Гоупил предлагает решить проблему
Необходимость в лучших образцах представляло удачную возможность, для издательского дома Goupil & Cie, которую невозможно было проигнорировать. В 1868 году была издана симпатичная брошюра в двенадцать страниц небольшого формата под названием Образцы для Рисования (Des modeles de dessin). В пафосном официальном правительственном предисловии, брошюра напыщенно рекламировала «Курс Рисунка» Барга и Жерома Bargue-Jerome, который уже был готов к изданию, более того большая часть иллюстраций были уже отпечатаны.
Известны многие книги образцов, которые были рассмотрены (специально созданной для этих предложений комиссией); но эти образцы, большей своей частью как раз являли собой иллюстрацию растленного вкуса недавно так осуждаемого монсеньором Гюлло …
Это был возврат к частным инициативам в решении этой проблемы. Люди со вкусом и учащиеся самостоятельно прилагали усилия в этом направлении, и некоторое количество хороших образцов было издано… Издатель Мэйсон Гоупил не мог остаться в стороне непричастным, он рискнул заняться этой работой и при помощи нескольких практичных товарищей, разыскал художников, соответствовавших высоким требованиям мастерства и вкуса…
Монсеньор Чарльз Барг в сотрудничестве с монсеньором Жеромом, членом института, взяли на себя ответственную задачу создать образцы для копирования. В выборе лучших по мастерству моделей для образцовых рисунков не было сделано ни единой уступки слащавости, или галантности; их осмотрительность исключала сомнительные варианты; они безусловно не разделяли мнение тех кто полагал, что рисунок это ни к чему не обязывающая разновидность приятного времяпрепровождения; таким образом их труд был адресован не всякому, а тем студентам которые серьезно для себя решили стать художниками.
«Курс Рисунка» не был единственным в своем роде; на рынке также существовало и множество других изданий. В 1860 году например, Бернар-Роман Жульен (Bernard-Romain Jullian) (1802-1871) издал свой собственный курс. Он был рассчитан на государственные школы Франции, это обстоятельство было заявлено на титульной странице. Он перекликался с курсом Барга и Жерома в том, что также начинался с частей лица и переходил к общему изображению античной статуи. Иллюстрации были выполнены в рафинированном, неоклассическом штриховом стиле, стиле все еще занимавшем могущественное положение в искусстве того времени это вызвало обратную реакцию со стороны Чеснау и остального комитета. Тяжело смотреть на прекрасные иллюстрации Жулиана и уничижать их практические достоинства, но их изысканная стилизация и изящество делает их абсолютно бесполезными в процессе обучения основным базовым принципам рисунка.
Иллюстрация Жулиана изображающая голову возможно Дианы, сбила бы столку любого начинающего рисовальщика, а схема размещенная рядом справа вряд ли бы могла чем-либо помочь. Очертания части между передней частью лица и носом неясны, и неконкретны по моделировке формы, в полутонах и на светлых частях ее просто нет. Прическа сложна и запутана, она просто обескураживала новичков. К тому же техника перекрестного штриха в которой били исполнены иллюстрации могла быть выработана по прошествии многих лет практики. Фронтальное освещение поддерживало чистоту неоклассического стиля, но не выявляла внутреннюю конструкцию головы которая была так важна для студентов, еще не обладавших глубокими познаниями в анатомии. Барг напротив дал ключ к тому каким образом упорядочить основные части головы и раскрыл метод без лишней волокиты, формообразующие линии просто упорядочивают сложные неясные округлые очертания, а силуэты четко обозначены прямыми линиями и углами.
На другой иллюстрации Жулиена, представлен скульптурный портрет римской императрицы Фаустины, гипсовую копию которого также использовал Барг в своей книге. Жулиен обрезает заднюю часть головы пренебрегая ею. Незавершенный силуэт ведет к ошибкам в передаче внутреннего характера. (Барг сперва находит общую форму головы отмечая опорные точки простыми линиями и углами, делая изображение удобным для измерений.) Жулиен обводит профиль носа одним контуром, а волосы завершаются границами упрощенных теней, обозначенных несколькими линиями. Барг использует правильный направленный верхний свет, что придает смысл происходящему выявляя фактуру предметов и возраст натуры. Жулиан, склонен использовать фронтальное рассеянное освещение, пренебрегая структурой и характером натуры.
Делая сравнительный анализ иллюстраций Жулиена и Барга изображающих одну и туже скульптуру Гомера, все более обнаруживается огромная разница в подходах двух курсов рисунка. В обеих иллюстрациях мы находим великолепную строгость и точность. Несмотря на это, разнородная штриховка Жульена имеет огрехи в бессвязных переходах тоновой градации на различных частях лица. Барг работает тоном, логичными растяжками тона от светлого к темному. В результате получая большую гамму градаций тона от темного к светлому, соединяя разные части в единое целое. Жульен напротив акцентирует внимание на декоративных аспектах античного бюста что является диаметрально противоположным подходом последовательности Барга в нажиме на скульптурные качества.