Литургические каноны. Церковные термины

Литургические каноны. Существует два основных литургических канона. В 4 в. святитель Василий Великий, родом из Каппадокии (Малая Азия), из десятков существовавших тогда последований литургии выбрал канон, сложившийся у него на родине, и на его основе составил последование, получившее название литургии Василия Великого. Она отличается особой пространностью молитв, читаемых священником тайно в алтаре, а также продолжительностью пения и совершается только десять раз в году.

Во все остальные дни в православной церкви служат литургию Иоанна Златоуста, составленную архиепископом Константинопольским в 4 в. на основе сирийских текстов.

МЕССА, центральное богослужение Римско-католической церкви, католическая литургия, в ходе которой совершается таинство евхаристии, когда, согласно католическому вероучению, хлеб и вино, используемые в богослужении, пресуществляются в Тело и Кровь Иисуса Христа. Месса повторяет действия Христа на Тайной вечере, когда он «взял хлеб и, благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал: приимите, ядите: сие есть Тело Мое. И, взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета...» (Мф 26:26-28), а после еды: «сие творите в Мое воспоминание» (Лк 22:19). Этими словами он установил евхаристию как таинство церкви.

Евхари́стия (греч. ευχαριστία — благодарение), святое причастие — главнейшее Таинство, признаваемое всеми христиански­ми вероисповеданиями. Совершение его составляет осно­ву главного христианского богослужения— Литургии

По учению Православнгой, Католической и Армянской Апостольской церквей в таинстве Евхаристии хлеб и вино пресуществляются в истинные Тело и Кровь Христовы.

.Согласно учению И.Дамаскина хлеб и вино не остаются простыми земными элементами, но и не из­меняются, с другой стороны, в своей сущности, а со­единяясь в Евхаристии с Божеством, они тем не менее сохраняют свое природное своеобразие. Таким образом, хлеб и вино Евхаристии, по мысли Иоанна Дамаскина, представляют собой образ неслиянного соединения двух природ во Христе. Это учение, принятое VII Вселенским Собором (787)

Таинство Евха­ристии может быть совершаемо только епископами, или рядовыми иереями по их поручению. Таинство это может совершаться лишь в храме, а в случае каких-либо осо­бых обстоятельств и в обычном помещении.

Согласно учению св. отцов, Евхаристия — это «таинст­во таинств», ежедневное реальное повторение воплощения Логоса; при этом причащение есть реальное, конкретное обожение человека, реальное приобщение к Божеству, благодарственная (отсюда и название — «благодарение») жертва Богу. Наконец, Евха­ристия — это и «небесная Литургия», вечная евхаристи­ческая жертва, начавшаяся в недрах Святой Троицы от вечнос­ти и длящаяся постоянно.

Кано́н (греч. κανών, «правило, норма» ) — жанр церковной гимнографии: сложное многострофное произведение, посвященное прославлению какого-либо праздника или святого. Входит в состав богослужений утрени, повечерия, полунощницы и некоторых других.

Канон делится на песни, каждая песнь состоит из ирмоса и 4-6 тропарей Темой каждой песни являются библейские песни (которые в древности читались перед песнями канона, а в настоящее время читаются только на богослужениях утрени Великого поста).

Ирмос (греч. εἱρμός, «сплетенеие, связь») — название богослужебной песни, входящей в состав утреннего канона и служащей в нём связью между песнями святого Писания и тропарями. Ирмосы обычно поются и подлежат гласовому пению. Обычно ирмос находится в каноне перед первым чтением к Тропа́рь (поздн. греч. Τροπάριον) — в православной Церкви краткое молитвенное песнопение, в котором раскрывается сущность праздника или прославляется священное лицо; а также, в каноне,одна из ряда песен, следующих за ирмосом каждой из песен канона.

Конда́к — жанр церковной византийской гимнографии.

Основоположником жанра является преподобный Роман Сладкопевец (Мелод) (I половина VIв.) — непревзойдённый автор большинства кондаков.

Древние кондаки — многострофные (около 20-30 строф) поэмы. Строфы объединялись единым рефреном и единым метрическим сложением. Первая строфа являлась вступлением, последняя — обобщением назидательного характера. Строфы читал канонарх, рефрен пел народ. С VIII в. кондак как жанр вытесняется каноном. Число строф кондака сокращается.

Кондаками также называются строфы акафиста.

Лития́ (от греч. «усердная молитва») — в современной практике православного богослужения часть всенощного бдения

Наши рекомендации