Часть В. Дайте краткий ответ на вопрос. Часть А. Выберите один из вариантов ответа
Вариант 1
Часть А. Выберите один из вариантов ответа.
А1.В наиболее общем виде под культурой понимают:
1) сложные формы поведения человека и животных,
2) все виды преобразовательной деятельности человека,
3) приспособление живых существ к окружающей среде,
4) явления природы, благоприятные для человека.
А2.Какой из примеров иллюстрирует новаторство в развитии культуры?
1) выразительное чтение стихотворения,
2) ежегодный бал выпускников школы,
3) просмотр кинофильма,
4) изобретение телефона.
А3.Культура, произведения которой ориентированы на узкий круг знатоков, называется:
1) народной,
2) массовой,
3) экранной,
4) элитарной.
А4.Верны ли суждения о массовой культуре?
А. Коммерциализация массовой культуры позволяет ее творцам не учитывать в своей деятельности вкусы и запросы массовой аудитории.
Б. В массовой культуре произведения литературы, живописи, кинематографа рассматриваются прежде всего как предметы потребления, приносящие при продаже прибыль.
1) верно только А,
2) верно только Б,
3) верны оба суждения,
4) оба суждения неверны.
А5.Верны ли суждения о современной культуре?
А. В современной культуре представлены многочисленные формы и разновидности культуры: массовая, элитарная, народная, экранная и другие.
Б. Произведения современной культуры доступны только узкому кругу знатоков искусства, высокообразованных интеллектуалов.
1) верно только А,
2) верно только Б,
3) верны оба суждения,
4) оба суждения неверны.
А6.Какая черта отличает науку от других отраслей культуры?
1) вера в сверхъестественные силы,
2) теоретическое обоснование законов развития природы и общества,
3) выражение субъективного отношения к миру,
4) предложение законченной мировоззренческой системы.
А7.Социальная функция науки проявляется в ее способности участвовать в:
1) познании строения Вселенной,
2) совершенствовании техники,
3) решении глобальных проблем современности,
4) изучении вопросов происхождения и сущности человека.
А8.Какую функцию науки иллюстрирует создание и распространение устойчивых к болезням и вредителям сортов растений:
1) познавательно-объяснительную,
2) мировоззренческую,
3) производительную,
4) социальную.
А9.Верны ли суждения о роли науки в современном обществе?
А. Проблема социальной ответственности ученого за последствия своих научных открытий была осознанна много столетий назад.
Б. В современном обществе вопросы социальной ответственности ученого утратили свою актуальность.
1) верно только А,
2) верно только Б,
3) верны оба суждения,
4) оба суждения неверны.
А10.Какое из следующих понятий соответствует определению «Самостоятельная работа по приобретению знаний о природе, обществе, личности»?
1) самоанализ,
2) самообразование,
3) самореализация,
4) самодеятельность.
А11.Какое утверждение характеризует образование в Российской Федерации?
1) среднее образование в РФ дает только общеобразовательная школа,
2) в РФ предусмотрена возможность завершения средней общ. школы в системе экстерната,
3) среднее полное (общее) образование является по Конституции РФ обязательным,
4) ученик не может быть исключен из среднего общеобразовательного учреждения.
А12.Процесс гуманизации образования предполагает:
1) соблюдение устава школы,
2) обязательное общее образование,
3) учет потребностей и интересов учащихся,
4) обучение в две смены.
А13.Верны ли суждения об образовательной системе в нашем обществе?
А. Все дополнительные образовательные услуг являются бесплатными.
Б. Дошкольное образование является ступенью общего образования.
1) верно только А,
2) верно только Б,
3) верны оба суждения,
4) оба суждения неверны.
А14.Общим для науки и искусства является:
1) обоснованность предположений,
2) стремление к познанию мира,
3) выражение эмоций,
4) формирование чувства прекрасного.
А15.Для художественного творчества обязательно (-а):
1) стремление к точному отражению действительности,
2) простота формы произведения,
3) работа в творческом коллективе,
4) использование образно-символических средствах.
А16.Верны ли суждения об искусстве?
А. Искусство как компонент культуры отличается наибольшей устойчивостью своих форм.
Б. Одним из проявлений новаторства в искусстве служит смена художественных стилей.
1) верно только А,
2) верно только Б,
3) верны оба суждения,
4) оба суждения неверны.
А17.Религия характеризуется тем, что:
1) отражает действительность в образно-символической форме,
2) выполняет функцию социального управления,
3) основана на вере в сверхъестественное,
4) комплексно описывает и объясняет события и явления.
А18.Ранняя форма религии, сущность которой состоит в поклонении какому-либо животному или растению, которое служит эмблемой или символом рода, и вере в свое происхождение от них
1) Анимизм
2) Тотемизм
А19.Приобщение индивида к достижениям человеческой цивилизации, ретрансляция и сохранение ее культурного наследия – цель
1) Науки
2) Образования
А20.В стране Z система образования учитывает потребности детей с ограниченными физическими возможностями – они могут выбирать программу обучения, которое проводится образовательным учреждением или на дому. Какую тенденцию развития образования в стране Z иллюстрирует данный пример
1) интернационализацию
2) гуманизацию
3) гуманитаризацию
4) информатизацию
Вариант 1
Часть В. Дайте краткий ответ на вопрос.
В1.Запишите слово, пропущенное в схеме:
Форма научного знания | ||||||
… - это предположения, догадки, выдвигаемые в ходе научного исследования | теория - система взаимосвязанных утверждений, законов | закон - выводы о существенных, объективных, повторяющихся связях между предметами и явлениями | ||||
В2.Установите соответствие между характерной чертой и сферой культуры: к каждой позиции из первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
А) | стремление к достоверности | 1) | наука |
Б) | обоснованность предположений | 2) | искусство |
В) | субъективность | ||
Г) | чувственное отражение реальности |
В3.Установите соответствие между видами религии и их конкретными примерами: к каждой позиции из первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПРИМЕРЫ РЕЛИГИЙ | ВИДЫ РЕЛИГИИ | ||
А) | индуизм | 1) | монотеистические |
Б) | католицизм | 2) | политеистические |
В) | пантеизм | ||
Г) | православие | ||
Д) | иудаизм | ||
Е) | Протестантизм |
В4.Ниже приведен перечень терминов. Все они, за исключением одного, характеризуют понятие «наука». Найдите и укажите термин, относящийся к другому понятию.Доказательность, стремление к истине, образность, логичность, объективность
В5.Прочитайте текст, в котором пропущен ряд слов.
«Люди, которые сами не занимаются наукой, довольно часто полагают, что___(1) всегда дают абсолютно достоверные положения. Эти люди считают, что научные работники делают свои _(2) на основе неоспоримых___(3) и безупречных рассуждений и, следовательно, уверенно шагают вперед, причем исключена возможность____(4) или ____(5) назад. Однако состояние современной науки, так же как и _____(6) наук в прошлом, доказывают, что дело обстоит совершенно не так»
Слова в списке даны в именительном падеже, единственном числе. Каждое слово может использоваться только один раз.
1. акты
2. ошибка
3. психика
4. выводы
5. науки
6. контакты
7. возврат
8. личность
9. история
Часть С
1. Что вкладывают обществоведы в понятие «мировые религии»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию о мировых религиях.
2. Вам поручено подготовить развернутый ответ по теме «Религия в жизни общества». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту проблему. План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.