Методологические основы научного исследования
ОСНОВЫ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ И МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К КУРСОВЫМ РАБОТАМ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ
«ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ»
Барнаул
Издательство Алтайского государственного университета
Автор-составитель – доктор искусствоведения, профессор Т.М.Степанская
Специальный курс «Основы научных исследований и методические рекомендации к курсовым работам по специальности «Искусствоведение» предназначен для студентов, обучающихся специальности 020900 «Искусствоведение». Курс имеет практическую направленность, так как его задачей является оказание помощи студентам в выполнении курсовых работ и других научных проектов.
План УМД 2006 г., п.
Пояснительная записка
Цель курса – ознакомить студентов с методикой и методологией научного исследования.
Основными задачами вышеозначенного курса являются:
- формирование у студентов представления об организации научно-исследовательской работы на всех уровнях;
- научить студентов осуществлять поиск и отбор документов, и анализ опубликованных источников и результаты художественной практики.
Программа курса по выбору составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом.
Форма контроля знаний по курсу – зачет.
Тематический план курса
«Основы научных исследований»
№ | Наименование темы | Всего часов | Лекции | Семин Практ. | СРС |
1. | Введение | ||||
2. | Организация научно-исследовательской Работы в России | ||||
3. | Методология и методика научного исследования | ||||
4. | Выбор направления научного исследования и основные этапы | ||||
5. | Поиск, накопление, обработка научной информации | ||||
6. | Теоретические исследования | ||||
7. | Эмпирические исследования | ||||
8. | Язык и стиль научной работы | ||||
9. | Методика преобразования вербальной информации | ||||
Заключение | |||||
Всего |
Содержание курса
Тема 1. Введение. Предмет, структура и задачи курса. Понятийный аппарат.
Тема 2. Организация научно-исследовательской работы в России.
Организационная структура научно-исследовательской работы.
Подготовка кадров. Научно-исследовательская работа студентов в вузе.
Тема 3. Методология и методика научного исследования.
Научное исследование: сущность, особенности. Методы научного исследования. Требования, предъявляемые к научному методу. Виды исследований.
Тема 4. Выбор направления научного исследования и этапы научно-исследовательской работы.
Выбор направления научного исследования. Этапы научного исследования. Логика процесса. Структура и содержание этапов исследовательского процесса.
Тема 5. Поиск, накопление, обработка научной информации.
Документальные источники информации. Организация справочно-информационной деятельности. Последовательность поиска документальных источников информации. Работа с источниками.
Практическое занятие: Поиск и отбор документов (по теме курсовых работ) 4 часа.
Контрольная работа.
Тема 6. Теоретические исследования.
Задачи теоретических исследований. Методы теоретического исследования: тематические, аналитические, вероятностно-статистические.
Семинарское занятие: Методы теоретического исследования. 2 часа.
Тема 7. Экспериментальные исследования.
Классификация, типы и задачи эксперимента. Обработка результатов экспериментальных исследований. Анализ художественной критики.
Тема 8. Язык и стиль научной работы.
Язык научного исследования: цитирование, авторский стиль. Роль личного местоимения, синонимов, вводных слов. Значение цитат, правила цитирования.
Практическое занятие: Подготовка введения к курсовой работе (по теме курсовой работы) 2 часа.
Тема 9. Методика преобразования вербальной информации.
Оформление результатов НИР. Общие требования к оформлению Оформление курсовых, дипломных работ.
Практическое занятие: Оформление курсовой работы. 4 часа.
Литература
1. Библиография в помощь научной работе: методические пособия для научных работников и специалистов. – М., 1989.
2. Иконников А.В. Художественный язык архитектуры. М., 1985.
3. Кузнецов И.Н. Методика научного исследования. – Минск. 1997.
4. Организационно-методические основы активизации функционирования системы НИРС. // Научно-исследовательская деятельность в высшей школе: Аналитические обзоры по основным направлениям развития высшего образования. – 2001. Вып. 5.-88 с.
5. Основы научных исследований: Учебное пособие / Крутов В.И. и др. – М., 1989.
6. Раушенбах Б. Геометрия картины и зрительное восприятие. СПб., 2001.
7. Составление библиографического описания: Краткие правила. – М., 1987.
8. Сенашко В. Аспирантура как образовательная программа // Высшее образование в России. – 2001. - № 3. – с.58 -66.
9. Ядов В.А. Социологические исследования: Методология, программа, методы. – М., 1987. – С. 246 – 249.
МАТЕРИАЛЫ К КУРСУ
Методологические основы научного исследования
В исследовании применяются различные типы методов в градациях логического или исторического метода. Например, в архитектурных, как и в других научных, исследованиях используются:
· Аналитический метод (возможно применение математических аппаратов);
· Вероятно-статистический метод (исследование не только детерминированных, но и случайных вероятностных (стохастических) процессов (теория вероятностей);
· Метод моделей (физические, математические, натурные, проектные и др.);
· Системный подход – наиболее современный и всеобъемлющий метод в науке, основные его положения – принципы целостности (метасистемность), иерархии, подсистемы;
· Системный анализ – совокупность приемов и методов для изучения прямых и обратных связей сложных объектов; постановка задачи на компьютерном уровне: очерчивание границы открытой или замкнутой системы, составление и анализ математической модели и т.п.;
· Прогноз – изучение развития системы методом прогнозирования с использованием эвристического и математического походов, краткосрочные, долгосрочные, глобальные прогнозы; системный ряд – архитектурный объект – художественное пространство – культурное пространство.
Методика исследования предполагает стихийный эмпиризм (способ «проб и ошибок»); способ Ньютона – от наблюдения и эксперимента к гипотезе; дедуктивный способ – от сбора данных до обработки на ЭСМ; метод «мозгового штурма»; метод морфологического анализа; метод контрольных вопросов и т.п.
Методика теоретических исследований осуществляется обычно по стадиям: выбор проблемы; знакомство с литературой и известными решениями; отказ от известных путей решения; выявление и систематизация источников.
Методика изложения научных результатов исследования предполагает такую структуру:
- введение;
- предмет (объект), цель, задачи исследования;
- актуальность;
- состояние вопроса;
- дискуссия по составленной проблеме;
- изложение результатов исследования в главах текста;о
- выводы и заключение;
-список литературы и источников.
Примерный план стилистического анализа