Уровень масштабирования и поле обзора
В отличие от Точки Обзора, которая определяет то, куда мы смотрим, Поле Обзора (или ПО) определяет то, сколько мы видим. Однако, не путайте ПО с масштабом. Это две абсолютно разные вещи.
ПО имеет отношение непосредственно к тому, как близко или далеко друг от друга расположены точки на вашей линии горизонта. Если точки расположены близко друг к другу, вы видите больше пространства, а объекты выглядят тонкими, высоким и точечными – как если бы широкоформатный фильм втиснули в телевизор обычного параметра. Мы видим больше пространства сцены без уменьшения масштаба. И обратная ситуация, если точки отдалены друг от друга, мы видим меньше свободного пространства, не увеличивая, при этом, масштаб. Поэтому детали выглядят растянутыми по горизонтали, более широкими и плоскими.
Здесь мы видим две точки схода, расположенные очень близко друг к другу. То создает очень широкое ПО, потому что ортогональным линиям приходится сходиться в очень узком пространстве. Обратите внимание, как высокий объект слева теряется за собой, и мы видим только его лицевую сторону. А также обратите внимание на очевидное искажение в перспективе, где углы острые и сильно выступают. Это может быть и специальным приемом, если вы хотите создать эффект «широкоугольной линзы». Однако, в большинстве естественных ситуаций, такую сцену не часто увидишь.
На этом примере точки были сдвинуты за пределы плоскости рисунка. Это создает более нормальную пропорцию для схождения ортогональных линий, придавая перспективе более привычный вид. Можно сказать, что этот вариант более нормальный по сравнению с эффектом широкоугольной линзы.
Уровень масштабирования и ПО часто переплетаются. Когда вы уменьшаете масштаб (как при зумировании на камере), точки схода в тот же миг сдвигаются друг к другу, формируя оптический широкоугольный вид. При увеличении масштаба, точки будут наоборот расходиться, и сцена будет расширяться, создавая телефотографический вид. Увеличиваете ли вы масштаб или уменьшаете, перспектива никогда не меняется. Меняется только сцена – она либо увеличивается, либо уменьшается на плоскости рисунка, и обрезается, в зависимости от того, в какую сторону вы увеличивается масштаб.
Суть ПО заключается в нахождении хорошего баланса для расположения ваших точек, во избежание неестественных искажений. Иногда ваши точки будут внутри плоскости вашего рисунка, а иногда и вне этой плоскости. Это зависит от композиции, которую вы хотите создать.
Итак, когда вы рисуете какую-то сцену, всегда помните о ПО и масштабировании!
Уменьшенный масштаб; Широкий Угол обзора
Увеличенный масштаб; Телефотоэффект
Точки схода раздвигаются, тогда, как сама сцена становится больше, отклоняясь от изначальной перспективы.
Более широкое ПО; мы видим больше, так как точки на линии горизонта расположены близко друг к другу.
Более узкое ПО; мы видим меньше пространства, потому что точки намного дальше друг от друга. Обратите внимание, что куб не увеличился в размере.
Здесь представлено несколько примеров угловой перспективы.
На первом рисунке трудно определить вторую точку схода, однако это все равно угловая перспектива. Посмотрите теперь на фото, видите два набора ортогональных линий на ней? Где здесь линия горизонта? А точки схода?
ПЕРСПЕКТИВА В ТРИ ТОЧКИ
Теперь перейдем к самому главному.
Тогда как большинство того, что мы видим изо дня в день в обычной жизни, является нам в угловой перспективе, это предполагает, что мы всегда смотрим прямо. Если мы начнем смотреть вверх или вниз, нам откроется новая, третья точка схода. Так как мы имеем две точки схода на линии горизонта, взгляд вниз создаст еще одну, намного ниже уровня земли. При взгляде вверх, точка появится высоко в небе. В большинстве случаев, эта третья точка схода будет располагаться далеко за пределами плоскости рисунка, если только мы не посмотрим вверх или вниз под более резким углом по отношению к точке, которая находится в поле нашего зрения.