Импрессионизм как ведущее направление в русской скульптуре конца XIX — начала ХХ века
Особенностью работ импрессионистов стало обращение к явлениям обыденной жизни, облику современников, городскому пейзажу, запечатленным в отдельно взятый момент. Материал скульптуры, будь то аморфная глина или твердый мрамор, предстает податливым, текучим. Из его массы на глазах зрителей как бы рождаются живые, трепетные образы. Разнообразные приемы обработки поверхности скульптуры создают богатые возможности для отражения света, включения окружающей среды в орбиту создания художественного образа.
Павел Петрович Трубецкой (1866—1938). Проведя детство и юность в Италии, он приезжает в Россию уже сложившимся мастером камерной скульптуры. Среди первых работ выполненных в России, скульптурный портрет И. И. Левитана (1899). Здесь в полной мере проявились характерные особенности импрессионистического метода в скульптуре — прежде всего в самой технике лепки. Вся масса скульптурного материала одухотворена и приведена в движение нервным, быстрым, как бы мимолетным прикосновением пальцев, оставляющих на поверхности формы живописные мазки, образующие непрерывный, пульсирующий ритм. Вследствие этой “взрыхленности” фактуры скульптурная форма воспринимается как бы овеянная воздухом. Свет, рассыпаясь бликами по бугристой поверхности, активизирует взаимодействие скульптуры с окружающей средой. При всем при этом мастер не позволяет скульптурной форме сделаться аморфной — у него всегда ощутим крепкий костяк, остов формы. Фигура в портрете Левитана сложно и вместе с тем свободно развернута в пространстве, зрителю диктуется необходимость обхода, в процессе которого нам последовательно являются разные грани характера модели — то артистическая небрежность и рисовка в некоторой вычурности позы, то импульсивная порывистость в стремительном наклоне вперед словно под влиянием какой-то внезапной мысли, зовущей к обдумыванию, то сама эта сосредоточенность раздумья с некоторым оттенком меланхолической угрюмости.
Образно-поэтически Трубецкой изобразил Л. Н. Толстого (1899). В этом портрете мы чувствуем стихийные силы природы, перевоплотившиеся в мощь человеческого интеллекта. В бронзовой отливке передана динамика мягкого материала (Трубецкой любил работать в глине или пластилине).
Анна Семеновна Голубкина (1864-1927). В ее тв-ве соединяются импрессионизм и символизм. В теч. 2 лет сотруднич.с О. Роденом, поиск внутрен. движения формы, отвечающее движению мысли и чувств. Первый этап - тема пробуждающегося народа. "Железный" (1897), "Рабочий" (1900), "Идущий человек" (1903), "Раб" (1909). раскрытие эмоцион. содержания мотива движения, передает целеустремл. волю к борьбе. Энергичная моделировка подчеркивает титаническую мощь форм. Гиперболическая заостренность средств превращает его в поэтический символ будущей революции. Иносказательность пластического образа свойственна и знаменитому горельефу "Волна" (1902), украшающему вход в Московский Художественный театр. Борьба человека и стихии воплощает мятежный дух эпохи.
1900-1901 годах был создан из гипса бюст М.Ю. Лермонтова. Cкульптура выполнена с влиянием импрессионизма. Г. показала динамичность, "взрыхленность" форм, изобразив явление в движении, показав идею пронизанного воздухом и светом пробуждения человеческого духа. Портретный жанр занимает центральное место в ее наследии. В любой модели, будь то простой человек из народа или глубоко интеллектуальная творческая личность, она всегда выявляет духовную сущность, подчеркивает силу человеческого духа. При точности социальной характеристики, Г. избегает обыденности. Многозначна психологическая экспрессия портретов. Наполнена драматическим контрастом пластика мраморного бюста Л.И.Сидоровой, в лице которой одновременно читаются гордость и ирония, доброта и горечь.
Образы стихийных жизненных начал - "Огонь" (1900), "Кочка" (1904), "Земля" (1904), "Кустики" (1908) . В 1927 году мастер работает над самыми известными своими произведениями - "Березкой" и портретом Л.Н.Толстого. Хрупкая фигура стоящей девушки - поэтический символ юности, пробуждения, готовности к жизни. Развевающееся на ветру платье облегает стройное тело, создавая множество складок, образуя наполненный трепетным движением силуэт. Очарование этого образа заключается в лирическом утверждении красоты, одухотворенной порывом.
Николай Андреевич Андреев москвич, до революции работал в духе импрессионизма, после - лепил Лениных. В молодости принял участие в конкурсе на памятник Глинке в Петербурге. Андреевский проект получил первую премию, однако выполнение памятника не решились передать молодому, неизвестному мастеру, не окончившему даже высшей художественной школы (памятник сделал Бах).
В 1900 году поехал за границу — в Париж на Всемирную выставку. Здесь Андреев познакомился с последним словом европейского искусства. Роден и его школа позволили ему окончательно уяснить суть скульптурного импрессионизма. Но там же усилилось и увлечение художника модерном.
Самая ранняя из известных и сохранившихся работ— фигура «Девушка в рубахе». Она датирована 1900 годом. Особенно хорошо чувствуется молодое, худое тело девушки-подростка под тяжёлыми складками рубахи.
В период с 1900 по 1910 год Андреев работал интенсивно. Диапазон его творчества был весьма широк: станковая и декоративная скульптура, пластика малых форм. Особенно много сил и времени было отдано разработке и осуществлению монументальных произведений. Андреев участвовал в конкурсах на памятники первопечатнику Ивану Фёдорову, Т. Г. Шевченко, Гермогену и Дионисию, К. Д. Ушинскому. Во многих конкурсах он оказывался победителем. Дважды Андреев одержал победу на двух конкурсах на памятники Гермогену и Дионисию, предназначенные для установки на Красной площади у Кремлёвской стены. Андреевым были созданы надгробные памятники К. А. Ясюнинскому, Н. Л. Тарасову, Ф. П. Гаазу.
То, что проскальзывало в отдельных портретах начала века — крепнущее мастерство художника-психолога, — с особой полнотой и силой раскрылось в работе над воплощением образа Гоголя. К конкурсу на памятник Гоголю Андреев готовился особенно тщательно, несколько раз ездил на Украину. Перед художником встал образ «отверженного» Гоголя, его душевная драма, быть может, обострившая его сарказм и горечь восприятия мира.
Николаю Андреевичу в воссоздании облика Гоголя помогло непосредственное жизненное впечатление. Для изображения писателя ему позировал родной брат — Вячеслав. Именно согбенная фигура брата, устало опустившегося на скамью, зябко кутающегося в широкие полы плаща, с поникшей головой и устремлённым вниз рассеянным взором помогла скульптору увидеть «своего» Гоголя. Это образ человека, погружённого в тяжёлые размышления, измученного внутренней борьбой.
Замысел всего построения красив и поэтичен. Высокий гранитный постамент с одинокой фигурой писателя опоясывает со всех четырёх сторон непрерывный бронзовый рельеф с изображением персонажей из „Ревизора“.
Илья Ефимович Репин приветствовал создание памятника такими словами: «Трогательно, глубоко и необыкновенно изящно и просто… Сколько страдания в этом мученике за грехи России».
Вторая поездка за границу в 1909 году сыграла в дальнейшем большую роль в его творческом пути. В монументальных опытах Родена Андреев находит отклик тех же экспрессионистических стремлений, которые определили характер его Гоголя. Одновременно он восхищается группами Карно на здании Оперы и Бельфордским львом Бартольди — характерными образцами неоакадемизма Второй империи. Велико было его увлечение готикой и романским искусством, незабываемой силой «химер» на соборе Парижской Богоматери.
По возвращении в Москву Андреев принялся с новым подъёмом за творческую работу. Тот же импрессионизм, та же точность сходства с натурой и острота авторского глаза, но и та же несколько внешняя характеристика. Так выполнены бюсты: В. Е. Маковского, И. Е. Репина, А. И. Южина, Ф. О. Шехтеля и др. Однако художник многое меняет в методах своей работы.
В 1910 году появляется памятник доктору Гаазу — общественный дар художника Москве. Новый памятник-бюст говорит о наметившихся сдвигах. Николай Андреевич ищет здесь ещё более крепкой скульптурной формы, реализма в образе, лишённом случайности этюдного впечатления. Да и по самому своему характеру эта задача должна была толкнуть художника к обобщениям, основанным совсем не на натуре. Образ Гааза — синтетический портрет замечательного доктора-гуманиста жестокой николаевской эпохи. И вместе с тем прекрасно выполненная голова доктора живёт напряжённой и подлинной жизнью.