Понятие формы. Многообразие форм окружающего мира
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
1 Формы и конструкции в дизайне………………………………………………5
1.1.Понятие формы. Многообразие форм окружающего мира………………..51.2. Формообразование в дизайне………………………………………………..8
1.3. Многофункциональность конструкций в дизайне………………………..15
Выводы по главе 1.................................................................................................20
2 Практическое применение форм окружающей природы ..............................22
2.1. Анализ аналогов по теме исследования.......................................................22
2.2. Разработка собственного макета по теме исследования.............................30
Выводы по главе 2.................................................................................................32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.....................................................................................................34
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК..................................................................39
ПРИЛОЖЕНИЕ.....................................................................................................42
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность выбранной темы обуславливается прогрессирующим развитием использования форм в предметной среде, что окружает человека. Начиная с древнего мира, когда впервые стали стилизоваться природные формы в ювелирных изделиях, в мебели, в оружии, и вплоть до сегодняшних дней не ослабевает внимание дизайнеров к многообразию природных форм и к возможности их профессионального использования в мире дизайна.
Всё больше и больше биоформы оказывают влияние на всё, создаваемое человеком, начиная от бытовой техники и медицинского оборудования до целых городов. С развитием технологий и появлением всё новых материалов возможности использовать бионические формы и экологически чистые конструкции в дизайне становятся практически безграничными.
Специфическая черта современного этапа освоения форм живой природы в дизайне состоит в том, что сегодня осваиваются не просто формальные стороны живой природы, а устанавливаются глубокие связи между законами развития живой природы и дизайна. На современном этапе дизайнерами используются не внешние формы живой природы, а только свойства и характеристики формы, являющиеся выражением функций того или иного организма, аналогичные функционально-утилитарным сторонам дизайна.
Актуальность темы также связаны с её важностью и значимостью для современного времени. Изучение форм окружающей нас природы и конструкций неоспоримо, как неотъемлемая часть дизайна, как одна из основ дисциплины, которая необходима для того, чтобы успешно работать сегодня на рынке современного дизайна и продолжать также успешно работать и в будущем.
Эти размышления и объясняются актуальность выбранной нами темы курсовой работы.
Цель работы– изучить влияние форм окружающей нас природы и конструкция на дизайн.
Цель исследования объект и предмет обусловили формулирование и решение следующего ряда задач:
1. Раскрыть понятие «форма».
2. Рассмотреть многообразие форм окружающего мира.
3. Осветить процесс формообразования в дизайне.
4. Представить многофункциональность конструкций в дизайне.
5. Проанализировать аналоги по теме исследования.
6. Разработать собственный макет по теме исследования.
Объект исследования – формообразование в дизайне.
Предмет исследования – формы окружающей нас природы и конструкция в дизайне.
Методы исследования. По ходу выполнения работы использовались следующие методы: изучение научной литературы, метод анализа, синтеза, наблюдения и проектирования.
Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, теоретической и практической частей и ряда сопутствующих параграфов, выводов по параграфам, заключения и списка используемой литературы. Во введении поставлены задачи и намечена цель; обоснована актуальность выбранной темы; намечены предмет и объект исследования. В первой главе рассматриваются теоретические вопросы о форме и конструкции в дизайне. Во второй главе представлено практическое применение форм окружающей природы в дизайне. В заключении подводятся общие итоги исследования, формулируются выводы по проделанной работе.
Формы и конструкции в дизайне
Понятие формы. Многообразие форм окружающего мира
Форма (forma– лат.) – это морфологическая и объемно-пространственная структурная организация объекта, которая родилась в результате содержательного преобразования материала; также это внешнее или структурное выражение какого-либо содержания, что представляет важнейшую категорию и формирует предмет творческой деятельности – литературы, искусства, архитектуры и дизайна [9, c. 112].
Слово «форма» имеет смысл образа, очертания и визуализации предмета. То есть, форма – это причина существования предмета. Если нет формы, то вещь не существует в пространстве и времени (см. также прил. 1).
Понятие формы предмета – взаимное расположение границ (контуров) предмета, объекта, а также взаимное расположение точек линии.
Форма обитает как в пространстве, так и во времени восприятия и заключает в себе ценностно-ориентированную информацию [14, c. 103].
Форма в дизайне – особая организованность предмета, которая появилась как результат деятельности дизайнера по достижению взаимосвязного единства всех его свойств – конструкции, внешнего вида, цвета, фактуры, технологической целесообразности и пр.
Форма в дизайне отвечает требованиям и условиям потребления, эффективному использованию возможностей производства и эстетическим требованиям (см. рис. 1).
Рис. 1. Форма в дизайне
Всё, что окружает человека, поражает разнообразием форм: величественные очертания гор, громады многоэтажных зданий, обтекаемые формы самолётов и автомобилей, изящные очертания цветов, бабочек, птиц, пластика человеческого тела и др. (см. рис. 2):
Рис. 2 Природные формы
Все зрительно воспринимаемые признаки формы важны:
– геометрический вид (конструкция)
– величина
– положение в пространстве
– масса
– фактура
– текстура
– цвет
– светотень [17, c. 127].
Каждый, наверное, замечал, что форма деревьев различна в спокойный день и в ветреную погоду. Также может изменяться прямо на глазах человека форма облаков, превращаясь в рыцаря, птицу, рыбу, дракона или принимая очертания сказочного замка.
В природе и быту можно найти много подобий формы. Похожи друг на друга носик слонёнка и носик чайника, пышное оперение павлина и форма морской раковины, склонившаяся от ветра ветка и хвост петуха. Можно придумать множество подобных примеров.
Внимательно вглядываясь в окружающий мир, человек может обнаружить, что в основе любой созданной природой или руками человека формы лежат элементарные геометрические формы или тела (см. рис. 3).
Рис. 3. Орнамент
На примере орнамента хорошо видно, что формы растений, животных и даже человека можно превратить в геометрические элементы. Это происходит потому, что человек склонен отыскивать порядок и простоту в окружающем его разнообразии.