Однородные и неоднородные определения

1. Если определения выражены прилагательными, то определить, нужно ли их разделять запятыми, можно следующим способом. Известно, что прилагательные делятся на три разряда: качественные, относительные и притяжательные. Если у одного слова есть определения, выраженные прилагательными разных разрядов, то эти определения будут неоднородными: красивое (качественное) шёлковое(относительное) платье, длинный пассажирский поезд.

Они характеризуют предмет с разных сторон.

цвет размер вкус форма Из чего сделан
белый синий фиолéтовый (сирéневый) красный жёлтый большой огромный маленький высокий низкий сладкий горький кислый вкусный острый круглый квадратный прямоугольный каменный железный ситцевый шёлковый стеклянный деревянный

Напр.: БЕЛЫЕ КРУГЛЫЕ облака — определения характеризуют предмет по форме и цвету; БОЛЬШОЙ КАМЕННЫЙ дом — по размеру и материалу, ВЫСОКОЕ СТАРИННОЕ трюмо — по величине и возрасту и т.д. В большинстве случаев это сочетание качественного и относительного прилагательных, между которыми невозможно поставить союз И. Однако нередко относительные прилагательные переходят в разряд качественных с переносным, метафорическим значением, и тогда они могут образовывать ряд однородных членов (хотя союз И между ними поставить все равно нельзя). Напр.: ТОЧЕНАЯ, ЛЕБЕДИНАЯ шея; ЯРКОЕ, ЗОЛОТОЕ солнце; КОРОТКАЯ, БАРХАТНАЯ травка.

Однородные определения часто рисуют целостный образ: Серое, хмурое, низкое небо висело над нами – с помощью эпитетов создается целостная «картинка» плохой погоды.

2. Неоднородными являются определения, выраженные только относительными прилагательными, напр.: МЕЖДУНАРОДНАЯ НАУЧНАЯ экспедиция; ЗАВТРАШНИЙ УТРЕННИЙ рейс; а также выраженные сочетанием прилагательного и причастия, напр.: ЗАПУЩЕННЫЙ фруктовый сад; НЕГНУЩИЕСЯ ЖЕЛЕЗНЫЕ прутья; СИДЯЩИЙ на подоконнике ЧЕРНЫЙ кот.

Определения считаются неоднородными, если одно определение выражено местоимением или числительным, а другое – прилагательным.

Рассмотрите примеры на иллюстрации.

Почему ты не надеваешь свое новое платье?

Наконец мы дождались первых теплых дней.

ВОПРОСЫ

1. Чем простые осложненные предложения отличаются от сложных предложений?

2. Какие синтаксические конструкции осложняют простое предложение и почему?

3. Что такое полупредикативность?

4. Почему осложнение ведет к расширению структуры предложения?

5. Какие члены предложения считаются однородными?

6. Какие члены предложения не считаются однородными? Как различить однородные и неоднородные определения?

7. Какие союзы связывают однородные члены предложения с отношениями (семантикой) перечисления, повторения предметов или признаков, действий?

8. Какие союзы связывают однородные члены предложения с отношениями (семантикой) противопоставления?

9. Назовите союзы, употребляемые с сопоставительными о.ч.п.

10. Что такое ГРАДАЦИЯ? Назовите градационные союзы.

11. Какие синтаксические связи и отношения возникают между однородными членами предложения? Какие сочинительные союзы сопровождают эти связи?

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ

Задание 1.

Свет сочится в окна. В зелёном звёздном свете, в лесах, болотах, кустах спят звери и птицы. Только волки рыскают на опушках да ищут лёгкую добычу. Деревья наливаются хмельным соком, лопаются почки, зябнут первые цветы. В хрустальной ночи звенят по дорогам, по скатам оврагов ручьи.

Вопросы и задания к тексту.

1. Какова тема текста? Докажите.

2. Каково значение слов сочится, рыскают, зябнут, звенят. Какие из них являются метафорой?

3. Найдите однородные члены предложения и определите их синтаксическую функцию (Какими членами предложения являются?).

4. Почему определения зелёном звёздном (свете)не являются однородными?

5. Почему перед союзом да не ставится запятая?

Задание №2. Какое утверждение не является правильным? Однородные члены предложения

а) отвечают на один и тот же вопрос;

б) связаны с одним и тем же словом в предложении;

в) образуют словосочетание с подчинительной связью;

г) соединяются интонацией и сочинительными союзами.

Задание №3. Найдите предложение с однородными членами.

1) Пойду узнаю об экзамене.

2) Давай сядем поговорим о твоей проблеме.

3) О, верю, верю, счастье есть (Есенин)

4) И день и ночь (=сутки) продолжалась эта битва.

5) Он не ел, не пил, лежал неподвижно и молчал (Чехов).

6) И всюду песок, песок… (Обручев)

7) Учили меня отец мои и мать: любить так любить, гулять так гулять, лечить так лечить, стрелять так стрелять... (А. Розенбаум)

Задание №4.Докажите, что эти предложения открытой структуры. Для выполнения задания вам нужно продолжить перечисление с одиночными и повторяющимися соединительными или разделительными союзами. Например: Знаменательными частями речи являются и существительное, и прилагательное, и … (числительное, и глагол, и наречие).

1) Завтра у нас не будет занятий ни по морфемике русского языка, нипо …., ни по …

2) Едой его были хлеб да … (О. Чайковская)

3) На пленарных и секционных заседаниях, "круглом столе" выступили психологи, психотерапевты, педагоги, филологи, а также … .

4) Котёнок царапался, кусался, … и … .

5) Контрольная работа будет проводиться или на лекции, или …, или … .

Задание №5.

Назовите семантику о.ч.п. в закрытых рядах, то есть скажите, какие отношения между ними возникают.

В аудитории холодно, зато не душно.

Он был невысокого роста, но сильный.

Лето стояло дождливое, однако тёплое.

Эта новость не веселая, а грустная.

Пусть я не волшебник, ноучусь.

Задание №6. Образуйте простые предложения с о.ч.п., между которыми возникают сопоставительные отношения, которые указывают на несходство или противоположность. Например: 1) Вместо пирожных на стол поставили обычные булочки. – На стол поставили не пирожные, а булочки (сопоставление между тем, что ожидали получить, и что реально имели;2) о.ч.п.-антонимы: Он начал петь новую песню. ‑ Он сначала замолчал, апотом снова начал петь свою песню; 3) предикаты, обозначающие различные фазы процесса: Он побежал. – Он сначала шел не спеша, а потом побежал. О.ч.п. с сопоставительными отношениями часто сопровождаются словами с одной стороны – с другой стороны, на первый взгляд – на самом деле, в одном случае – в другом случае: Спор возник по вопросу на первый взгляд частному, а по существупринципиальному.

1. Вместо лекции преподаватель начал проводить практическое занятие.

2. Фильм сначала был интересным.

3. Этот мужчина на первый взгляд показался мне заботливым и внимательным.

Задание №7.Градация обозначает нарастание или ослабление признака, действия и т. д.: Горячий, знойный, обжигающий ветер дул из пустыни. – Все грани чувств / Все грани правды стёрты: / в мирах, в годах, в часах (А. Белый). Она часто сопровождается двойными союзами при о.ч.п. Прочитайте предложения. Назовите союзы.

1) Он ни разу не сказал не только умного, но даже нужного слова.

2) Заплакал не столько от боли, сколько от обиды.

3) Нам, очевидно, предстоят не просто бои, а бои в окружении (К. Симонов).

4) Я ищу в вас если не уважения к искусству, то хоть уважения к самому себе (Гончаров)

5) Наташа хотела если не скрасить, то хотя бы украсить их расставание.

6) В концерте принимали участие как первокурсники, так и студенты постарше.

7) Она была столь же красива, как и умна.

Задание №8.Назовите отношения и связи между однородными членами предложения.

1. Радость жизни во всем я ловлю — в звездном небе, в цветах, в ароматах... (Бунин).

2. Я куплю или сыр, или молоко.

3. Экзамены проверяют не только знания, но и характер (К- Васильев); Он походил не столько на педагога, сколько на колхозного агронома (Леонтьева).

4. Он не стал объяснять, да и не смог бы объяснить (Айтматов)

5. Либо дождик, либо снег, либо будет, либо нет (Пословица)

6. Меня поразили звуки странной, но чрезвычайно приятной и милой музыки (Л. Толстой)

7. Я давно собирался навестить тебя, да боялся потревожить (Станюкович)

8. Комната маленькая, зато уютная.

9. Нет света ни в коридоре, ни в ванной.

Задание №9. Сделайте синтаксический разбор.

Наши рекомендации