Особенности техники Шотокан
О стиле Шотокан
Гитин Фунакоши
Шотокан является самым массовым стилем каратэ-до не только в Японии, но и во всем мире. Наряду с Вадо-рю, Годзю-рю и Сито-рю он относится к старейшим стилям каратэ.
Слово «Шотокан» в дословном переводе с японского означает «Дом Шото». Шото (яп. Шум сосен) - это литературный псевдоним Гитина Фунакоши, основателя стиля. В городе Сюри (сейчас - район города Наха в префектуре Окинава) у мастера Фунакоши была своя школа Шото Гакко, где он преподавал каратэ. В 1936 году данная школа получила официальное наименование Шотокан, под которым работает до сих пор.
Символика Шотокан
У каждого стиля каратэ есть своя символика, главными элементами которой являются эмблема и тотемный знак.
Эмблема стиля Шотокан
Красный круг, символизирующий солнце, охваченный белым полумесяцем, представляет собой эмблему стиля и означает единство двух противоположных начал мироздания – ЯН и ИНЬ – Солнца и Луны.
Тотемный знак Шотокан
Тотемный знак Шотокан – стилизованное обозначение тигра с поднятой передней лапой и иероглифом «кё» (яп. учение) над задней лапой
Принципы Шотокан
Стиль Шотокан построен на «триадах», то есть триединствах принципов:
1. Физическая триада состоит из Кихон (базовая техника), Кумитэ (спарринг) и Ката (приемы против воображаемого противника) и требует самоотверженной тренировки и постоянного совершенствования техники.
2. Моральная триада включает в себя принципы справедливости, пощадыи сострадания.
3. И, наконец, этическая триада построена на понятиях долга, честии верности.
Если сложить вместе все девять элементов триад (число 9 - символ совершенства), то в результате занятий получится всесторонне развитая личность. Именно это было положено Фунакоши в основу стиля Шотокан. По словам Фунакоши, главной целью каратэ является не победа над противником, а совершенствование характеров занимающихся.
Особенности техники Шотокан
В основе стиля лежит окинавская техника Сюри-тэ, которую Фунакоши изучал у мастеров Адзато и Итосу. Для этой техники были характерны изощренные приемы боя на близкой дистанции и удары ногами, наносимые преимущественно на нижнем уровне.
Впоследствии Фунакоши и его ученики дополнили эту технику новыми элементами, такими как удары ногами на верхнем уровне, а бой стал вестись преимущественно на средней дистанции. Также была разработана система спортивного поединка. Другими словами, произошла универсализация стиля Шотокан.
На сегодняшний день он включает в себя как старые приемы Окинавы, так и современные приемы спортивного раздела каратэ-до.
Стиль Шотокан требует хорошей физической подготовки, досконального знания техники и предельной самоотдачи. Тигр стал тотемным покровителем стиля отнюдь не случайно. Известно, что в стенах Шаолиня с XV в. практиковались 5 «звериных» стилей. Одним из них был стиль тигра c резкими, мощными движениями и стремительными перемещениями, преимущественно по прямой линии.
С точки зрения техники исполнения Шотокан полностью соответствует канонам Шаолиня: обязательны те же резкость, мощь, сила, низкие стойки, предельная концентрация усилий в любом действии. Эти качества были обязательны в каратэ Итосу Мацумуры, они же стали обязательными и в Шотокан. Так в современном Шотокан сохранились традиции старошаолиньского Цюань-фа.
Согласно принципам техники Шотокан, в каждом действии должны присутствовать:
· — правильное дыхание, что помогает активизировать циркуляцию Ки (жизненной силы, энергии);
· — своевременность действия;
· — контроль движения ударной конечности, т.е. четкое окончание приема;
· — развитие максимально возможной силы и скорости за минимально короткий отрезок времени, особенно в конечной фазе удара или блока.
Для Шотокан характерна обширная программа обучения: необходимо изучить более 20 ката. В этом прослеживается влияние северошаолиньской традиции, где практика ката (кит. тао) составляет основу тренинга. Особенно серьезное внимание уделяется:
· — выработке жесткого баланса и общей устойчивости, что достигается длительной отработкой низких, глубоких стоек;
· — вращательным "щелчковым" движением бедер в горизонтальной плоскости в прямом или обратном удару направлении, что генерирует огромную разрушительную силу в ударах и блоках:
· — своевременному и мгновенному включению всех групп мышц в конечной фазе удара, когда положительное ускорение мгновенно сменяется отрицательным (при возвратном движении) или резкой остановкой. Благодаря этому возникает импульс от удара или блока - своеобразная «ударная волна», которая распространяется вглубь поражаемой поверхности.
Формирование психофизических характеристик каратэка (человека, занимающегося каратэ) идет через целенаправленную и очень интенсивную работу над телом. Жесткая самодисциплина и большой объем физических нагрузок призваны развить твердость характера, трудолюбие и гуманность.
"Целью древнего боевого искусства Окинавы было умение нанести решающее поражение противнику одним ударом руки или ноги. Но испокон веков старые мастера придавали большее значение духовной стороне этого искусства, а не голой технике исполнения приемов. Тренировка каратэка предполагает работу тела и духа и к тому же должное уважение к сопернику. Нам недостаточно сражаться на полную мощь, главное делать это во имя справедливости".
Масатоши Накаяма, 9 дан Шотокан каратэ-до
Итак, стиль Шотокан выделяется преимущественно линейным приложением силы (кратчайший путь к цели – прямая). Это резко контрастирует, например, с Годзю-рю или стилями китайского Цюань-фа, изобилующими круговыми движениями.
К другим узнаваемым элементам стиля относятся :
1. Низкие, широкие и прочные стойки;
2. Динамичные и четкие переходы;
3. Удары от бедра;
4. Мощные, энергичные и экономные движения;
5. Богатая и сложная техника рук;
6. Жёсткие блоки;
7. Удары ногами всех уровнях;
8. Продуманная бросковая техника.
I.Общие названия
1. БУДО - 1) Путь воина; 2) Боевой путь; 3) Боевое искусство.
2. ВАЗА - техника КАРАТЭ-ДО
3. ДАН - 1) Степень мастерства; 2) Уровень тела (нижний, средний, верхний); 3) комбинации техник, выполненные одной и той же рукой (ногой).
4. ДЗА-ДЗЭН - медитация сидя.
5. ДЗЭН - 1) Древняя религиозная секта Тянь, образованная в Китае под влиянием буддизма и конфуцианства и затем трансформирующаяся в японскую секту ДЗЭН (популярна в Японии и по сей день); 2) Особый способ медитации (самоконтроля, самосозерцания), применяемый в КАРАТЭ и др. боевых искусствах.
6. ДЗЁДЗЕКИ - стена в ДОДЖЁ, расположенная справа, если стоять лицом к КАМИДЗА. Возле нее во время церемониальной посадки должны находится: старший инструктор (если занятие проводит Учитель) или помощник инструктора (если занятие проводит инструктор), а во время перерывов в занятии обладатели старших разрядов (КЮ) и степеней (ДАНОВ).
7. ДО - 1) Путь, дорога; 2) Способ, учение, долг, мораль (древневосточное философское понятие). "Путь" - означает "Путь жизни", "Путь всего живого", "Путь вселенной" и т.д.
8. ДОДЖЁ - зал для занятий КАРАТЭ.
9. ДОДЖЁ-РЕЙГИ - этикет зала.
10. ЗАНШИН - 1) Психологический принцип КАРАТЭ-ДО, требующий, чтобы разум (СИН) КАРАТИСТА был начеку в любой момент схватки, в любой опасной ситуации; 2) Правильное завершение (концовка) формального упражнения (КАТА).
11. КАЙ - 1) Объединение; 2) Слияние; 3) Стиль.
12. КАМИДЗА - "Стена учителя" или "Стена святыни". Возле КАМИДЗА может находится только Учитель (СЭНСЭЙ) или инструктор (СЭМПАЙ), проводящий занятия в отсутствие Учителя. Обычно КАМИДЗА - дальняя стена от входа в зал (ДОДЖЁ).
13. КАН - Школа, клуб КАРАТЭ или других боевых искусств (БУДО).
14. КАРА - а) Пустой; б) Пустая; в) Пустота.
15. КАРАТЭ - пустая рука (вид единоборства без оружия)
16. КАРАТЭ-ГИ - специальный костюм для занятий каратэ (кимоно).
17. КАРАТЭ-ДО - "Путь КАРАТЭ" - понятие, включающее не только и не столько технические приемы и действия, из который складывается этот вид единоборства, но главное - охватывающее "духовный" аспект КАРАТЭ как боевого искусства (БУДО), как философские системы, как науки о человеке и его возможностях, как "Пути всей жизни каратэиста".
18. КАРАТЭКА - каратэист, человек занимающийся КАРАТЭ.
19. КЁ - учение.
20. КИ - энергия.
21. КИМЭ- 1) Волевая и физическая концентрация при выполнении физического действия (приема) в КАРАТЭ, др. боевых искусствах; 2) Акцент на каком-либо приеме (действии) при выполнении формального упражнения (КАТА).
22. КИХОН - базовая техника.
23. КО-БУДО - боевое искусство с ручным малым оружием: САИ, ТОНФА, НУНЧАКИ, КУБОТАН и т.д.
24. КОКАН - экзамен для получения разряда "КЮ" или степени ДАН.
25. КОКАН-КЕЙКО - показательное выступление.
26. КУМИТЭ - бой между противниками.
27. КЭККА - результат схватки, экзамена.
28. КЮ - 1) Ученик; 2) Ученический разряд.
29. Малый ЧИНДЭН - "Эмблема-символ" школы КАРАТЭ-ДО. Находится на левой стороне куртки КИМОНО, на уровне сердца (эмблема может быть на конце пояса).
30. ОБИ - пояс.
31. РЕЙГИ - ритуал, этикет.
32. РИТЦУ-ДЗЭН - медитация стоя.
33. РЮ - Школа, направление.
34. СИМОДЗА - стена в ДОДЖЁ, противоположная КАМИДЗА. Возле нее до начала занятий должны находится все члены группы, а во время занятий - КАРАТЭИСТЫ, наказанные Учителем или инструктором.
35. СИМОДЗЕКИ - стена в ДОДЖЁ, расположенная слева, если стоять лицом к КАМИДЗА (противоположная ДЗЁДЗЕКИ). Возле СИМОДЗЕКИ во время перерывов в занятии должны находится новички и обладатели младших разрядов (КЮ).
36. ТО - бушующая ревущая волна.
37. ТЭ - рука, кисть.
38. ХАНКО - личная печать мастера КАРАТЭ-ДО для отметок на документах (сертификатах, БУДО-паспортах и т.д.).
39. ХОМБУ - штаб любой школы БУДО.
40. ЧИНДЭН - "Святыня", особое место в ДОДЖО, где располагаются: Эмблема и девиз Школы, клуба или стиля; портрет основателя Школы, направления или стиля КАРАТЭ, либо других боевых искусств. Обычно ЧИНДЭН находится в левой части "Стены учителя" (см. КАМИДЗА), если стоять к ней лицом.
41. ШО - сосна (японский символ постоянства).
42. ШО-ТО - иероглифическая сокращенная (принятая в Японии) подпись-псевдоним основоположника японского КАРАТЭ-ДО мастера Гичина Фунакоши (сочетание этих иероглифов означает "дерзающий", "неутомимый", "вечно бушующий").
43. ШОТО-КАН - первая Школа КАРАТЭ-ДО в Японии,
основанная Г. Фунакоши.
44. ШОТОКАН КАРАТЭ-ДО - стиль КАРАТЭ, наиболее популярен и распространен во всем мире
II. Основные термины
1. АГУРА - свободная позиция сидя.
2. АРИГАТО ГОЗЭ МАШИТО - большое спасибо за проведенное занятие.
3. АТЭМИ- удар в уязвимую точку, жизненно важный орган.
4. ГЕ - низ, нижний.
5. ГЕ-ДАН- нижний уровень тела.
6. ГЕЙКО-ГИ- тренировочный костюм.
7. ГЕРИ (АШИ) - нога (прямой ногой).
8. ГОРЭЙ- команды, подаваемые на тренировках.
9. ДЖО- верхний.
10. ДЖО-ДАН- верхний уровень тела.
11. ДЖУ КУМИТЭ- свободная манера боя (например, по спортивным правила J.K.A.).
12. ДЗА- сидеть, сидящий.
13. ДЗА-РЭЙ- поклон сидя.
14. ДЗЮ-НАНХО ДАЙ- разминка.
15. ДЗЮ-НАНХО ШО- заминка.
16. ЁКО- боковой.
17. КЕЙКО- тренировка.
18. КИ-АЙ- концентрация с криком в момент выполнения техники.
19. КИХОН КУМИТЭ- классические комбинации в движении с напарником; 1) ГОХОН - на 5 шагов; 2) САНБОН - на 3 шага; 3) ИППОН - на 1 шаг.
20. КУДУРЭ - обмен ударами.
21. МА-АЙ- дистанция.
22. МАВАТЭ (МАТЭ) - развороты на 180° в стойках.
23. МАВАШИ- круговой.
24. МАЕ-прямой.
25. МАКИВАРА- тренажер для ударов и набивки.
26. МИГИ-вправо.
27. МИКАДЗУКИ ГЕРИ- сбив стопой вовнутрь.
28. МОРО (МОРОТЭ)- оба, обеими руками.
29. НАМИ АШИ- отвод стопой и голенью вовнутрь.
30. НЕ- лежать, лежащий.
31. ОСОТО ГЕРИ, АШИ БАРАЙ- подсечки ногами.
32. РИТЦУ- стоя.
33. РИТЦУ-РЭЙ- поклон стоя.
34. РЭЙ- поклон.
35. САЙКА ТЭНДЭН- сосредоточение в области ТЭНДЭНА.
36. САЯНАРА-до свидания.
37. СИАЙ-ДАЙ (ШО) КУМИТЭ- испытательный бой (во время сдачи экзамена на пояс).
38. СИМПАН- экзаменатор.
39. СОТО- вовнутрь.
40. ТАЙ- 1) тело человека; 2) Физические качества человека; 3) Позиция, положение.
41. ТАЙ-СОБАКИ- уходы, провороты, повороты.
42. ТАМАШИВАРИ - искусство разбивания твердых предметов.
43. ТАТЭ- вертикаль.
44. ТОБИ- техника прыжков.
45. ТОРИ- атакующий.
46. ТЭНДЭН- энергетический центр человека (4 см ниже пупка).
47. УКЕ- обороняющийся.
48. УРА- обратный.
49. УЧЕ - изнутри наружу.
50. УШИРО-задний.
51. ФУМИКОМИ ГЕРИ- сбив стопой наружу.
52. ХАНТЭЙ- 1) смена позиции (смена руки, ноги, партнера); 2) команда для вынесения решения судьями.
53. ХИДАРИ - влево.
54. ХИКИ (ТЭ, АШИ) - обратный возврат (руки, ноги).
55. ЧЮ- средний.
56. ЧЮ-ДАН- средний уровень тела.
57. ЯСМЭ - расслабится.
III. Разряды, ступени, звания в КАРАТЭ-ДО
1. РАЗРЯДЫ:
КУ КЮ - 9 КЮ - белый пояс; ХАЧИ КЮ - 8 КЮ - желтый пояс; СИЧИ КЮ - 7 КЮ - оранжевый пояс; РОКУ КЮ - 6 КЮ - зеленый пояс; ГО КЮ - 5 КЮ - синий пояс (одна полоска);ЁН КЮ - 4 КЮ - синий пояс (две полоски); САН КЮ - 3 КЮ - коричневый пояс (одна полоска); НИ КЮ - 2 КЮ - коричневый пояс (две полоски); ИЧ КЮ - 1 КЮ - коричневый пояс (три полоски).
2. СТУПЕНИ:
ШО ДАН - 1 ДАН - черный пояс; НИ ДАН - 2 ДАН - черный пояс; САН ДАН - 3 ДАН - черный пояс; ЁН ДАН - 4 ДАН - черный пояс; ГО ДАН - 5 ДАН - черный пояс; РОКУ ДАН - 6 ДАН - черный пояс; СИЧИ ДАН - 7 ДАН - черный пояс;ХАЧИ ДАН - 8 ДАН - черный пояс; КУ ДАН - 9 ДАН - черный пояс.
3. ЗВАНИЯ:
КОХАЙ - ученик.
СЭМПАЙ - старший ученик (включительно до 2 ДАНА).
СЭНСЭЙ - Учитель (с 3 ДАНА).
ШИХАН - МАСТЕР, главный инструктор крупной национальной федерации КАРАТЭ-ДО (с 5 ДАНА).
КЪЁШИ, КАНЧО, СОКЭ - основатели стилей, школ, новых объединений в мировом КАРАТЭ-ДО.
КЪЁХАН - основоположник японского КАРАТЭ-ДО, основоположник стиля ШОТОКАН - ГИЧИН ФУНАКОШИ.
IV. Японский счет
ИЧ-1; НИ-2; САН-3; ШИ-4; ГО-5; РОКУ-6; СИЧИ-7; ХАЧИ-8; КУ-9; ДЗЮ-10; ДЗЮ ИЧ-11; ДЗЮ НИ-12; НИ ДЗЮ-20.
V. Дыхание
1. НАГАРЭ - поверхностное дыхание.
2. НАГАРЭ ДАЙ - без задержки.
3. НАГАРЭ ШО - с задержкой.
4. ИБУКИ - глубокое внутренне дыхание.
VI. Команды на тренировке
1. ЁЙ - внимание (взгляд прямо, позиция готовности).
2. КАМАТЭ РОКУ - в ряд по 6 человек.
3. КИРЮЦУ (ТАТЭ) - встать.
4. МАКУМАТЭ - занять позицию в рядах.
5. МОКУСО - закрыть глаза для медитации.
6. МОКУСО ЯМЭ - открыть глаза
7. ООС - ответ подтверждающий (приветствие,
извинение, благодарность, терпение, и т.д.).
8. СЭЙ - команда на выкрик КИАЙ.
9. СЭЙ ДЗА ДЗЭН - сесть в позицию ДЗА-ДЗЕН.
10. СЭЙДЗА - сесть.
11. ХАДЖИМЭ - начали.
12. ЯМЭ - закончили.
VII. Некоторые части тела
1. КАКАТО - пятка.
2. КАО - лицо.
3. КЕН (СЭЙКЕН) - кулак (область сустава среднего и указательного пальцев).
4. КИНТЭККИ (КИН) - область паха.
5. КОШИ- область стопы под основанием пальцев.
6. КУБИ - шея.
7. МЮНЭ - грудь.
8. НУКИТЭ - рука "копье" (кончики пальцев вместе).
9. ОЯЮБИ (ИППОН-КЕН) - фаланга большого пальца кулака.
10. РИКЕН (УРАКЕН) - обратный вывернутый кулак (тыльной частью кулака).
11. СОКУТО - ребро стопы.
12. ТЭЙСОКУ - ступня.
13. ТЭЙШО (ХАЙШО) - основание ладони.
14. ТЭТЦУИ - ребро кулака.
15. УДЭ - рука от плеча до кисти.
16. ФУКУКОСО - солнечное сплетение.
17. ХИЗА - колено.
18. ХИТОСОЮБИ (ИППОН-КЕН) - фаланга указательного пальца кулака.
19. ХОН - голова.
20. ХЭЙСОКУ (КУБИ) - взъем стопы.
21. ШУТО - ребро ладони.
22. ЭМПИ - локоть.
23. ЮБИ - палец.
VIII. Стойки
1. ДАЧА (ХИДАРИ ДАЧА, МИГИ ДАЧА) -стойка (левая, правая).
2. КАМАЕ ДАЧА (ГЕДАН, ЧУДАН, ДЖОДАН) -свободная позиция в схватке (нижняя, средняя, высокая), центр тяжести в середине,
3. ХАНМИ -стойка с бедрами и корпусом под 45°.
4. ЁЙ (ШИЗЭН ТАЙ) -исходная стойка.
5. ХАЧИДЖИ ДАЧА -ширина плеч, стопы слегка в стороны.
6. УРА ХАЧИДЖИ ДАЧА -стопы слегка вовнутрь.
7. МУСУБИ ДАЧА -пятки вместе, стопы под 45°.
8. ХЭЙКО ДАЧА -ширина плеч, стопы прямо (параллельно друг другу).
9. ХЭЙСОКУ ДАЧА -ноги и стопы вместе.
10. САНЧИН ДАЧА -стойка "песочные часы", центр тяжести в середине,
11. КИБА ДАЧА -стойка "всадника", стопы параллельны, центр тяжести в середине.
12. ШИКО ДАЧА -аналогично КИБА ДАЧА, стопы в стороны, центр тяжести в середине.
13. МОТО ДАЧА –высокая передняя стойка, центр тяжести в середине.
14. ДЗЕНКУТСУ ДАЧА -передняя стойка, центр тяжести немного перемещён на переднею ногу.
15. УРА ДЗЕНКУТСУ ДАЧА -обратная ДЗЕНКУТСУ ДАЧА ("УШИРО").
16. КОКУТСУ ДАЧА -задняя стойка, центр тяжести немного перемещён на заднею ногу.
17. ФУДО ДАЧА -прототип КОКУТСУ ДАЧА, центр тяжести в середине, ширина плеч.
18. НЕКО АШИ ДАЧА- стойка кошки.
19. КАКЭ АШИ ДАЧА -стойка змеи.
20. ЦУРА АШИ ДАЧА -стойка цапли.
21. ГАНКАКУ ДАЧА -стойка журавля.
22. СОУЧИН ДАЧА -аналог КИБА ДАЧА, стопы и бедра под 45°, центр тяжести в середине.
23. ХАНГЕТСУ ДАЧА -стойка полумесяца, центр тяжести в середине.
24. ИЦУРИ АШИ -промежуточный шаг, подшагивание.
IX. Блоки
1. АГЕ УКЕ - верхний блок.
2. АСАЕ УКЕ - блок с протаскиванием руки.
3. ГЕДАН БАРАЙ - нижний блок.
4. ДЖОДЖИ УКЕ - блок "крестом".
5. МАВАШИ УКЕ - круговой блок.
6. МОРОТЭ УКЕ - усиленный блок за счет второй руки.
7. НАГА АШИ УКЕ - блок предплечьем: наружу.
8. СОТО УКЕ - средний блок: вовнутрь.
9. ТСУКАМИ УКЕ - блок-подхват.
10. УЧЕ УКЕ - средний блок: наружу.
11. ШУТО УКЕ (ТАТЭ) - блок ребром ладони.
X. Удары
1. ЦУКИ - прямой удар рукой.
2. КИЗАМИ ЦУКИ - удар передней рукой.
3. ОЙ ЦУКИ - одноименный.
4. ГЯКУ ЦУКИ - разноименный.
5. МАВАШИ ЦУКИ - круговой удар кулаком.
6. КЯГИ ЦУКИ- короткий круговой удар кулаком.
7. УРА (ТАТЭ) - обратный удар (вертикальный кулак).
8. ФУМИ-ГЕРИ - бить сверху вниз.
9. КОМИ- наступать сверху вниз.
10. КЕКОМИ - толкать, проникать.
11. КЕАГЕ - подбивать снизу.
12. ШУТО УЧИ - режущий удар ребром ладони.
13. ХАЙТО УЧИ- удар внутренним ребром кисти.
14. ТЭТЦУИ УЧИ- удар ребром кулака.
15. ЭМПИ УЧИ- удар локтем.
16. ХИЗА ГЕРИ (КИН ГЕРИ) - удар коленом (удар стопой в пах).
17. МАЕ ГЕРИ - прямой удар ногой.
18. ЁКО ГЕРИ - боковой удар ногой.
19. МАВАШИ ГЕРИ- круговой удар ногой.
20. УШИРО - задний удар ногой.
21. УРА МАВАШИ - обратный круговой удар ногой.
22. ТОБИ ГЕРИ - удар в прыжке ногой.
XI. Ката
НАЗВАНИЯ КАТА:
ТАЙКИОКУ - ШОДАН, НИДАН, САНДАН.
ХЕАН - ШОДАН, НИДАН, САНДАН, ЁНДАН, ГОДАН.
ТЭККИ - ШОДАН, НИДАН, САНДАН.
БАССАЙ ДАЙ (ШО), ДЖИОН, ЭНПИ, ХАНГЕТСУ.
КАНКУ-ДАЙ (ШО).
ГАНКАКУ. ДЖИТТЭ. СОУЧИН. ЧИНТЭ. МЕКЁ. ДЖИИН. НИДЖИШИХО. ВАНКАН. УНСУ. ГОДЖЕШИХО-ДАЙ (ШО).
XII. Термины из различных направлений боевых икусств
1. КЭМПО - всевозможные стили, направления боевых искусств.
2. САННО - искусство поражения уязвимых точек в видах КЭМПО.
3. ДАОСИЗМ, КОНФУЦИАНСТВО, БУДДИЗМ - виды филосовско-религиозных направлений (созданных и культивирующихся в Индии, Китае, Японии).
4. САТОРИ - "Прозрение" в ДЗЭН-БУДДИЗМЕ.
5. КУНГ ФУ (кит.) - древние системы боевых единоборств Китая, практикующие психофизические тренинги.
6. ЙОГА(инд.) - древнеиндийская система психофизического тренинга
7. ЧАКРЫ - 7 энергетических центров в организме человека.
8. СУМО (ХАКУДА) - борьба тяжеловесов в Японии.
9. ОДЗЭКИ - чемпион в СУМО.
10. СИКИРИ - поединок взглядов перед поединком в СУМО.
11. ДЗЮ РО - степень мастерства в СУМО.
12. НИНДЗЯ - лазутчики в древней Японии.
13. АЙКИДО - "Путь к гармонии с энергией" или "Путь к сосредоточению энергии" - единоборство, созданное в Японии.
14. ДЗЮ-ДО - "Мягкий путь"; вид Японской борьбы.
15. РАНДОРИ - свободная схватка в ДЗЮ-ДО.
16. КЭН-ДО - "Путь меча"; фехтование на мечах.
17. ТАМАШИ ГИРИ - искусство ударов мечом на точность и силу.
18. КЭН - меч (КАТАНА).
19. БОККЭН - деревянный меч (для тренировки в КЕН-ДО).
20. БО - шест из дерева (посох) до 2 метров.
21. САМУРАЙ - воинское сословие в средневековой Японии.
22. БУШИДО - кодекс самурайской чести.
23. ХАРАКИРИ - самоубийство посредством вспарывания живота мечом.
24. ДЗЮН СИ - смерть вслед за господином (в кодексе чести самурая).
25. НИНДЗО - гуманность (в кодексе чести самурая).
26. ЮБИ ДЗЮЦУ - искусство поражения уязвимых точек пальцами.
27. АКУПУНКТУРА - китайская система воздействия иголками на определенные ключевые точки, известные как меридианы.
28. ШИАЦУ - японская точечная терапия (воздействие на биоактивную точку пальцем).
XIII. Терминология для соревнования
1. АЙУЧИ - одновременная техника ударов
2. АКА - спортсмен с красным поясом (повязкой)
3. АКА НО КАЧИ - спортсмен с красным поясом
объявляется победителем
4. АТО ШИБАРАКУ - до конца поединка осталось 30 сек
5. ВАЗАРИ - 1 балл
6. ДЖУГАЙ - выход за площадку (ТАТАМИ)
ДЖУГАЙ ОТОНА ЁЙ- первый выход
ДЖУГАЙ КЕЙКОКУ - второй выход
ДЖУГАЙ ЧУЙ- третий выход (ВАЗА-АРИ
противнику)
ДЖУГАЙ ХАНСОКУ - четвертый выход (с победой
противнику)
7. ЁЙ ДАЧА - исходная позиция готовности к состязанию
8. ЗАНШИН - состояние боевого духа
9. ИППОН - два балла (два ВАЗА-АРИ)
10. КАНСА - арбитр
11. КАРАТЭГИ - кимоно (куртка, брюки, пояс)
12. КАТА- формальное упражнение
13. КЕЙКОКУ - второе предупреждение
14. КИКЕН - поражение (за отказ, невыход на ТАТАМИ)
15. КО ХАКУ - судейство с флажками: белый против
Красного
16. МИНАЙ- жест судьи о том, что он не видел
Какое-либо действие в поединке
17. МОТО НО ИТИ - занять исходную позицию
АКА, ШИРО МОТО НО ИТИ - спортсменам
занять исходные позиции
18. МУБОБИ - наказание за неумение защищаться,
за пассивное ведение боя, за потерю
ЗАНШИНА
МУБОБИ ОТОНАЁЙ - первое МУБОБИ
МУБОБИ КЕЙКОКУ - второе МУБОБИ
МУБОБИ ЧУЙ - третье МУБОБИ (ВАЗА-АРИ
противнику)
МУБОБИ ХАНСОКУ - четвертый МУБОБИ
(НО КАЧИ противнику)
19. НИППОН - два ИППОНА
20. НО КАЧИ - победа
АКА НО КАЧИ - победа спортсмену с красным
поясом
ШИРО НО КАЧИ - победа спортсмену с белым
поясом
21. ОТАГАЙ НИ РЭЙ - команда приветствия друг другу
22. ОТОНАЁЙ (ОТАНАЙЮНИ) - первое предупреждение
23. СИМПАН ЧО - главный судья
24. СУСИН - рефери
25. ТАЙМИНГ- наблюдение правильной дистанции
26. ТОРИМАСЭН - неэффективная техника
27. ФУКУСИН - судья
28. ФУКУСИН СЮГО - созыв судей
29. ХАДЖИМЭ - команда начать поединок
ЦУДЗУКЕТЭ ХАДЖИМЭ - возобновление поединка
30. ХАНСОКУ - поражение с присуждением победы
противнику
ШИРО (АКА) ХАНСОКУ, АКА (ШИРО) НО КАЧИ
31. ХАНСОКУ ЧУЙ - предупреждение (в ШОБУ
НИППОН - противнику ВАЗА-АРИ)
32. ХАНТЭЙ ТОРИМАС- команда для судей о принятии решения
33. ХАТИМАКИ - головная повязка
34. ХИКИВАКИ- ничья
35. ШИРО - белый пояс (повязка)
36. ШОМЭН НИ РЭЙ - команда приветствовать
официальных лиц
37. ШОБУ ИППОН - поединок до одного ИППОНА
(два ВАЗА-АРИ)
38. ШОБУ НИППОН - поединок до двух ИППОНОВ
(четыре ВАЗА-АРИ)
39. ЭНЧО СЭН - дополнительное время
ЭНЧО СЭН ШОБУ ХАДЖИМЭ - начать поединок
с дополнительным временем
40. ЯМЭ - немедленный стоп (приостановка или
Окончание состязания)