Литургические каноны. Церковные термины
Литургические каноны. Существует два основных литургических канона. В 4 в. святитель Василий Великий, родом из Каппадокии (Малая Азия), из десятков существовавших тогда последований литургии выбрал канон, сложившийся у него на родине, и на его основе составил последование, получившее название литургии Василия Великого. Она отличается особой пространностью молитв, читаемых священником тайно в алтаре, а также продолжительностью пения и совершается только десять раз в году.
Во все остальные дни в православной церкви служат литургию Иоанна Златоуста, составленную архиепископом Константинопольским в 4 в. на основе сирийских текстов.
МЕССА, центральное богослужение Римско-католической церкви, католическая литургия, в ходе которой совершается таинство евхаристии, когда, согласно католическому вероучению, хлеб и вино, используемые в богослужении, пресуществляются в Тело и Кровь Иисуса Христа. Месса повторяет действия Христа на Тайной вечере, когда он «взял хлеб и, благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал: приимите, ядите: сие есть Тело Мое. И, взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета...» (Мф 26:26-28), а после еды: «сие творите в Мое воспоминание» (Лк 22:19). Этими словами он установил евхаристию как таинство церкви.
Евхари́стия (греч. ευχαριστία — благодарение), святое причастие — главнейшее Таинство, признаваемое всеми христианскими вероисповеданиями. Совершение его составляет основу главного христианского богослужения— Литургии
По учению Православнгой, Католической и Армянской Апостольской церквей в таинстве Евхаристии хлеб и вино пресуществляются в истинные Тело и Кровь Христовы.
.Согласно учению И.Дамаскина хлеб и вино не остаются простыми земными элементами, но и не изменяются, с другой стороны, в своей сущности, а соединяясь в Евхаристии с Божеством, они тем не менее сохраняют свое природное своеобразие. Таким образом, хлеб и вино Евхаристии, по мысли Иоанна Дамаскина, представляют собой образ неслиянного соединения двух природ во Христе. Это учение, принятое VII Вселенским Собором (787)
Таинство Евхаристии может быть совершаемо только епископами, или рядовыми иереями по их поручению. Таинство это может совершаться лишь в храме, а в случае каких-либо особых обстоятельств и в обычном помещении.
Согласно учению св. отцов, Евхаристия — это «таинство таинств», ежедневное реальное повторение воплощения Логоса; при этом причащение есть реальное, конкретное обожение человека, реальное приобщение к Божеству, благодарственная (отсюда и название — «благодарение») жертва Богу. Наконец, Евхаристия — это и «небесная Литургия», вечная евхаристическая жертва, начавшаяся в недрах Святой Троицы от вечности и длящаяся постоянно.
Кано́н (греч. κανών, «правило, норма» ) — жанр церковной гимнографии: сложное многострофное произведение, посвященное прославлению какого-либо праздника или святого. Входит в состав богослужений утрени, повечерия, полунощницы и некоторых других.
Канон делится на песни, каждая песнь состоит из ирмоса и 4-6 тропарей Темой каждой песни являются библейские песни (которые в древности читались перед песнями канона, а в настоящее время читаются только на богослужениях утрени Великого поста).
Ирмос (греч. εἱρμός, «сплетенеие, связь») — название богослужебной песни, входящей в состав утреннего канона и служащей в нём связью между песнями святого Писания и тропарями. Ирмосы обычно поются и подлежат гласовому пению. Обычно ирмос находится в каноне перед первым чтением к Тропа́рь (поздн. греч. Τροπάριον) — в православной Церкви краткое молитвенное песнопение, в котором раскрывается сущность праздника или прославляется священное лицо; а также, в каноне,одна из ряда песен, следующих за ирмосом каждой из песен канона.
Конда́к — жанр церковной византийской гимнографии.
Основоположником жанра является преподобный Роман Сладкопевец (Мелод) (I половина VIв.) — непревзойдённый автор большинства кондаков.
Древние кондаки — многострофные (около 20-30 строф) поэмы. Строфы объединялись единым рефреном и единым метрическим сложением. Первая строфа являлась вступлением, последняя — обобщением назидательного характера. Строфы читал канонарх, рефрен пел народ. С VIII в. кондак как жанр вытесняется каноном. Число строф кондака сокращается.
Кондаками также называются строфы акафиста.
Лития́ (от греч. «усердная молитва») — в современной практике православного богослужения часть всенощного бдения