Рисование форм животного мира
В архитектурную композицию могут входить объекты животного мира: птицы, млекопитающие(рис. 33 – 35). Эти формы являются дополнением в создании необходимого образного решения.
Вам следует упражняться в изображении этих объектов.
Рис. 33 Кошки Рис. 34 Наброски птиц
Рис. 35 Леонардо да Винчи. Зарисовки лошадей
Звери
Для изучения формы и механизма соединения ее частей лучше вначале рисовать гладкошерстных и старых животных. Основа грамотного изображения животного – знание его конструкции. Представьте сложную форму того или иного животного в виде комбинации геометрических тел (рис. 36). Это способствует пониманию общности в строении различных животных. Немаловажно иметь представление о
скелете животного: знать основные его отделы, уметь упрощать изобилующий подробностями скелет до схемы. При рассмотрении изображений скелетов различных животных вы убедитесь в том, что они имеют общий план строения, а разница главным образом будет в пропорциях, размерах рычагов движения, контуре формы и некоторых ее деталях (рис. 37).
Работу над изображением животного лучше начинать не с дли-
тельного, а с краткосрочного рисунка. Вы привыкните оперировать
крупными, обобщенными массами, характерными для набросков и за-
рисовок. Краткосрочные рисунки обостряют зрительное восприятие и
внимание, после чего легче приступить и к длительному рисунку.
Целесообразно в начальный период порисовать животных в спо-
койных позах (стоит, сидит, лежит) и в несложных ракурсах (про-
филь, фас, трех четвертной поворот). Рисуя с натуры, старайтесь
схватить только общие пропорции, основные массы, опуская детали,
обращая внимание на отклонение частей тела между собой и всех
частей по отношению к целому. Можно до зарисовок живой натуры
попрактиковаться в набросках с чучел зверей.
Мастера искусства советуют изучить сначала кошку и лошадь.
Кошка даст вам ключ к пониманию строения семейства кошачьих:
львы, леопарды, тигры, барсы и т.д. По аналогии с лошадью присту-
пайте к изучению парнокопытных (быки, коровы, олени и т.д.) и не-
парнокопытных (зебры, ослы, носороги и т.д.).
Птицы
В архитектурную композицию птиц вводят в виде стаффажа. Они могут сидеть, стоять, лететь.
Стоящих, сидящих и при этом находящихся в глубине картины птиц лучше изобразить обобщенно, силуэтами. Летящих лучше изобразить двумя тональными пятнами. Удаляющихся птиц можно рисовать одиночными уменьшающимися по величине тональными пятнами.
Работу над изучением форм птиц осуществляйте в длительной и краткосрочной форме, в процессе рисования с натуры, по памяти и представлению. Методика работы та же, что и при изображении зверей.
5 РИСОВАНИЕ ТРАНСПОРТА (рис. 38)
Рис. 38 Легковые автомобили
Транспортные средства являются сложными для изображения объектами. Начинайте процесс изучения их изображения с видов спереди, сбоку, а затем переходите к угловому положению.
Полезно для понимания формы выполнять ортогональные изображения транспорта (рис. 39 – 41).
Рис. 39 Рис. 40
Рис. 41
Рис. 42 Последовательность рисования транспорта
В процессе анализа объекта найдите какую-то часть, которую можно взять за основу. Относительно ее устанавливайте пропорции и определяйте перспективные изменения. Проводите вспомогательные линии, позволяющие определить углы наклона и точки схода уходящих вглубь параллельных ребер объекта.
Используйте в изображении известный вам способ построения – построение на основе описанного вокруг сложной формы простой: куба, призмы и др. Построив простую геометрическую форму, как ос- нову для изображения комбинированного по форме объекта транспорта, выделяй в ней конструктивные части (рис. 42).
Завершайте работу прорисовкой деталей (колес, дверей и т.п.).
Для обучения рисованию транспорта выполняйте различные по характеру работы: натурные наброски и зарисовки, ортогональные изображения. Меняйте материал, технику, степень проработки рисунка.
III МАТЕРИАЛЫ, ИНСТРУМЕНТЫ И
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНО-ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА РИСУНКА
ИНСТРУМЕНТЫ И МАТЕРИАЛЫ
В процессе освоения рисунка используется небольшое количество инструментов и материалов (рис.43, 44). Они должны быть удобными и качественными.
В таблице указываются материалы и инструменты, предлагаемые для выполнения графических учебных работ.
Рис. 44
Инструменты и
Характеристики Указания
Материалы
STAEDLER или С качественной заточ кой (длина: стержня –– 10 мм,
KOH-1- NOOR заточки оправы – 12 – 15 мм)
1 Карандаши 2B; B; HB; (F); H;8 2H (или 2M; M; TM; T; 2T)
2 Нож Можно использовать лезвие или нож для заточки карандашей.
Выдвижной и с канцелярский с фиксатором -
Точилку не использовать для карандаша
Содержать в чистом виде.
3 Ластики Мягкие ластики ластики типа сырой резины для угля, сангины
Карандашный ластик хорошо иметь в форме треугольника
Не допускать засыхания.
4 Пенал для карандашей
5 Шлифовальная шкурка- для доводки острия стержня карандаша
6 Уголь рисоваль ный (для художественных работ) № 10, № 14
Не рекомендуется использовать уголь прессованный
7 Сангина Лучше типа охры красной или английской красной
8 Кнопки Используются для фиксации закрепления листа на мольберте
9 Бумага – ватман Формат А1 разрезается на необходимые по формату листы
10 Мольберт При работе стоя и сидя должен быть отставлен на расстояние вытянутой
руки
11 Сидение Лучше стул со спинкой
12 Табурет или подставка Для размещения рабочих материалов – отставлен в сторону
сторону (в зависимости от рабочей руки)