Проверочная работа по заданиям 22,23 (2017 г.)
Вариант выполняют все остальные.
УДАЧИ!!!
Проверочная работа по заданиям 22,23 (2017 г.)
Вариант
1. Среди предложений 45-47 найдите такое, которое связано с предыдущим при помощи личного местоимения. Напишите номер этого предложения.
(45)Удар!(46)Сын, не замечая необычайной сосредоточенности отца, пропустил достаточно много ударов, уверенный, что отец случайно вырвался вперед. (47)Но при счёте десять – пять в пользу отца (а играть решили до двадцати одного очка) он как бы очнулся.
2. Среди предложений 16-20 найдите такое, которое соединяется с предыдущим при помощи союза и личного местоимения. Напишите номер этого предложения.
(16)Я отвернулся и застланными великим напряжением глазами смотрел на окраины древнего городка, ничего перед собой не видя. (17)В моих глазах жило одно лишь трагическое видение – белая макаронина...
(18)Раздался тихий звук. (19)Я вздрогнул и обернулся, уверенный, что макаронины давно уж на свете нет... (20)Но она лежала, разваренная, и, казалось мне, сделалась ещё дородней и привлекательней своим царственным телом.
3. Среди предложений 55-58 найдите такое, которое соединяется с предыдущим при помощи контекстных синонимов. Напишите номер этого предложения.
(55) – Одни учёные утверждают: лунные кратеры – остатки потухших вулканов, другие доказывают – следы метеоритов. (56)Я уверен, лунные кратеры – застывшие взгляды великих. (57)Вот очи Пушкина, а здесь глаза Блока, дальше – взор Бунина, а прямо перед тобой – Маяковского; Луна – музей любви человека. (58)Но чтобы попасть в этот музей, нужно любить так, чтобы сгорать, как метеорит, с ума сходить, как вулкан!
4. Среди предложений 15-20 найдите такое, которое связано с предыдущим с помощью личного местоимения и однокоренных слов. Напишите номер этого предложения.
(15)Ошибка происходит оттого, что все вообще великие научные, художественные и нравственные истины очень просты и легко усваиваются. (16)Но как они ни просты, всё-таки предлагаются только творческими умами, а обыкновенными умами только усваиваются, и то не вдруг и не во всей полноте, а по мере сил каждого.
(17)Пушкиным восхищались и умнели, восхищаются и умнеют. (18)Наша литература обязана ему своим умственным ростом. (19)И этот рост был так велик, так быстр, что историческая последовательность в развитии литературы и общественного вкуса была как будто разрушена и связь с прошедшим разорвана. (20)Русская литература в одном человеке выросла на целое столетие.
5. Среди предложений 30-35 найдите такое, которое связано с предыдущим с помощью притяжательного местоимения. Напишите номер этого предложения.
(30)И вот настал час, когда о художнике Ефиме Честнякове, благодаря заботливым музейным искателям, узнали не только в России, но и за границей. (31)Я видел его картины и рисунки на выставках. (32)Они прекрасны, лучатся теплом и добротой. (33)На них много детей. (34)Мне кажется, что среди них есть и мы с братом, уж больно всё там похоже на моё детство. (35)И мне будто наяву слышится нежный серебристый свист, исходящий из ярких свистулек-птичек Ефимки Блаженного.
6. Среди предложений 10–16 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим при помощи контекстных синонимов и личного местоимения. Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий).
(б)Страшный зной, голод и жажда, турецкие конники, бесшумно маячившие в мареве, будто призраки из преисподней, беспрестанные рыдания офицерских жён — всё слилось в погребальную музыку, которой дирижировала неизбежность... (7)Никто не знал, что делать. (8)Двигаться вперёд нельзя, потому что враги превосходили их вчетверо, нельзя стоять на месте, позволяя туркам стягивать кольцо окружения. (9)Но невозможно и отступить. (10)Словно вода в пересыхающем степном колодце, таяли силы, мало-помалу отчаяние и безнадёжность овладевали людьми, которые оказались в западне.
7. Среди предложений 5–10 найдите такое, которое связано с предыдущим при помощи союза, притяжательного местоимения и форм слова.Напишите номер этого предложения.
(5)У кромки воды растут, наклонясь в сторону, травы. (6)Кажется даже, что дальше травы привстают на цыпочки, тянутся изо всех сил, чтобы обязательно, хотя бы из-за плеч, поглядеть в воду. (7)Тут и крапива, тут и высоченные зонтичные, названия которым здесь у нас никто не знает.(8)Но больше всех украшает наш замкнутый земной мирок некое высокое растение с пышными белыми цветами. (9)То есть каждый цветок в отдельности очень мал и был бы вовсе незаметен, но собрались цветы на стебле в бесчисленном множестве и образуют пышную, белую, слегка желтоватую шапку растения. (10)А так как его стебли никогда не растут поодиночке, то пышные шапки сливаются, и вот уже как бы белое облако дремлет среди неподвижной лесной травы.
8. Из предложений 1–2 выпишите синонимы (синонимическую пару).
(1)Дискуссии о состоянии русского языка ведутся ещё со времён могучих витий веков прошлых: А.С. Пушкина, Ф.И. Тютчева, А.И. Герцена, В.Г. Белинского, Ф.М. Достоевского. (2)Ныне для нас их споры, размышления о судьбе родного языка являются высокими уроками русской литературы, человеческой мысли.
9. Из предложений 18-19 выпишите фразеологизм.
(18)Дорожа моей душевной радостью, я не решался часто ходить в Лувр и шёл туда только в таком случае, если чувствовал, что могу с чистою совестью принять в себя животворную тайну. (19)Обыкновенно я в такие дни просыпался рано, уходил из дому без разговоров с кем бы то ни было и входил в Лувр первым, когда ещё никого там не было.
10. Из предложений 14-17 выпишите устаревшее слово.
(14)Как возникло, как созрело написанное? (15)Какой-то человек жил, любил, страдал и наслаждался; наблюдал, думал, желал, надеялся и отчаивался. (16)Захотелось ему поведать другим о чём-то таком, что для всех важно, что нам необходимо духовно увидеть, прочувствовать, продумать и усвоить. (17)Что-то значительное о чём-то важном и драгоценном.
11. Из предложения 11 выпишите антонимы (антонимическую пару).
(11)Едва ли мы сможем объяснить, почему человеку дан срок не девятьсот лет, а семьдесят (по Библии), почему так молниеносна, быстротечна молодость и почему так длительна старость.
12. Из предложений 5—11 выпишите просторечное слово.
(5)Да и какой это теперь огород! (6)Лишь названье. (7)Грядка лука, грядка чеснока, полсотни помидорных кустов да кое-какая зелень. (8)3емли пустует много и много, но вот цветы остались.(9)Цветы... (10)Пусть простые, нашенские, но сажаем, пропалываем, поливаем, бережём. (11)Без цветов нельзя.
12. Из предложений 8-11 выпишите диалектное слово.
(8)Я был уверен, что, когда давал деньги музыканту, выгреб всё, что было в кармане. (9)Вернулся к музыканту и, уже радуясь, что на нём чёрные очки и он, скорее всего, не заметил глупую сложность всей процедуры, снова зачерпнул из пальто жменю мелочи и высыпал ему в железную коробку. (10)Пошёл дальше. (11)Отошёл шагов на десять и, снова сунув руку в карман, вдруг обнаружил, что там ещё много монет.
13. Из предложений 29—33 выпишите слово разговорной окраски.
(29)Девушка разговаривала в будке громко, не обращая на посторонних внимания, поэтому слышно было всем.(30)— Серёжа! — кричала она. (31)— Как договорились, жду на условленном месте. (32)Видимо, абонент что-то пробурчал недовольно, сделал ей какое-то замечание, девушка оглянулась на нас: (33)— Да тут всякие...
14. Из предложений 35—40 выпишите контекстные антонимы (антонимическую пару).
(35)Под Новый год я увидел у себя дома ёлку. (З6)Мама подробно рассказывала в письме о ёлке. (37)Оказывается, в шкафу случайно нашлись ёлочные свечи. (38)Короткие, разноцветные, похожие на отточенные цветные карандаши. (39)Их зажгли, и с еловых веток по комнате разлился ни с чем не сравнимый аромат стеарина и хвои. (40)В комнате было темно, и только весёлые блуждающие огоньки замирали и разгорались, и тускло мерцали золочёные грецкие орехи.
15. Из предложений 19-22 выпишите фразеологизм, который имеет значение «сначала».
(19)Нравственный долг — их главный мотив. (20)Поступок этих людей — не яркая вспышка, а норма поведения, и выпытывать мотив действия, направленного на помощь человеку, попавшему в беду, было воистину нелепо.(21)На самом деле исследовать нужно в первую очередь нравственную атмосферу, обстановку, позволяющую воспитывать в людях подобное понимание чувства долга, подобную отзывчивость. (22)Это действительно необходимо, ибо важно, чтобы проявление гуманных свойств человеческой души стало для каждого естественной потребностью.
16. Из предложений 33–44 выпишите слово со значением: «Проникнутый приподнятостью, страстным желанием придать значимость чему-либо, значимостью не обладающему».
(33)Я остаюсь, – сказал Берг резко. – (34)Я хочу написать эту осень. (35)Ярцев уехал. (36)На следующий день Берг проснулся от солнца. (37)Лёгкие тени ветвей дрожали на чистом полу, а за дверью разлилась тихая синева. (38)Слово «сияние» Берг встречал только в книгах поэтов, считал его пафосным и лишённым ясного смысла. (39)Но теперь он понял, как точно это слово передаёт тот особый свет, какой исходит от сентябрьского неба и солнца. (40)Берг взял краски, бумагу и пошёл на озеро. (41)Он торопился. (42)Он хотел всю силу красок, всё умение своих рук и зоркого глаза, всё то, что дрожало где-то на сердце, отдать этой бумаге, чтобы хоть в сотой доле изобразить великолепие этих лесов, умирающих величаво и просто. (43)Берг работал как одержимый. (44)Никто его никогда таким не видел!
17. Выпишите из предложения 10 слово в переносном значении.
(10)Печать большой и необычной дороги лежала теперь на этой семёрке.
18. Из предложений 5–11 выпишите фразеологизм со значением: «поднимать тревогу».
(5)Этот забор не залетел бы в космос, если бы не стеснялись сказать попросту: космонавты брали пробы. (6)Но нет, несолидно!(7)Слышишь, видишь, читаешь такое – и хочется снова и снова бить в набат, взывать, умолять, уговаривать: БЕРЕГИСЬ КАНЦЕЛЯРИТА! (8)Это – самая распространённая, самая злокачественная болезнь нашей речи. (9)Когда-то редкостный знаток русского языка и чудодей слова Корней Иванович Чуковский заклеймил её точным, убийственным названием. (10)Статья его так и называлась – «Канцелярит», и прозвучала она поистине как SOS. (11)Не решаюсь сказать, что то был глас вопиющего в пустыне: к счастью, есть рыцари, которые, не щадя сил, сражаются за честь Слова.
19. Из предложений 1 – 8 выпишите индивидуально-авторское слово (окказионализм)
(1)Люди хотят быть счастливыми – это их естественная потребность. (2)Но где кроется самая сердцевина счастья? (3)(Замечу сразу, я только размышляю, а не изрекаю истины, к которым сам только стремлюсь.) (4)Кроется ли она в удобной квартире, хорошей еде, нарядной одежде? (5)И да, и нет. (6)Нет – по той причине, что, имея все эти достатки, человек может мучиться различными душевными невзгодами. (7)Кроется ли она в здоровье? (8)Конечно, да, но в то же время и нет.
20. Из предложения выпишите синоним к словам «мальчик, подросток, юноша»
И были такие разные: Захар — черноволосый крепыш, с вьющимися, едва на сантиметр их отпустишь, волосами, Андрюша — нестеровский синеглазый отрок, с выгоревшими на солнце белыми лёгкими патлами, которые он прихватывал красной косынкой.
Проверочная работа по заданиям 22,23 (2017 г.)
Вариант
1. Среди предложений 17-21 найдите такое, которое связано с предыдущим с помощью личного местоимения, синонимов и противительного союза. Напишите номер этого предложения.
(17)Не дошёл черёд до Аксакова. (18)В институтской программе Аксакова тоже не было. (19)Но он существовал, пока ещё не читанный. (20)Во время студенческой прогулки могли забрести в Абрамцево, в бывшее именьице Аксакова, связанное мемориально с крупнейшими деятелями отечественной культуры, как-то: Васнецов, Врубель, Серов, Коровин, Поленов, Нестеров.
(21)Но однажды, когда освободилось два часа дневного времени, по какому-то наитию я взял да и пошёл на детский утренний спектакль (пятнадцать шагов от ворот института до входных театральных дверей), а давали в то утро «Аленький цветочек» Аксакова.
2. Среди предложений 47-49 найдите такое, которое соединяется с предыдущим при помощи контекстного антонима. Напишите номер этого предложения.
(47)Специалисты справедливо воюют со словами-паразитами в нашей речи. (48)Со старым «значит» через каждый звук. (49)Со свежим – «типа того», новейшим «как бы», употребляемым по большей части не к месту.
3. Среди предложений 14-26 найдите такое, которое связано с предыдущим с помощью сочинительного союза и форм слова. Напишите номер этого предложения.
(14)...Пятилетний мальчик погибал от болезни сердца. (15)Он был обречён, спасти его могла только операция. (16)Риск, сопряжённый с операцией, был так велик, что ни один врач за неё не брался. (17)Один доктор вызвался сделать эту операцию. (18)Ему говорили: опасно.
(19)Не надо. (20)3ачем вам рисковать? (21)А он рискнул. (22)Мальчик жив, и есть надежда, что будет здоров. (23)А если бы неудача? (24)Как держать ответ перед матерью ребёнка? (25)Как самому жить, постоянно встречая укор в глазах окружающих? (26)Так не лучше ли отступить, предоставить всё случаю?
4. Среди предложений 12-16 найдите такое, которое соединяется с предыдущим при помощи притяжательного местоимения и однокоренного слова. Напишите номер этого предложения.
(12)А многие успели выбраться. (13)Сейчас они затерялись среди русских солдат, вместе с ними, обмерев, наблюдали, вместе испускали единый вздох.
(14)Вплотную, плечо в плечо с Аркадием Кирилловичем стоял немец, голова и половина лица скрыты бинтом, торчит лишь острый нос и тихо тлеет обречённым ужасом единственный глаз. (15)Он в болотного цвета тесном хлопчатобумажном мундирчике с узкими погончиками, мелко дрожит от страха и холода. (16)Его дрожь невольно передается Аркадию Кирилловичу, упрятанному в тёплый полушубок.
5. Среди предложений 46-51 найдите такое, которое связано с предыдущим с помощью указательного местоимения. Напишите номер этого предложения.
(46)Мне стали неинтересны разговоры о папиной и маминой работе. (47)0 людях, про которых я слышал много лет, но ни разу не видел. (48)Конфликты на работе неизбежны, глупо всё время говорить о них. (49)Я вставал из-за стола и уходил. (50)Это обижало стариков. (51)Но я ничего не мог поделать с собой.
6. Среди предложений 1—9 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим при помощи противительного союза, указательного местоимения и лексического повтора. Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий).
(1)0днажды зимой с телевизионных экранов Омска прозвучало обращение врачей к зрителям: пострадавшему человеку срочно требовалась донорская кровь. (2)Люди сидели в тёплых уютных квартирах, никто не знал о делах друг друга, никто не собирался, да и не мог контролировать человеческие поступки. (3)Любой человек мог потом сказать: я не смотрел телевизор, я обращения не слышал. (4)Но контролёр всё же у большинства был. (5)Высший нравственный контролёр — совесть. (6)Но ведь и только! (7)Да, и только. (8)Но это «только», эта единственная избирательность и оказывалась главной в последующие минуты, когда человек начинал действовать. (9)На трамваях, на автобусах, на такси люди добирались до больницы.
7. Среди предложений 39—43 найдите такое, которое связано с предыдущими при помощи вводного слова и лексического повтора. Напишите номер этого предложения.
(39)Умная художница, с которой я разговорился о счастье, пожала плечами:
(40)— Счастье? (41)Да ведь это сизифов труд.
(42)Мне бы заспорить, но не стал: уж очень понравился образ.
(43)Может, и вправду счастье — огромный камень, который мы с утра до ночи толкаем в гору, а он всё норовит с горы?
8. Из предложений 1–3 выпишите контекстные синонимы.
(1)Есть на нашей реке такие глухие и укромные места, что, когда продерёшься через спутанные лесные заросли, заполненные к тому же крапивой, и присядешь около самой воды, почувствуешь себя как бы в отгороженном от остального земного пространства мире.
(2)У черёмух выросли до своей величины будущие ягоды. (3)Теперь они гладкие, жёсткие, всё равно как вырезаны из зелёной кости и отполированы.
9. Из предложения 10 выпишите антонимы (антонимическую пару).
(10)Сделав несколько шагов по берегу, я прислушался ещё раз и тут увидел у носка моего самому мне показавшегося огромным резинового сапога крохотную ямочку, оставленную некогда коровьим копытом.
10. Из предложений 15—18 выпишите синонимы.
(15)Какая-то птица нервно вскрикивала с равными промежутками. (16)А может, не птица — зверь. (17)Михе пришло в голову, что здешние обитатели не слышат этих живых звуков. (18)С другой стороны, городские жители тоже этого не слышат, потому что шум города всё заглушает.
11. Из предложений 21—23 выпишите фразеологизм.
(21)Они были выше удручающей, однообразной рутины так называемой взрослой жизни — это и помогло им совершать открытия, создавать художественные произведения, отправляться на исследования новых земель. (22) Стремление к сугубой материальности, беспрестанная оценка всего на свете с точки зрения утилитарной, сиюминутной, сплошь да рядом лишь экономической пользы не привели ли иных из нас к самой, может быть, страшной болезни двадцатого века — вещизму? (23)Вещизму со всеми вытекающими из этого печального явления последствиями: холодностью в отношениях друг с другом, неискренностью, бесчувствием, эгоизмом, забвением той необходимой истины, что люди всё-таки братья, что человек часть природы и что обращаться нам друг с другом, да и с природой, необходимо по-человечески...
12. Из предложений 45—47 выпишите контекстные антонимы (антонимическую пару).
(45)Надо отвлечься от конкретных понятий. (46)Слишком много серьёзных людей вокруг. (47)Слишком мало красивых.
13. Из предложений 1—4 выпишите слово разговорной окраски.
(1)Я беседовал с известным Клофачем, моим старым добрым знакомым по Балканскому полуострову. (2)Он только что вернулся с войны и зашёл ко мне поделиться впечатлениями. (З)Много интересного порассказал мне этот талантливый чешский публицист, европейски образованный человек. (4)Более всего его поразило в русском лагере одно слово: «Ничего».
14. Из предложений 44—50 выпишите просторечное слово.
(44)В общем, поленился в своё время — проиграл на всю жизнь.
(45)Что касается третьего закона — многие подумают: а что плохого в чтении пустых, попавшихся случайно под руку или просто модных в этот момент книг? (46)Некоторые так и считают — а что? (47)Ничего особенного. (48)Мура, но читать можно. (49)А дело-то главным образом в том, что плохая книжка навсегда лишает вас возможности прочесть хорошую. (50)Время-то не безразмерное.
15. Из предложений 29–30 выпишите слово со значением «размышление о своём внутреннем состоянии, самоанализ».
(29)Записные книжки Чехова - это короткие записи сюжетов, беглых впечатлений, характерных деталей, словечек или фамилий. (30)Записей, в которых отразились бы раздумья о себе, записей, проникнутых рефлексией, у Чехова в «Записных книжках» нет.
16.Из предложений 20–25 выпишите известный фразеологизм-поговорка, который в данном тексте используется в усечённом виде
(20)В этих случаях, если подачу тепла быстро восстановить нельзя, полагается слить воду из системы, для чего предусмотрены специальные вентили. (21)Операция простенькая, незамысловатая, не правда ли? (22)Но не сливают. (23)В трубах, радиаторах образуется лёд, его объём чуть-чуть больше, чем у воды, но этого «чуть-чуть» вполне достаточно, чтобы разрушить радиатор. (24)А потом неделями, месяцами на морозе ремонтируют поломанную разгильдяйством систему отопления. (25)И каждый год – одни и те же грабли.
17. Из предложений 8–15 выпишите фразеологизм со значением: «призыв, остающийся без ответа».
(8)Это – самая распространённая, самая злокачественная болезнь нашей речи. (9)Когда-то редкостный знаток русского языка и чудодей слова Корней Иванович Чуковский заклеймил её точным, убийственным названием. (10)Статья его так и называлась – «Канцелярит», и прозвучала она поистине как SOS. (11)Не решаюсь сказать, что то был глас вопиющего в пустыне: к счастью, есть рыцари, которые, не щадя сил, сражаются за честь Слова. (12)Но, увы, надо посмотреть правде в глаза: канцелярит не сдаётся, он наступает, ширится. (13)Это окаянный и зловредный недуг нашей речи. (14)Быстро разрастаются чужеродные, губительные клетки – постылые штампы, которые не несут ни мысли, ни чувства, ни на грош информации, а лишь забивают и угнетают живое, полезное ядро. (15)Мы настолько отравлены канцеляритом, что порою начисто теряем чувство юмора.
18. Из предложений 1-7 выпишите слово со значением: «сделать доступным для народа».
(1)У Галины Улановой была вселенская слава. (2)И уникальность её личности в художественной культуре ХХ столетия с годами становится всё очевиднее.(3)Уланова принадлежит к тем редким артистам, которые открывают новые возможности в своем искусстве. (4)Она, не побоимся сказать, демократизировала искусство балета. (5)Средствами танца, пластики она передавала сложнейшие переживания своих героинь, передавала мысль «с ясностью дневного света». (6)В условнейший жанр балета великая балерина принесла невиданную жизненную подлинность. (7)Станцевать Шекспира, и так, чтобы об этом говорили, что это действительно шекспировский образ, что такой Джульетты не было даже в драме, – значит открыть новую страницу балетного искусства.
19. Выпишите слово, которое в тексте употреблено в прямом значении.
тонет (предложение 7) пробежать (предложение 20)
открыть (предложение 8) грозит (предложение 24)
(7)Но разве есть у них та же стремительность, та же легкость, та же скорость, что у человеческого взгляда, когда он тонет в беспредельной синеве летнего неба?! (8)Для этого надо лечь на траву и открыть глаза. (20)Или на газету, которую утром ты не можешь не пробежать глазами. (21)Или на телевизор, от которого ты не отрываешься в силу охватившей тебя под влиянием всё той же информации апатии. (22)Или на вывески, рекламы и лозунги, которыми испещрены городские улицы. (24)От неё не учащается сердцебиение, не истощаются нервы, не грозит бессонница.