Й век — развитие балета как формы искусства
Мария Тальони, первая танцевавшая на пальцах ног.
Некоторые композиторы - например, Глюк - внесли существенные зменения в композицию балета. В разельтате балет был разделён на три вида: sérieux (серьёзный), demi-caractère (полу-характерный) и comique (комический). Балетные вставки стали использовать в операх в качестве связок.
СЛ13
В 1713 году Парижская опера основала свою собственную танцевальную школу, в которой преподавалась техника танцев на основе сочинений Фёйе. В 1713 году Королевская Академия Танца была присоединена к Парижской опере.(ВИДЕО!!!!)
В это время французские танцоры уделяли внимание элегантности а итальянские — акробатике. Во Франции, в танцевальных частях опера-балета рассказ продолжался, в то время как в Италии танцы вставлялись просто чтобы зрители не слушали непрерывное пение слишком долго.
СЛ 14
Выдающиеся танцоры-мужчины того времени- Мишель Блонди (Michel Blondy (1677—1747) и Клод Балон (Claude Balon (1676—1739). Фамилия последнего, возможно, дала термин ballon, описывающий качество прыжков а балете. Женщины всё ещё играли менее важную роль в балете чем мужчины, так как они начали танцевать позже и должны были носить тяжёлые костюмы. Некоторыми из выдающихся танцоров женщин были Мария- Тереза де Сблиньи Marie-Thérèse de Subligny 1666—1735) и Франсуаза Брефост (Françoise Prévost 1680—1741); они стали известны как французские королевы танцев, так как достигли своих максимальных возможностей и танцевали сходно с Блонди и Балоном.
Превост стала претендовать на известность после успеха сольной постановки Les charactès de la Danse представляющей несколько романсов, где она играла обе стороны. Две её ученицы, Мари Салле (Marie Sallé 1701—1756) и Мари-Анн де Купи де Камарго (Marie-Anne de Cupis de Carmargo 1710—1770), или La Carmargo как она была известна, исполняли это постановку. Камарго дебютировала в 1726, а её конкурентка Салле - в 1727. В 1733 Салле создала своего "Пигмалиона" (Pygmalion') будучи одетой только в тунику.
Камарго делала акцент н чистом танце. В сольных номерах она концентрировалась на прыжках и вырабатывала шаги с множеством ударов batterie. Салле стала известной из-за невероятной способность показывать характеры. Поэтому она преобразовала соло своего преподавателя в дуэт, что дало возможность взаимодействовать с партнёром. Как Камарго, так и Салле, способствовали укорочению костюма балерины - они танцевали в более коротких юбках, но и они были едва выше щиколотки. В своих более коротких юбках, балерины должны были надевать calçons de précaution (précaution означает «предотвращать», «беречься»), чтобы зрители не видели ничего "непристойного".
В 1735 год Пьер Рамо поставил оперу-балет Les Indes Galantes, основанный на теме четырёх романсов в разных экзотических ситуациях. В нём танцоры безусловно исполняют балет, так как танцы для балета и танцплощадки уже признаны как отличающиеся друг от друга. Вывернутость ног рассматривается как важная часть балета, который тогда требовал почти полного(на 180 градусов) разворота ног.
СЛ 15
В 1738 году Жан Батист Ланде (Jean-Baptiste Landé) основал Императорскую Балетную Школу в Санкт-Петербурге в России, сейчас известную как Академия русского балета им. А. Я. Вагановой. Это вторая самая старая балетная академия в мире.
В 1739 году Барбара Кампанини (1721—1799) приехала из Италии в Париж и стала широко известна как La Barbarina. В то время как La Carmargo отлично делала entrechat-quatre, прыжок в котором ноги перекрещиваются или ударяют друг друга два раза, La Barbarina могла сделать entrechat-huit, прыжок с четырьмя ударами.
Сл 16
После 1735 года в Англии начало появляться гораздо большее внимание к балету. Тогда английский хореограф Джон Уивер (John Weaver 1673—1760) создал ballet d’action (балет действия), то есть балет без разговоров. Весь рассказ передавался в нём с помощью танцев и пантомимы. Его наиболее амбициозный проект был Любовь Марса и Венеры, в котором участвовали Луи Дюпре, (Louis Dupré 1697—1774), первая в Англии балерина Hester Santlow (1690—1773) и сам режиссёр. Хотя Любовь Марса и Венеры была хорошо оценена, спектакль вскоре был забыт, и Уивер не получил заслуженного признания. Балет действия вероятно умер бы вместе с Уивером. Однако итальянец Доменико Мария Гаспаро Анджолини (Gaspero Angiolili) (1731—1803) и швейцарец Жан Жорж Новерр (Jean-Georges Noverre) (1727—1810), ученик Луи Дюпре, которого называли «Шекспиром Балета», запомнили идею балета-действия и использовали её в своих постановках.
СЛ 17
В 1758 году Жан Жорж Новерр ставит свой первый балет в Лионе и пишет свои теории танца. В 1760 году он опубликовал свою книгу Lettres sur la danse et les ballets (Письма о танце и балетах), где рассказывал о постановке балета действия, в котором перемещения танцоров разрабатывались для выражения смысла и передачи рассказа. Эта продуктивная книга очень важна, благодаря ей 18-й век был периодом усовершенствования технических норм балета и периодом, когда балет стал серьёзной драматической формой искусства наряду с оперой. Чтобы всё происходящее на сцене было как можно правдивее, Новерр основным способом избрал пантомиму.
СЛ 18
К середине 18-го века многие монархические дворы в Европе старались быть похожими на Версаль. Оперные театры открывались повсюду. Танцоры и преподаватели легко находили себе работу.
В это время женщины-танцовщицы играли вспомогательную роль, так как они были одеты в кринолины, корсеты, парики и носили высокие каблуки. В таких костюмах, надетых на балерин той эпохи, танцевать им было трудно, и так как они носили кожаные маски, действовать им также было сложно. Новерр внёс вклад в изменение традиционного костюма балерин и в 1763 году он поставил Ясона и Медею" без масок. Выражения лиц танцоров был видны, и огромная выразительность спектакля иногда сильно впечатляла зрителей.
В 1783 года Екатерина II создаёт Императорский Театр Оперы и Балета в Санкт-Петербурге, для которого сразу же строится здание Большого Каменного театра.
СЛ19
Во второй половине 18-го века в Парижской опере доминировали танцоры- мужчины, например итальянско-французский виртуоз Гаэтан Вестрис (Gaëtan Vestris), ученик Дюпре, и его сын Аугусто Вестрис (Auguste Vestris), прославившийся своими прыжками. Но и женщины улучшали балетную технику, например урождённая немка Анна Хайнель (Anne Heinel), стала первое женщиной-танцовщицей, выполнявшей двойной пируэт.
В 1789 году Le Ballet de la Paille был поставлен в Бордо одной из балерин того времени, Марией-Мадлен де Крепзе (Maria-Madeleine de Crespé 1760—1796), и её мужем Жаном Добервалем (Jean Dauberval 1742—1806) (хореография). Le Ballet de la Paille был одним из первых балетов о людях среднего класса. Он рассказывал о матери, старающейся организовать выгодный брак для своей дочери. Этот балет сейчас известен как La Fille Mal Gardée. Это самый старый балет из современного репертуара.
СЛ20
В это время началась французская революция, из-за чего Доберваль остался в Бордо. Там он преподавал итальянцу Сальваторе Вигано (Salvatore Viganò) (1769—1821) и своей жене. Кроме того что Вигано был балетным танцором, он был также известным музыкантом, поэтом и актёром. Для Вигано Бетховен сочинил своё единственное балетное произведение - Творения Прометея.
Вместе с французской революцией пришла и революция в балетных фасонах, что видно из рисунков Вигано и его жены. Костюмы Вигано были гораздо легче предыдущих. Его жена надевала лёгкие парящие костюмы с вырезом похожим на французскую имперскую линию, и оба танцора одевали мягкую гибкую обувь. В 1790-х годах прекратилось использование обуви с каблуком в балете. У мужчин появившиеся обтягивающие штаны до колен и чулки, что позволяло видеть фигуру танцора. Более лёгкая одежда облегчала выполнение пируэтов и прыжковых движений.