Феноменологическая критика и герменевтика

Феноменологическая критика.

Феноменология – одно из наиболее влиятельных направлений ХХ столетия. Основатель феноменологии – немецкий философ–идеалист Эдмунд Гуссерль (1859–1938), стремившийся превратить философию в «строгую науку» посредством феноменологического метода. Первыми (в 1920–30–е гг.) применили учение Гуссерля в литературоведении немецкие ученые Гейгер М., Пфайфер И. и др. Затем последователи нового исследовательского метода появились во Франции, Польше, Швейцарии. Наиболее известной феноменологической школой в литературоведении является женевская группа критиков, именуемая «критиками сознания». Эти критики основное внимание уделяют проблеме сознания и его выражению в литературе. Наиболее известными «критиками сознания» являются Раймон, Пуле, Беген и др.

Все феноменологические критики исходят из основополагающего принципа – произведение не застывший объект («текст») для структурно– текстуального анализа, а «акт» общения и, одновременно, акт создания (как автором, так и читателем) индивидуального «значения».

В полную противоположность «новым критикам», структуралистам, интересующимся поэтической семантикой и формой ее выражения, представители женевской школы техническую сторону художественного выражения почти полностью игнорируют. Для них не важно, как написано произведение, главное, чтобы оно наиболее емко отражало элементы сознания автора и стимулировало аналогичную работу сознания читателя. Никаких объективных стандартов художественного произведения для них не существовало. Творчество понимается как сугубо субъективный акт, в котором выражается личностное мировосприятие. Ориентация на субъективизм – отличительная черта феноменологических критиков.

Они открыто враждебны как по отношению к традиционному, так и по отношению к современному логическому позитивизму, отстаивая в век механистических теорий и способов творчества право художника на неповторимость, а искусства – на особую роль в жизни человека. Именно человека, а не общества, ибо искусство, по их мнению, глубоко субъективно, как и его восприятие и интерпретация.

Отстаивая тезис о субъективном восприятии и трактовке художественного произведения, феноменологические критики все же обращают внимание на отдельные общественно значимые аспекты искусства – его этическую, моральную сторону, его гуманистическую направленность. Они подчеркивают коммуникативность литературы, целью которой является «диалог» сознаний (между писателем и читателем, текстом и читателем, между различными эпохами в развитии сознания). Однако они не опускаются до понимания литературы как служанки общества.

Литература с чем не сравнима, непереводима на «языки» других областей выражения и знания. Литературные типы и образы не следует, считают «критики сознания», соотносить с реальными людьми. Эту мысль разрабатывал Ж.Пуле в книге «Три очерка по романтической мифологии» (1966) на примере «черноглазой блондинки», фигурирующей у многих романтиков (Байрон, Мюссе). Для Ж.Пуле этот образ – «традиционный литературный тип», а не «отражение действительности». У литературы по сути, считает Ж.Пуле, своя действительность.

Герменевтика.

Герменевтика (греч. «разъясняю, комментирую») – наука об искусстве понимания, о принципах интерпретации текстов (не только художественных). Термин связан с именем бога Гермеса, передававшего и объяснявшего смертным волю богов.

Герменевтика возникла в древности как искусство толкования пророчеств оракула. В эпоху эллинизма областью приложения ее принципов были теологические, художественные, юридические и др. тексты. Позже герменевтики толковали Библию, ее темные места.

Основоположниками герменевтики в ее современном понимании являются немецкий ученый Ф.Д.Шлейермахер (1768–1834), а наиболее известными позднейшими теоретиками – Дильтей В., Гадамер Х., Хайдеггер М.

Шлейермахер (в работах «Герменевтика», «Критика») проводил мысль о том, что интерпретатор, критик может понять произведение лучше, чем сам автор. Для этого критик должен пережить, вслед за автором, «акт творения». Критик может понять произведение лучше, чем сам автор, потому что даже гений не в состоянии взглянуть со стороны на свое творение и верно его оценить. В качестве примера можно привести попытку Данте прокомментировать свою «Божественную комедию». Этот комментарий не «лучший» и не самый верный.

Современный герменевтик Э.Д.Хирш считает чрезвычайно важным выявление значения в произведении. «Главной интеллектуальной основой для скептицизма в области современной литературной теории, – пишет он, – является допущение, что все знание относительно».

Утверждают, что каждый «видит» литературу со своей точки зрения и каждый по–своему реагирует на содержание художественного произведения. Такой подход к литературе Хирш называет «познавательным атеизмом», который ведет к крайнему субъективизму. На самом же деле, как убежден ученый: «Текст не может быть понят вне той перспективы, которая была задана ему автором… Любая другая процедура будет уже не интерпретацией, а авторством».

Понимание художественного произведения, считает Хирш, должно базироваться на двух исходных принципах – автор вкладывает в произведение определенное и твердое значение, выявление которого является основной задачей исследования. Чем ближе подходит интерпретатор к сути авторского замысла, тем ценнее и вернее его понимание произведения.

Наши рекомендации