Однородные и неоднородные определения
От однородных определений (на письме разделяются запятыми) надо отличать неоднородные определения, между которыми запятая не ставится.
При разграничении однородности/неоднородности определений нужно учитывать значение определений, способ их выражения, положение по отношению к определяемому существительному, а также общий характер контекста.
I. Неоднородные определенияхарактеризуют предмет с разных сторон, обозначают разные признаки предмета, например его величину, форму, цвет, материал, местоположение ит. п. Например: 1) На краю порубки валялась ...большая железная (размер и материал) печка, свидетельствующая о том, что лес рубили зимой (В. Солоухин).2) Бестужев снял с её рукизелёную вязаную (цвет и материал) перчатку и поцеловал холодные пальцы (К. Паустовский).3) Толстая черновая(размер и предназначение) тетрадь, в которую я записывал планы и черновые наброски, была уложена на дно чемодана (В. Каверин).4) Около полудня обыкновенно появляется множество круглых высоких (форма и местоположение) облаков... (И. Тургенев).
Как правило, неоднородными являются определения, выраженные сочетанием качественного и относительногоприлагательного (см. выше примеры 1—3).
Неоднородными могут быть и определения, выраженные качественными прилагательными разных смысловых групп(см. выше 4-й пример): 1) Вот на землю стали падать холодные крупные капли (М. Горький). 2) Добродушные маленькие серые глаза прищуриваются (Н. Гарин-Михайловский).
II. Однородные определенияхарактеризуют предмет с какой-то одной точки зрения, по какому-либо одному признаку, на каком-либо общем основании.
Всегдаоднородны:
1. Определения, стоящие после определяемого существительного (независимо от их значения): 1) ...Я буду тогда обладать истиной вечной, несомненной... (И. Тургенев).2) И очи синие, бездонные цветут на дальнем берегу (А. Блок).3) По дороге зимней, скучной тройка борзая бежит (А. Пушкин).(Исключение составляют некоторые сочетания терминологического характера: астра ранняя махровая; пшеница озимая морозоустойчиваяи т. п.)
2. Определения-прилагательные, относящиеся к одной семантической группе (по цвету, материалу, назначению, географическому положению и т. д.), например: 1) Чёрные, красные, жёлтые скалы отражались в воде (К. Паустовский).2) Талантливый студент, владевший пятью языками и чувствовавший себя во французской, испанской, немецкой литературах как дома, он смело пользовался своими знаниями (В. Каверин).
3. Определения-синонимы (они по-разному называют один и тот же признак, т. е. характеризуют предмет с одной стороны), причём синонимичность их часто возникает в контексте: 1) На небосклоне чуть заметны были бледные, неяркие звёзды (Л. Толстой).2) Она чувствовала себя совершенно здоровой и была в весёлом, праздничном настроении (А. Чехов).3) Пашня заросла сильными, живучими, неприхотливыми сорняками (М. Шолохов).4) Грузное тело его исполнено гибкой, звериной грации (М. Горький)(слова гибкийи звериный,не являющиеся синонимами в языке, в данном контексте оказываются синонимичными).
4. Определения, из которых первое одиночное, а второе — причастный оборот (одиночное определение предшествует распространённому): 1) Ночами над кораблём глубокое, густо засеянное звёздами небо (И. Соколов-Микитов).2) Однажды Ваня принес маленькую, выкопанную с корнем берёзу (К. Паустовский).3) Хорошо топтать мягкое, забирающееся под рубашку сено (И. Соколов-Микитов).4) Его чёрная, ничем не покрытая голова так и мелькала в кустах (И. Тургенев).
Примечание. Обратите внимание на то, что запятая ставится между прилагательным и причастным оборотом, а не после причастного оборота.
Обычнооднородны:
1. Определения, которые обозначают признаки разные, но часто и естественно сопровождающие друга; такие определения связаны между собой причинно-следственными отношениями, между ними можно вставить союзы так как, потому чтоили наречия потому, поэтому, оттого:1) Кусты сирени наклонились, будто предлагали прохожим сорвать густую, тяжёлую(густую, потому тяжёлую) гроздь (С. Маршак).2)Молодая, пахучая(пахучая, так как молодая) трава чуть пробилась (И. Бунин).3)Впереди ехал свежий, красивый(свежий, поэтому красивый) старик... (Л. Толстой).4) Просыпаешься среди тёмной, безлунной(тёмной, потому что безлунной) мартовской ночи и сначала никак не можешь сообразить, где ты находишься (А. Куприн)
Однородность таких определений не обязательна (хотя и предпочтительна).
2. Художественные определения (определения-эпитеты). С помощью таких определений подчёркивается каждая отдельная деталь описания (хотя они и характеризуют предмет с разных сторон): 1) Сытые, белые, важные птицы шли по плотине (А. Толстой).2) Каштанка поглядела на незнакомца сквозь снежинки, нависшие на ресницы, и увидела перед собой коротенького и толстенького человечка с бритым, пухлым лицом... (А. Чехов).3) И теперь, глядя на большое, бледное лицо Лужина, она ... исполнилась ... жалости (В. Набоков).
III.Особую разновидность составляют определения, связанные пояснительными отношениями (второе определение поясняет первое); обычно между ними можно вставить союзы то есть, а именно:1)Иные, лучшиемне дороги права; иная, лучшая потребна мне свобода... (А. Пушкин).
2) Совсем другие, городские звуки слышались снаружи и внутри квартиры (В. Катаев).
Задание 2. Почему данные определения являются однородными?
1. Он бросил её, но она была ему верна до смерти и всё ждала, что он возвратится к ней, почему-то непременно больной, нищий, обиженный жизнью, и она, отругав его как следует, приютит наконец и пригреет. (К.Г. Паустовский)
2. Шамет давно заметил, что единственным желанием людей, встречавшихся с ним, было поскорее уйти и забыть его тощее, серое лицос обвисшей кожей и пронзительными глазами. (К.Г. Паустовский)
3. Странный, резкий, болезненный крик раздался вдруг два раза сряду над рекой и, спустя несколько мгновений, повторился уже далее... (И.С. Тургенев)
4. Но уже, ещё недавно высоко стоявшие на небе; всё совершенно затихло кругом, как обыкновенно затихает всё только к утру: всё спало крепким, неподвижным, передрассветным сном. (И.С. Тургенев)
5. Здесь вы встретите такие талии, какие даже вам не снились никогда: тоненькие, узенькие талии, никак не толще бутылочной шейки, встретясь с которыми, вы почтительно отойдёте к сторонке, чтобы как-нибудь неосторожно не толкнуть невежливым локтем; сердцем вашим овладеет робость и страх, чтобы как-нибудь от неосторожного даже дыхания вашего не переломилось прелестнейшее произведение природы и искусства. (Н.В. Гоголь)
6. Эти художники вовсе не похожи на художников итальянских, гордых, горячих, как Италия и её небо; напротив того, это большею частию добрый, кроткий народ, застенчивый, беспечный, любящий тихо своё искусство, пьющий чай с двумя приятелями своими в маленькой комнате, скромно толкующий о любимом предмете… (Н.В. Гоголь)
7. В её глазах, томных, усталых, написано было бремя блаженства; всё в комнате его дышало раем; было так светло, так убрано. (Н.В. Гоголь)
8. Он ещё хорошенько не вылинял и оставлял следы не только на земле, но ещё развешивал зимнюю шёрсточку на кустарнике и на старой, прошлогодней высокой траве. (М.М. Пришвин)
9. На этой подвижной земле, на тонком слое сплетённых между собой корнями и стеблями растений стоят редкие, маленькие, корявые и заплесневелые ёлочки. (М.М. Пришвин). Глаза у маленького человека были сначала тусклые, мёртвые, но вдруг в них загорелся огонёк, и вот это заметила Травка. (М.М. Пришвин). Потом омертвелые, синеющие губы маленького человека стали наливаться кровью, краснеть, зашевелились. (М.М. Пришвин)
Почему данные определения являются неоднородными?
1. Оба семечка легли в одну ямку возле большого плоского камня... (М.М. Пришвин)
2. Его маленькие чёрные глаза, всегда беспокойные, старались проникнуть в ваши мысли. (М.Ю. Лермонтов)
3. Боец достал из кармана шинели маленькое стальное колечко, сдул с него крошки махорки и соли, потёр о рукав шинели и надел Варюше на средний палец… (К.Г. Паустовский)
4. Лачуга мусорщика приткнулась к подножию северного крепостного вала, рядом с домишками жестянщиков, сапожников, собирателей окурков и нищих. (К.Г. Паустовский)
5. Однажды, в седую от морозного дыма осеннюю ночь, я проснулся в своей комнате на втором этаже от странного ощущения, будто кто-то мгновенно выдавил из неё весь воздух. (К.Г. Паустовский)
6. Рачинский снял велюровую широкополую шляпу, высоко поднял трость с голой серебряной наядой, взывая к тишине, и закричал с пафосом… (К.Г. Паустовский)
7. Мама жила с сестрой Галей в Полесье, невдалеке от городка Чернобыля. Там у моей киевской тетушки Веры была небольшая усадьба Копань, и мама согласилась жить в Копани и вести скудное тамошнее хозяйство. (К.Г. Паустовский)
8. На поляне в лесу стояла большая старая хата под гнилой соломенной крышей и какие-то ветхие сарайчики. (К.Г. Паустовский)
9. К нам на двор уже летели, лязгая, искорёженные огнём железные листы и горящие головни. (К.Г. Паустовский)
10. В нашем доме был маленький гастрономический магазин. (К.Г. Паустовский)
Задание 3. Однородные или неоднородные определения? Поставить знаки препинания
1. Синие желтые красные под ярким солнцем флаги зацвели (Ош.)
2. На таинственных еловых лапах лунной бахромой снег повис (М.А.).
3. Все последние дни стояли пасмурные серые дни (Фад.)
4. Снег скрипел под ее маленькими черными ботиками (Гран.)
5. Заросшая дорога ведет через старый сосновый лес (Пауст.)
6. На крыльце стоит старуха в дорогой собольей душегрейке (П.)
7. Наступила дождливая грязная темная осень (Чехов)
8. Было как-то по-хорошему грустно в этом маленьком уже тронутом поздней осенью саду (Горб.).
9. Одни кузнечики дружно трещат, словно озлобленные, и утомителен этот непрестанный кислый и сухой звук (Т.)
10. Только узкая саженей в триста полоса плодородной земли составляет владение казаков (Л. Т.)
Задание 4. Чем являются прилагательные: однородными определениями или именной частью сказуемого? Подчеркнуть.
1. Тембр голоса у Блока был глухой, отдаленный, равномерно спокойный (Пауст.)
2. И очи синие, бездонные цветут на дальнем берегу (Блок)
3. Этот мир казался когда-то таким обыденным, заурядным, даже скучным (Фад.)
4. Этот старинный дом, пустой, гулкий, нагонял тоску.
5. Сегодня утро вышло серое, теплое, в лужах.
6. Всё, что вы ни встретите на Невском проспекте, всё исполнено приличия: мужчины в длинных сюртуках, с заложенными в карманы руками, мамы в розовых, белых и бледно-голубых атласных рединготах и шляпках. Вы здесь встретите бакенбарды единственные, пропущенные с необыкновенным и изумительным искусством под галстук, бакенбарды бархатные, атласные, чёрные, как соболь или уголь, но, увы, принадлежащие только одной иностранной коллегии. (Н.В. Гоголь).
Задание 5. Сколько рядов однородных членов предложения? Одиночным или повторяющимися союзами связаны? Назовите синтаксическую функцию. Расставьте знаки препинания (где необходимо).
1.Река извивалась светлой и чистой змейкой и скрывалась где-то за пригорком.
2.Здешние лихорадки похожи на крымские и молдавские и лечатся одинаково (П.)
3.На бесконечном, на вольном просторе блеск и движенье грохот и гром (Тютч.)
4.Я навек за туманы и росы полюбил у березки стан и ее золотистые косы и холщовый ее сарафан. (С. Есенин)
5.Не утаишь от меня, не спрячешь великолепия дел и вещей мощи земли молодой и горячей страсти ума и ума страстей. (А. Безыменский)
6.Я верю в разум человека, в его порыв дружить, любить, в потребность тихого ночлега и в жажду строить и творить. (Н. Доризо)
Задание 6. Одиночными, двойными или повторяющимися союзами связаны однородные члены предложения? Расставить недостающие знаки препинания.
1. Люблю я пышное природы увяданье, в багрец и золото одетые леса, в их сенях ветра шум и свежее дыханье и мглой волнистою покрыты небеса и редкий солнца луч ипервые морозы и отдалённые седой зимы угрозы (П.)
2. Когда-то на острове как белых так и голубых песцов было великое множество (Пришвин)
3. Иней подолгу лежал и на скатах крыш и у колодца и на перилах балкона и на листве (А.Н.Т.)
4. Щеки румяны и полны и смуглы (Н.)
5. Захар не старался изменить не только данного ему богом образа но и своего костюма (Гонч.)
6. Луна сияла и томным светом озаряла Татьяны бледные черты и распущенные власы и капли слез (П.)
7. Туманы в Лондоне бывают если не каждый деньто через день непременно (Гончаров)
Задание 7.Определите место обобщающего слова по отношению к однородным членам предложения. Определите синтаксическую функцию. Расставьте знаки препинания.
1. Всюду вверху и внизу кипела работа.
2. Бабушка предложила моей матери для своего помещения выбрать одну из двух комнат или залу или гостиную (Аксаков).
3. Голубая майка юбчонка стриженые волосы все промокло вмиг (Пан.).
4. Владелец тщательно осведомляется о ценах на разные большие произведения как-то муку, пеньку, мёд и прочее, но покупает только небольшие безделушки... (Н. Гоголь).
5. Но здравый смысл твёрдость и свобода, горячее участие в чужих бедах и радостях словом все её достоинства точно родились с ней (И. Тургенев).
6. На одеяльце перед ним целые сокровища губная гармошка затейливая зажигалка сложенный перочинный ножик блестящая колодка от бритвы и несколько блестящих пузырьковвсё что отыскалось у раненых здесь в блиндаже (Б. Полевой)
Задание 8. В каких предложениях одиночный союз И (ДА И) употребляется с присоединительной конструкцией и отделяется запятой?
1. Он был мыслителем и не скрывал этого (А.Н. Толстой).
2. Некогда он служил в гусарах идаже счастливо(П.).
3. Целый мир отшумел за спиной и остался лишь в памяти да на исписанных бледным карандашом листках (Паустовский)
4. ...Но эту науку все-таки надобно популяризироватьи популяризировать с очень большим уважением (Писарев).
5. Люди часто посмеиваются над ними справедливо (В. Панова).
Задание 9. В норме однородные члены предложения должны быть семантически похожими, т. е. входить в одно семантическое или хотя бы тематическое поле, и выражаться одной частью речи: красные, синие, желтые огоньки. Нарушение этого требования может иметь стилистический эффект, на котором строится стилистическая фигура силлепсис (в том числе зевгма). Он основан на синтаксической конвергенции ‑ так называется группа из нескольких совпадающих по функции элементов, объединенных одинаковым синтаксическим отношением к подчиняющему их слову или предложению.