Для ответа к заданию этой части используйте бланк ответов №2. Запишите сначала номер задания С1, а затем напишите сочинение
Единый государственный экзамен по РУССКОМУ ЯЗЫКУ
На выполнение экзаменационной работы по русскому языку даётся 3 часа (180 минут). Работа состоит из 3 частей. Часть 1 включает 30 заданий (А1 – А30). К каждому из них даны 4 варианта ответа, из которых только один правильный. Часть 2 состоит из 8 заданий (В1 – В8). Ответы к этим заданиям вы должны сформулировать самостоятельно. Часть 3 состоит из одного задания (С1) и представляет собой небольшую письменную работу по тексту (сочинение). Все бланки ЕГЭ заполняются яркими чёрными чернилами. Допускается использование гелевой, капиллярной или перьевой ручек. При выполнении заданий Вы можете пользоваться черновиком. Обращаем Ваше внимание, что записи в черновике не будут учитываться при оценке работы. Советуем выполнять задания в том порядке, в котором они даны. Для экономии времени пропускайте задание, которое не удаётся выполнить сразу, и переходите к следующему. Если после выполнения всей работы у Вас останется время, Вы сможете вернуться к пропущенным заданиям. Баллы, полученные Вами за выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать как можно больше баллов. |
Инструкция по выполнению работы
Желаем успеха!
Часть 1
При выполнении заданий этой части в бланке ответов № 1 под номером выполняемого вами задания (А1 – А31) поставьте знак « ´ » в клеточку, номер которой соответствует номеру выбранного вами ответа.
А1 | В каком слове допущена ошибка в постановке ударения: неверновыделена буква, обозначающая ударный гласный звук? | |||
1) нАчали | 2) взялА | 3) статУя | 4) недУг |
А2 | В каком варианте ответа выделенное слово употреблено неверно? |
1) Уже в конце 2013 года эту футбольную команду ПОПОЛНИТ ещё один профессиональный игрок. | |
2) Чем важнее, сложнее был вопрос, тем теплее, глубже, сердечнее становился её ПРИЗНАТЕЛЬНЫЙ взгляд. | |
3) ОТБИРАЯ имя для ребёнка, родители обычно стараются учесть, как оно сочетается с отчеством, гармоничен ли образованный сочетанием имени, отчества и фамилии звуковой ряд | |
4) Режиссёр обещал сделать всё возможное, чтобы не допустить намеренного ПРИНИЖЕНИЯ достоинств созданной им картины. |
А3 | Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова. | |
1) важнейший 2) поняв | 3) более трёхсот книг 4) без туфлей |
А4 | Укажите грамматически правильное продолжение предложения. Обдумав план выступления, |
1) мною было распределено время. 3) мне нездоровилось.
2) у меня возник вопрос. 4) необходимо записать тезисы.
А5 | Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы). |
1) Благодаря имеющихся источников литературоведы пришли к выводу о реальном факте награждения Лермонтова боевой наградой.
2) О первом космонавте России рассказывает Обухова в статье «Любимец века».
3) Один из фактов биографии Чехова, ставших недавно известными, – строительство им на свои средства четырёх сельских школ.
4) Многие из тех, кто побывал на международном кинофестивале в Москве, увидели лучшие отечественные и зарубежные картины года.
А6 | В каком предложении придаточную часть СПП нельзя заменить обособленным определением, выраженным причастным оборотом? | |||
1) | Поэма Твардовского «Дом у дороги» – это поэма о жизнестойкости народа, который сохранил силу своего деятельного добра, нравственности, чувства семьи и дома в лихие военные времена. | |||
2) | Во время войны А.Н. Толстой выступал с публицистическими статьями, в которых охотно апеллировал к русской истории. | |||
3) | Поздние стихи Ахматовой, которые были собраны ею в несколько циклов, тематически весьма разнообразны. | |||
4) | В творчестве Айвазовского 70-ых годов появляются написанные в насыщенной синей гамме картины, которые изображают открытое море в полуденный час. | |||
Прочитайте текст и выполните задания А7 – А12. |
(1)… (2)Он постепенно овладевал звуком, цветом, широким и широкоформатным экраном, а также вырабатывал систему выразительных и изобразительных средств, что помогло ему перерасти в разветвлённую и вполне самостоятельную отрасль культуры. (3)… кино пользуется выразительно-изобразительными средствами и других искусств, что свидетельствует о синтетичности этого вида искусства. (4)Наиболее прочными и многообразными являются его связи с литературой, и это находит своё прямое подтверждение в возросшем значении сценария, который лежит в основе картины. (5)А сценарий есть прежде всего явление литературное. (6)В нём достигается естественный сплав драматического действия с элементами эпического повествования. |
А7 | Какое из приведённых ниже предложений должно быть первым в этом тексте? | ||
1) | Говоря о достоинствах и недостатках фильма, мы прежде всего анализируем сценарий, режиссуру и работу актёров. | ||
2) | Кинематограф возник в конце XIX века. | ||
3) | Фильм «Остров» произвёл на зрителей сильное впечатление. | ||
4) | Эстетически воздействует на человека только высокохудожественное произведение. | ||
А8 | Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно быть на месте пропуска в третьем предложении текста? | |||
1) Однако | 2) К примеру, | 3) Во-первых, | 4) Наоборот, |
А9 | Какое сочетание слов является грамматической основойв одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста? |
1) сценарий есть (предложение 5) 3) что свидетельствует (предложение 3)
2) помогло перерасти (предложение 2) 4) его связи являются (предложение 4)
А10 | Укажите верную характеристику четвёртого (4) предложения текста. 1) сложное с бессоюзной и союзной подчинительной связью между частями 2) сложное с союзной сочинительной и подчинительной связью между частями 3) сложноподчинённое 4) сложносочинённое |
А11 | Укажите предложение, в котором есть действительное причастие прошедшего времени. 1) 6 2) 2 3) 3 4) 4 |
А12 | Укажите значение слова ЕСТЕСТВЕННЫЙ (предложение 6). 1) уверенный 3) нормальный, обусловленный самим ходом развития 2) искренний 4) природный, совершающийся по законам живой природы |
А13 | В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется НН? В начале ХХ столетия были изобрете(1)ы новые способы организации звуков в музыкальном произведении и одновреме(2)о с этим возрождалось подли(3)ое звучание оркестровых инструментов. | |||
1) 1, 3 | 2) 2 | 3) 2, 3 | 4) 1, 2, 3 |
А14 | В каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая гласная корня? |
1) ц..ремония, п..лисадник, ц..пляться
2) соч..тать, щ..петильный, бл..стательный
3) пост..мент, ут..пический, энцикл..педия
4) ус..ление, ум..лять (роль), предназн..чение
А15 | В каком ряду во всех трёх словах пропущена одна и та же буква? |
1) ро..черк, не..гибаемый, и..подтишка
2) под..ехавший, интер..ер, в..юнок
3) п..давать, раз..браться, з..облачный
4) пр..амбула, пр..поны, пр..открыт
А16 | В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется буква И? |
1) мурлыч..шь, завис..мый
2) точ..шь, приемл..мый
3) выйд..шь, вид..мый
4) провер..шь, слыш..мый
А17 | В каком варианте ответа указаны все слова, где пропущена буква И? А. перестра..ваясь Б. удушл..вый В. раскашл..ться Г. никел..вый | |||
1) А, Б | 2) В, Г | 3) А, В | 4) А, Б, Г |
А18 | В каком предложении НЕ со словом пишется слитно?
| ||||||||
А19 | В каком предложении оба выделенных слова пишутся слитно? | ||
1) | Продавцу предоставляется право досрочной доставки товара, (ПРИ)ЧЁМ покупатель обязан принять товар, а ТАК(ЖЕ) оплатить его стоимость на условиях заключённого контракта. | ||
2) | (В)НАЧАЛЕ литературной работы каждый успех снижает требовательность к самому себе, а надо просить судьбу, ЧТО(БЫ) она была построже. | ||
3) | Искусство витража развилось (НЕ)СРАЗУ, (В)НАЧАЛЕ это была прозрачная мозаика из цветного стекла. | ||
4) | Река шумела всё ТАК(ЖЕ) ровно, широко, и (ПО)ПРЕЖНЕМУ мерцали на её плёсе золотые острые искры. | ||
А20 | Укажите правильное объяснение постановки запятой или её отсутствия в предложении: Прибрежные травы были душно нагреты влажным теплом ( ) и над ними низко вились несметные бледно-зелёные мотыльки. | ||
1) | Простое предложение с однородными членами, перед Изапятая не нужна. | ||
2) | Сложносочинённое предложение, перед союзом Инужна запятая. | ||
3) | Сложносочинённое предложение с общим для частей второстепенным членом, перед союзом Изапятая не нужна. | ||
4) | Простое предложение с однородными членами, перед Инужна запятая. | ||
А21 | В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые? Дети (1) охваченные очарованием яркого огня (2) притихли (3) молча глядя (4) на пламя костра. 1) 1, 3 2) 2, 3, 4 3) 1, 2, 3 4) 1, 2 |
А22 | В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые? Москва (1) бывает (2) неописуемо прекрасной в мае, когда сумрак московских ночей окутывает золотые купола. А разве не чудо этот город (3) к примеру (4) в дни погожей осени, когда перемешиваются багрянец и золото? 1) 1, 2 2) 1, 3 3) 3, 4 4) 1, 2, 3, 4 |
А23 | Укажите предложение, в котором надо поставить одну запятую. (Знаки препинания не расставлены) | ||
1) | Поэта можно любить или не любить принимать его идеи или быть их противником. | ||
2) | Каких только песен не поют и в Москве и на её окраинах и в других городах! | ||
3) | Фольклор и русская история являются источниками вдохновения художников современных Мстёры и Жостова. | ||
4) | В поэме Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» в той или иной степени использованы все основные жанры фольклора. | ||
А24 | Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении? В стихотворении «Невыразимое» Жуковский сам определил самобытность своего творчества: предметом его поэзии было не изображение видимых явлений, а выражение мимолётных неуловимых переживаний. | |||
1) | Первая часть бессоюзного сложного предложения противопоставлена по содержанию второй части. | |||
2) | Первая часть бессоюзного сложного предложения указывает на время совершения того, о чём говорится во второй части. | |||
3) | Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на причину того, о чём говорится в первой части. | |||
4) | Вторая часть бессоюзного сложного предложения поясняет, раскрывает содержание первой части. | |||
А25 | В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые? Печорин невольно подмечает человеческие недостатки (1) знанием (2) которых (3) он особенно гордится. | |||
1) 1 | 2) 2 | 3) 3 | 4) 1, 3 |
А26 | В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые? Если Ирина освоилась в Ферапонтове и успела его полюбить (1) то Виктор попал сюда впервые (2) и (3) хотя по рассказам знал многое (4) поражался всему (5) что видел. | |||
1) 2, 4, 5 | 2) 1, 3, 4, 5 | 3) 1, 2, 3, 5 | 4) 1, 3, 4 |
А27 | Прочитайте текст |
Огромной заслугой Архимеда перед всем человечеством является разработка математических методов решения многих технических проблем. Но сам он, как и многие другие учёные того времени, считал, что практическое применение полученных им теоретических решений вовсе не заслуживает такого же внимания, как научные разработки. А потому из всех трудов Архимеда лишь единственный посвящён описанию одного из его технических изобретений. |
В каком из приведённых ниже предложений верно передана главная информация, содержащаяся в тексте?
1) | Из всех трудов Архимеда лишь единственный посвящён описанию одного из его технических изобретений. |
2) | Архимед, как и многие другие учёные того времени, считал важным как научные разработки, так и практическое применение полученных им теоретических решений. |
3) | Огромной заслугой Архимеда перед всем человечеством является описание его технических изобретений. |
4) | Архимед разработал математические методы решения многих технических проблем, но описал лишь одно из своих изобретений, так как ценил прежде всего научные разработки. |
Прочитайте текст и выполните задания А28 – А30; В1 – В8, С1. |
(1)Как-то раз я спросил у одной художницы, почему это на полотнах старых мастеров лица у детей такие взрослые. (2)Мадонна или просто какая-нибудь женщина держит на руках ребёнка или ведёт его за ручку, телом он совсем маленький, а глаза смотрят серьёзно.
(3)Художница ответила мне примерно так. (4)Старые мастера и вообще большие живописцы прошлого видели в младенце прежде всего человека. (5)Ведь главное в каждом малыше не то, что он ребёнок, а то, что он человеческий ребёнок. (6)И жизнь у него человеческая – трудная, сложная. (7)Конечно, детство – это заря жизни, это счастье. (8)Но сам ребёнок этого счастья не осознаёт. (9)Вот вы в детстве были счастливы?
(10)Выслушав её, я призадумался. (11)Конечно, какой-то перехлёст был в её словах. (12)Но когда я начал перебирать в памяти грустные и счастливые впечатления своего детства, счастливых оказалось очень мало. (13)И причиной тому были отнюдь не родители, не окружающие, не трудности эпохи. (14)Мне просто некогда было быть счастливым.
(15)Ну а как же тогда быть с «золотым детством»? (16)«Золотое детство» – это прочно затверженная формула.
(17)А что если миф о золотом детстве придумали взрослые дяди и тёти, которые забыли свои детские годы? (18)Ведь если бы все в детстве были безоблачно счастливы, то из детей вырастали бы глупые взрослые. (19)Между тем мы живём в обществе людей разумных, талантливых, способных, умных, толковых, мыслящих – и это во всех областях жизни.
(20)Детство – пора очень напряжённой учёбы («научения», как теперь говорится), пора освоения и усвоения бытия. (21)В детстве жить очень интересно и очень нелегко. (22)Колоссальный поток сведений, ощущений, переживаний вливается в сознание, и во всём надо разобраться, а умственных силёнок и опыта ещё очень мало. (23)Всё время ошибки, накладки, просчёты, недоумения. (24)Радость постижения чего-то мгновенно сменяется новыми поисками и новыми ошибками.
(25)Кто-то сказал, что каждый человек – это целый мир. (26)Но фундамент этого мира человек закладывает очень рано. (27)Самые тяжёлые камни нам приходится ворочать в детстве, а потом уже пойдут кирпичики. (28)А под старость, с высоты взрослых лет, эти камни начинают казаться нам лёгкими, как пушинки, и мы начинаем вспоминать своё золотое детство.
(По В. Шефнеру)*
* Шефнер Вадим Сергеевич (1915–2002) – поэт, прозаик, фантаст, автор военных рассказов, философских стихов и ироническо-фантастических повестей.
А28 | После какого предложения текста должно стоять следующее предложение: «Причина лежала во мне самом»?
| ||||||||
А29 | Какое из перечисленных утверждений является ошибочным? |
1) | Предложение 2 включает элемент описания. |
2) | В предложениях 4–6 представлено повествование. |
3) | Предложение 19 опровергает предположение, высказанное в предложении 18. |
4) | В предложениях 21–24 содержится рассуждение. |
А30 | Укажите предложение, в котором использованы контекстные антонимы. |
1) 7 2) 13 3) 18 4) 23
Часть 2
При выполнении заданий этой части запишите ваш ответ в бланке ответов №1 справа от номера задания (В1 – В8), начиная с первой клеточки. Каждую букву или цифру пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными в бланке образцами. Слова или числа при перечислении отделяйте запятыми. Каждую запятую ставьте в отдельную клеточку. При записи ответов пробелы не используются.
Ответы к заданиям В1 - В3 запишите словами.
В1 | Из предложений 8–11 выпишите слово, образованное бессуффиксным способом (с помощью нулевого суффикса). |
В2 | Из предложений 11–13 выпишите притяжательные местоимения. |
В3 | Укажите тип подчинительной связи в словосочетании ЖИВОПИСЦЫ ПРОШЛОГО (предложение 4). |
Ответы к заданиям В4 – В8 запишите цифрами.
В4 | Среди предложений 22–28 найдите сложные, в которых есть односоставное(-ые) безличное(-ые) предложение(-я). Напишите номера этих сложных предложений. |
В5 | Среди предложений 1–12 найдите предложение с обособленным обстоятельством. Напишите номер этого предложения. |
В6 | Среди предложений 1–12 найдите сложное, в котором есть придаточное времени. Напишите номер этого сложного предложения |
В7 | Среди предложений 19–23 найдите такое, которое связано с предыдущим при помощи лексического повтора. Напишите номер этого предложения. |
Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который вы анализировали, выполняя задания А28–А30, В1–В7. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка. Если вы не знаете, какая цифра из списка должна стоять на месте пропуска, пишите цифру 0.
Последовательность цифр в том порядке, в котором они записаны вами в тексте рецензии на месте пропусков, запишите в бланк ответов №1 справа от номера задания B8, начиная с первой клеточки. Каждую цифру пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными в бланке образцами. Цифры при перечислении отделяйте запятыми. Каждую запятую ставьте в отдельную клеточку. При записи ответов пробелы не используются.
В8 | «Приём – _____ (предложения 15–16), который использует В. Шефнер в этом тексте, настраивает читателя на раздумья. С той же целью автор использует и синтаксическое средство – _____ (в предложениях 13, 19, 23). В последнем абзаце троп – _____ – и лексическое средство – _____ («камни» – «кирпичики» в предложении 27) – создают яркий художественный образ». |
Список терминов:
1) парцелляция
2) индивидуально-авторские слова
3) литота
4) ряды однородных членов
5) контекстные антонимы
6) просторечные слова
7) вопросно-ответная форма изложения
8) развёрнутая метафора
9) синтаксический параллелизм
Часть 3
Для ответа к заданию этой части используйте бланк ответов №2. Запишите сначала номер задания С1, а затем напишите сочинение.
С1 | Напишите сочинение по прочитанному тексту. Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленных автором текста (избегайте чрезмерного цитирования). Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Напишите, согласны или не согласны Вы с точкой зрения автора прочитанного текста. Объясните почему. Свой ответ аргументируйте, опираясь в первую очередь на читательский опыт, а также на знания и жизненные наблюдения (учитываются первые два аргумента). Объём сочинения – не менее 150 слов. Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком. |