров. Кувшин грузинского худож­ника, выполненный в керамике, выражает вполне определенный образ. Хорошо читаемый силуэт предмета, пластичность. Просто­та, лаконичность, можно сказать, даже аскетизм формы, подчерк­нутый черным цветом. Но фактура кувшина за счет обработки ке­рамики лощением приобрела матовую поверхность, которая прида­ла черному цвету бархатистость, теплоту. К аскетизму, строгости формы и цвета добавилась нотка приподнятости, возвышенности, мягкости. Подобен по форме кувшин украинского мастера. Но другая фактура — другой образ.

Фактура — это такое средство выражения художественного об­раза, влияние которого сказывается при непосредственном воспри­ятии произведения. Только тогда ощущается вся значимость фак­туры в формировании и раскрытии образа. Поэтому многие произ­ведения искусства, которые мы видим не в оригинале, не могут произвести на нас должного впечатления и передать все то, что волновало автора. Ни цветные фотографии, ни кинодокументы, ни голография не в состоянии заменить непосредственного общения зрителя с произведением.

Но фактуру, так же как цвет и форму, по-разному заставляют за­звучать свет и освещение. Освещение — это еще одно из средств выражения художественного образа. При различном освещении неодинаково будут работать не только объемная форма, но и фак­тура. Прямое, яркое освещение четко выявит объем, резко под­черкнет все неровности поверхности, заставит бликовать гладкие фактуры. Для создания другого образа потребуется рассеянное ос-


Наши рекомендации