Малыш и мир геометрических фигур
Желание малыша рисовать, лепить, конструировать, делать аппликации объясняется его интересом ко всему окру жающему и удовольствием от самостоятельной работы. Но если мы хотим развивать изобразительную деятельность, то этого недостаточно.
Необходимо научить малыша строить (конструировать) изображение (полностью или частично соединять между собой основные части и детали изображаемых объектов). Например, у дерева ствол, крона, ветки, листья; у здания стены, крыша, окна, двери; у человека голова, туловище, руки, ноги. Способность изображать главные части объекта чаще всего зависит от умения наблюдать и анализировать реальные предметы.
Процесс построения изображения сложен по своей природе, и задача взрослого — помочь ребенку овладеть основными изобразительными средствами. Так, например, в рисовании - это линия, контур, цвет, композиция; в лепке объем; в аппликации — силуэт, форма; в конструировании — форма и объем.
Конструирование позволяет дошкольнику не только освоить основные изобразительные средства, но и решить изобразительные и выразительные задачи.
Приемы конструирования из плоских деталей просты и доступны ребенку и позволяют построить (сконструировать) практически любое изображение на плоскости. По своему характеру эта деятельность более всего сходна с аппликацией, рисованием, но не приравнивается к ним.
Для достижения элементарного сходства рисунка, скульптуры, конструкции или аппликации с тем, что стремится передать ребенок в изображении, должны быть отражены следующие характеристики предмета: его форма, величина, строение, цвет, положение в пространстве и т. д.
Основным средством, позволяющим установить сходство изображенных предметов с реальными, является форма. В конструкторской деятельности и при изготовлении аппликаций дети работают с готовыми геометрическими фигурами и телами (куб, призма, цилиндр, брусок, круг, квадрат, овал, прямоугольник
и т. д.), которые выступают не только как элементы строительного материала, но и как готовое изобразительное средство. Правильная геометрическая форма, например круг, с самого начала играет для ребенка роль меры для всех предметов круглой формы. Малыш воспринимаег круг не как абстрактную геометрическую фигуру, а как наиболее простое выражение формы того или иного конкретного предмета, и в зависимости от цвета и размера круга он может быть для ребенка солнышком, яблоком, мячом, шаром или другим круглым предметом.
Начиная работать с конструктором, малыши передают форму предметов в упрощенном, т. е. обобщенном, виде (геометризованное изображение). Основным критерием для их оценки является узнавание предмета. Однако этот период длится недолго и не задерживает развитие познавательных способностей. От упрощенной передачи формы и строения объектов дети постепенно переходят к изображению характерных различий предметов по форме. С этой целью они используют уже несколько геометрических фигур и разными способами получают выразительное изображение предметов и объектов, имеющих свою характерную форму.
Важно отметить, что данный конструкторский материал позволяет передавать форму объектов только в одной плоскости. При таком способе изображения неизбежно допускается некоторая условность. Однако, если включить в состав набора конструктора небольшие отрезки шерстяных ниток или куски непряденой шерсти, это даст возможность создавать полуобъемные композиции. Например, с помощью коротких ниток можно дополнить изображение ежа иголками, придать объем кронам деревьев, сделать пушистой шерсть у животных и т. д. (рис. 12).
Во всех видах изобразительной деятельности необходимо чувство ритма. Ритм вносит порядок и организованность во все то, что создают люди, он связан с различными повторе ниями движений, форм, звуков, линий. Это первое средство художественной выразительности, которым овладевают дети.
Малыши любят создавать ритмические узоры, заниматься декоративной работой. Сначала они учатся выдерживать одинаковые интервалы между элементами, затем создавать орнаменты, чередуя их по цвету, форме, располагая узор на полоске, круге, квадрате и любом другом трафарете, что особенно легко сделать из разнообразных по форме, цвету, размеру готовых геометрических фигур.
Цвет, в особенности интенсивный, возбуждает у детей положительные эмоции. Начиная с младшего дошкольного возраста перед ними ставится задача уметь передавать цвет как признак предмета и использовать как средство выразительности. Чувство цвета формируется у детей во всех видах изобразительной деятельности. Разница лишь в том, что в конструировании и при выполнении аппликации дети сами не окрашивают геометрические фигуры, а работают с уже заданными по цвету деталями. (Закрашивание — сложное комплексное умение, требующее специальных навыков и качеств движений). Из элементов конструктора можно построить яркие и реалистичные изображения.
В искусстве способность создавать целостный образ и раскрывать замысел произведения достигается композицией. Содержание замысла определяет расположение объектов изображения, которые могут бытЬ близко друг к другу или в отдалении, повернуты так или иначе и т. д. От умения передать единство отношений всех составляющих элементов изображения зависит не только красота, но и возможность раскрыть замысел.
Младшие дошкольники не владеют композиционными умениями. Дети располагают изображение на плоскости спонтанно. Для объединения предметов и объектов появляется земля в виде одной линии. Такое расположение носит название «фриз». Со временем фризовое расположение усложняется. К старшему дошкольному возрасту дети уже могут естественно расположить объекты на всей поверхности рабочего поля.
Детали конструктора можно быстро передвигать и пробовать различные варианты построения изображения на плоскости, т. е. создавать различные композиции.
Конструктор несложно сделать самим. Желательно подобрать или вырезать определенное количество геометрических фигур и несколько рабочих полей (фонов). Новый кон (ч 1>\ к горский материал вызовет живой интерес и желание позаниматься с ним, особенно, если ребенок не будет видеть, как он создается.
Для конструктора могут подойти разнообразные по мате риалу, цвету, форме плоские геометрические фигуры из набора «Учимся считать», из мозаики, настольно-печатных игр Детали конструктора вырезают и из ткани или старых обложек доя книг, надувных мячей, игрушек из яркого синтетического материала, что придаст элементам конструктора привлекательность.
Рабочим нолем для вашего конструктора может служить цветная скатерть, пластиковое покрытие на кухонном столе или лист плотной бумаги. Цвет игрового поля, его размер и форма подбираются не произвольно, они согласуются с кон кретными задачами обучения конструированию. Игровое поле для составления декоративного узора может быть квадрат ным или прямоугольным, овальным или круглым или иметь, например, форму силуэта фартука (сарафана, платья). Поле может быть большим или маленьким. На нем должно свободно помещаться предполагаемое количество элементов конструктора.
Важно, чтобы все элементы, входящие в конструктор, совпадали но размеру, дополняли и взаимозаменяли друг друга.
Для каждого возраста подбирается опредеУ1енный комплект рабочих полей и деталей, который отличается составом, количеством и цветом элементов. Чем старше ребенок, тем боль ше по составу, разнообразнее по цвету геометрические фигуры, входящие в комплект конструктора.
Для детей двух-четырех лет комплект может состоять из набора рабочих полей (фоны) и геометрических фигур (круги, квадраты, треугольники, прямоугольники, овалы) девяти цветов и их оттенков (красный, желтый, оранжевый, зеленый, синий, белый, черный, коричневый, фиолетовый) и трех градаций величины (2 х 2 см, б х 6 см, 10 х 10 см) по десять-двадцать деталей каждого цвета и размера.
Цвет игровых полей может ограничиться белым, голубым, желтым, оранжевым, розовым, светло-зеленым, черным и фиолетовым фоном. Детям младшего возраста интереснее заниматься декоративной изобразительной деятельностью на специально вырезанном трафарете. Они любят украшать
платья, шапочки, рукавички и другие предметы одежды и быта. Поэтому набор рабочих полей может пополниться любым, по вашему выбору, трафаретом (рис. 13).
Этот конструкторский набор является основным. Работая с ним, малыш получает возможность увидеть не только геометрические фигуры определенной формы, конкретного цвета и размера, но и отношения между ними, т. е. воспринимать разнообразные сочетания и иметь возможность самостоятельно выбирать нужное изобразительное средство. Вместе с тем если ребенок ограничится простым созерцанием этих геометрических фигур, то он не пойдет дальше знакомства с их фор мой, цветом, величиной. Процесс конструирования позволяет получить значительно более полные представления о раз личных свойствах этих деталей.
Материал готов. Можно приступить к обучению малыша конструированию, которое должно быть направлено на развитие его умственных и художественных способностей.
При любой форме организации обучения (фронтальной, групповой) акцент делается на индивидуальное развитие ребенка. Важно сотрудничество между взрослым и малышом в процессе работы.
Для ребенка трех лет характерно быстрее развитие речи, накопление личного опыта. Он любознателен, живо откликается на предложение взрослого конструировать. Прежде всего его интересует процесс изображения, который прибли-
жается по своему характеру к игре. Поэтому необходимо направить обучение конструированию так, чтобы наряду с желанием поиграть возникло желание создавать все более отчетливые изображения.
Дети овладевают средствами построения изображения относительно медленно и для малышей возрастной группы этот процесс можно разделить на два этапа.
Первый этап — подготовительный к самостоятельной практической деятельности. Вначале ребенка подводят к пониманию функционального назначения элементов конструктора — строить изображение (делать картинки). Затем развивают интерес к практической деятельности и желание конструировать самостоятельно.
Второй этап обучения — овладение средствами построения простых изображений и их вариантов, состоящих из двух- семи одинаковых геометрических форм (например, кругов) или разных (квадратов, треугольников, прямоугольников, овалов) — ориентировка на два признака одновременно (цвет, форма).
На первом этапе обучения внимание взрослого направлено на развитие воображения ребенка, знакомство его с геометрическими формами, назначением элементов данного материала, экспериментирование с новыми деталями конструктора. Детское экспериментирование зачастую сходно с экспериментированием взрослого человека и направлено на изучение предмета (или явления), познание его свойств, взаимосвязей. В процессе конструирования дети успешно экспериментируют с новым материалом.
Вы приобрели конструкторский материал. Не спешите проводить сразу обучающие занятия с ребенком. Дайте ему возможность самостоятельно ознакомиться с элементами конструктора. Ваша роль при этом должна проявляться косвенно. Она заключается в определении постоянного места для практической деятельности малыша и хранения материала. Предлагая конструктор, взрослый находится рядом с ребенком, поощряет и подбадривает его, но активно не влияет на ход и характер экспериментирования с элементами конструктора. Вернее сказать, влияние взрослого должно быть построено по принципу: «Помоги ребенку сделать все или почти все самостоятельно!» Предложите малышу конструктор и понаблюдайте, что он будет делать. На этом этапе нецелесообразно предлагать образцы из приложений к конструкторам, аппликации.
Ребенок впервые видит яркие, красочные геометрические фигуры, входящие в набор конструктора. Он не знаком с их назначением, поэтому сначала берет их в руки, мнет, перекладывает и хаотично располагает на игровом поле, постепенно заполняя его. Игровое иоле воспринимается ребенком как поверхность стола. Красочные пятна, появляющиеся на нем, нравятся малышу. Он увлекается, пробуя подряд все элементы конструктора. Не торопите ребенка. Пусть он экспериментирует, знакомится с материалом, его свойства ми. Еще неосознанно, ребенок сравнивает элементы между собой, устанавливает сходства и различия по цвету, форме, размеру.
У трехлетних детей может отсутствовать прямое намерение изобразить что-то. В процессе игры с конструктором, наступает момент, когда геометрические фигуры случайно складываются в определенное сочетание. Ребенок по общим контурам получившейся фигуры внезапно замечает ее сходство с каким-то знакомым предметом или животным и называет его. Первый образ возникает непреднамеренно. Затем у ребенка появляется желание получить знакомое изображение. Он может сказать о своем желании, но не в силах реализовать это. Постепенно экспериментирование малыша становится целенаправленным. Ребенок начинает выкладывать геометрические фигуры так, чтобы получить конкретный образ. Однако не у всех детей этот процесс может наступать одновременно. У одних это произойдет уже на первом занятии, у других значительно позже. Есть дети, которых долгое время интересует именно процесс действия с геометрическими фигурами. Они обычно молча манипулируют ими. Таких детей следует побуждать к созданию образов, развивая отношение к практической деятельности с геометрическими фигурами как к изобразительной. Помочь могут вопросы: «Что у тебя сейчас получилось? Посмотри, что это? А что сейчас получилось?» Вопросы заставят ребенка задуматься и искать сходство, он призовет на помощь уже полученный опыт общения с окружающим. Вначале малыш может не отвечать на вопрос взрослого. Это и понятно, так как ребенок не ставил перед собой цель что-то изобразить. Но даже когда ребенок начинает понимать, что можно получить изображение определенного предмета соединением геометрических фигур, не всегда изображение получается похожим на задуманный предмет. В таких случаях не надо спешить с осуждением: «Какой же это дом! На дом не похоже!» Возникающие у ребенка ассоциации неустойчивы, они быстро разрушаются и через некоторое время он уже может не вспомнить, как называл это случайное сочетание элементов.
Дальнейшая работа будет направлена на подведение ребенка к осознанному повторению случайно полученного и правильно узнанного образца (изображения), чтобы малыш понял, что комбинации фигур могут изображать определенный предмет.
Взрослый, не давая прямых указаний, только с помощью вопросов может косвенно подсказать ребенку, что делать дальше, и одновременно оживить в его памяти образ предмета или явления («На что это похоже?», «Кто пришел к нам в гости?», «Что лежит у тебя на тарелке?», «Это конфета?»).
Во время занятия было бы хорошо прочитать отрывок из стихотворения или потешки, где ярко представлен нужный образ или отражены действия, которые ребенок может повторить. Например: «Я рисую желтый круг и много палочек вокруг — это солнышко сияет».
Косвенными же приемами можно развить у детей способность замечать различные оттенки цветовой гаммы. Для этого предлагается несколько игровых полей одной формы и размера, отличающихся только тоном. Взрослый привлекает внимание ребенка к красивому сочетанию цветов («Как красивы белые кружочки на синем фоне», «Разноцветные шары выглядят особенно празднично на голубом фоне»), демонстрирует удачное и менее удачное их сочетание, используя разные по цвету игровые поля.
Второй этап обучения детей конструированию предполагает совместную деятельность взрослого и ребенка. Организовать ее можно различными способами. Например, взрослый по просьбе ребенка создает изображение какого-либо предмета. Ребенок же является сторонним наблюдателем. Или: взрослый частично строит изображение, ребенку же предлагается дополнить картинку: добавить, например, клюв, хвост или глаз у птицы, рыбы; окно или трубу в доме, заборчик или ворота рядом с ним; игрушки на новогоднюю елку и другие элементы, дополняющие изображение.
Процесс сотворчества полезен для развития изобразительных навыков, дает возможность малышу воспринимать изображение как незаконченное, так и окончательное. А благо даря тому что взрослый использует не прямые указания типа: «Сделай цыпленку глаза», а задает вопросы, побуждающие
к действию, например: «Как твой цыпленок увидит свою маму?» или «Чем же птичка будет клевать зернышки?», процесс изображения становится увлекательной деятельностью для малыша (рис. 14).
АЛ Л& АЛ. Ж
Рис. и
Вовлечение малыша в совместную деятельность должно проходить постепенно и начинаться с наиболее легкого. Вначале можно предложить «привязать ниточки к шарику» (присоединить шнурок или толстую нить к кружку или овалу), «стебельки к цветам», «палочки к флажкам» (рис. 15)
Таким образом ребенок учится узнавать изображаемый предмет.
Игровые приемы возбуждают у малышей живой интерес к образу, вызывают желание действовать. Например, мишка просит малыша достать для него много разноцветных шаров, так как идет на праздник. Взрослый выкладывает в ряд на голубом фоне разноцветные круги и говорит: «Как много шаров! К каждому шарику надо привязать веревочку, чтобы удобно было держать в руке». Присоединяет конец одной из веревочек к первому шару. Предлагает ребенку: «Помоги мне, а то мишка торопится». Малыш выкладывает нитку от «шара» (кружка) сверху вниз, «строит» линию (рис. 16).
Для успешного развития творческой деятельности важно с раннего возраста учить ребенка видеть различные варианты изображения одного и того же объекта. С этой целью можно предложить не одно изображение, а два-три, отличающихся по цвету, размеру, расположению на игровом поле. Однако работа начинается с изображения одного объекта, а не всех сразу.
Рис. 16
Так, например, средства и способы изображения первого домика дети усваивают в готовом виде в процессе специального обучения. Взрослый строит изображение и анализирует его с помощью вопросов, указывающих порядок выделения структурных особенностей всего предмета, а также составляющих его частей.
Малышу трудно воспринять одновременно изображение в целом и его отдельные части. Поэтому сначала надо рассмотреть изображение в целом. Например: «Какой красивый дом». Затем выделяются части изображения: «У дома есть стены; окна, дверь и крыша». Взрослый называет форму и пространственнее расположение основных частей, затем уточняет детали: «Стены сделаны из большого зеленого квадрата, а окошко — из маленького желтого квадрата, крыша - из красно го большого треугольника. Вот какой получился замечательный дом».
Анализ предмета должен проходить параллельно с построением его изображения. В дальнейшем это облегчит малышу процесс конструирования. Ребенка учат создавать изображение предмета по частям: сначала самые крупные, затем более мелкие детали.
Детально разобрав с детьми изображение домика, нужно сразу же построить его еще раз, но не до конца (может отсутствовать окно) или взять другие по цвету и размеру квад раты и треугольники.
Каждое новое изображение не должно являться повторением первой модели, а быть ее вариантом. Поэтому третий домик, оставаясь все той же несложной конструкцией, может быть двухэтажным (рис. 17).
Рис. 17
С помощью взрослого или самостоятельно ребенок определяет, чего конкретно недостает в каждом изображении, и достраивает его.
Дополнения, вносимые ребенком в изображение предметов, сделанных взрослым, могут придать образу выразительность, появляется вариативность изображения.
В процессе анализа вариантов изображения одного и того же объекта ребенок начинает понимать, что основные части однородных объектов, например рыбок, могут выглядеть по-разному, так как изображены различными по цвету, форме и размеру геометрическими фигурами. Дети уже способны уловить разницу: в одном случае рыбка сделана из желтого овала, в другом из красного кружка (рис. 18)
Большое внимание уделяется развитию у детей представ ления о том, что каждый предмет имеет определенную фор чу, так как знание геометрических фигур помогает определить форму предмета или его частей. Например, умение различать круг и овал позволяет более точно передать форму того или иного предмета, добиться выразительности изображения.
Переход от совместной к самостоятельной конструкторской деятельности происходит у ребенка постепенно, за счет увеличения доли его участия в построении изображения. Малышу предлагается не только дополнить, а самостоятельно что-либо сконструировать. Например, взрослый изобразил поезд из нескольких вагонов, а ребенку предлагается его дополнить (изобразить колеса, окна, сделать еще несколько вагончиков) (рис. 19)
Тематика заданий по обучению конструированию разнообразна. Вначале для изображения выбираются предметы, наиболее простые по форме, окраске, строению, с равномерно расположенными, сходными но форме частями. Детей знакомят с особенностями строения определенной группы предметов, состоящих из нескольких однородных или двух грех разнородных элементов конструктора. Предлагается составить (построить) изображения знакомых предметов, располагая их на плоскости: по горизонтали (бусы, поезд, заборчик), по вертикали (башенка, пирамидка, елка, лиственное дерево, заяц, медведь, поросенок, девочка, мальчик), комбинируя их размещение, образуя простейшие перекрытия (ворота, дом, гриб и т. п.) (рис. 20).
В данном случае средством обучения является анализ пред мета или готового образца. Так как перед детьми ставится задача передать форму, то при анализе надо учить ребенка прежде всего выделять именно форму. Взрослый должен фиксировать на ней внимание ребенка («Какой формы ша-
рик?). Во время занятия нужно, чтобы каждый ребенок по держал изображаемую игрушку в руках, обвел пальцем ее контур. Наиболее полное представление о предмете малыш может получить только поиграв с ним. Так, решив построить изображение снеговика, сначала поиграйте с детьми в снежки на улице, слепите снеговика. Перед занятием прочитайте ребенку стихотворение или загадку о снеговике. Например: «Меня не растили, из снега лепили, вместо носа ловко вставили морковку, глаза-угольки, губы-сучки. Холодный, большой. Кто я такой?» Рассмотрите игрушечного снеговика, уточняя форму и количество деталей. Иначе говоря, идет обучение самостоятельному расчленению изображения на составные части и воссоздание сложной формы. Затем предложите ребенку самому изобразить снеговика. Лучше не показывать и не объяснять последовательность работы, но заинтересованно наблюдать независимо от ее результата. Обучение должно быть направлено на соотнесение изображения объекта с реальным предметом. Когда работа будет выполнена, можно повторно прочитать загадку и попросить малыша дополнить изображение более мелкими характерными деталями, например, сделать снеговику нос, глаза, рот («Посмотри на нас, снеговичок! Улыбнись нам»).
Ребенку предлагается построить другого снеговика (большого), используя для работы круги большего размера. Таким образом закрепляется представление об изменении изображения путем замены маленьких элементов на большие по размеру, развивается понимание отношений между плоскостными фигурами.
С другим способом изменения конструкции изображения — надстраиванием ее в высоту и длину, целесообразно познакомить ребенка при построении изображения домика из двух геометрических фигур — квадрата и треугольника. Как только ребенок справится с заданием, скажите ему, что в таком красивом домике наверняка захотят жить все игрушки. Затем предложите ребенку построить точно такой же дом, но высокий. Проследите, чтобы дом был выполнен из деталей того же размера, что и в первоначальном варианте, но из больше го их количества.
Эти два способа изменения изображения позволят получить множество вариантов конструирования, избегая повторения шаблонных решений.
Одним из средств обучения детей конструированию является рисунок-схема. Схема передает контуры геометри-
ческих фигур, из которых состоит изображение (состав частей предмета). Например, для изображения дома на поверхности фонового стенда вычерчиваются мелом квадрат и треугольник (рис. 21).
Схематическое изобра жение можно дать вместе с образцом для анализа предмета более сложной конструкции, например при построении изображения транспорта (маши ны, трамвая, поезда) (рис. 22). Схема должна быть изготовлена в одном масштабе с образцом. Это позволяет ре бенку, в случае затруднения, вначале решить задачу ну тем накладывания деталей прямо на схему, совмещай их грани с контурами изображения. Этот прием используется обычно при переходе к более сложным изображениям (па-пример, транспорта), состоящих из большого количе< гва разных по форме деталей. Схема помогает детям отраба-гывать технику точного соединения элементов, выделять свойства предмета, более четко представлять себе его строение. После такого упражнения дети, как правило, могуэ самостоятельно создать аналогичное изображение. Одна ко точное соединение деталей дается сразу не каждому ребенку. Это объясняется особенностями ребенка и зави сит от уровня его развития.
Малыш не способен сосредотачивать внимание на нескольких элементах одновременно. Делая что-то одно, он отвлекается от другого, не думает о связях, которые важно устало вить между ними. Не пытайтесь в один день научить ребенка. Начните с указания на разобщенность частей изображений. Подведите ребенка к тому, чтобы у него самого возник-то желание добавить что-либо или соединить разрозненные части для получения целостного изображения
Оценивать детские работы надо тактично. Сначала обязательно похвалите малыша, обратите внимание на достоинства его работы. Обращайте внимание не только на содержательную сторону, но и на качество исполнения. Если работа не удалась, то похвалите ребенка за то, что он занимался ею с увлечением.
Особенности психики четырехлетнего ребенка позволяют развивать у него интерес не только к процессу конструирования, но и к его результату. Таким образом одновременно решаются две задачи: развитие умственных и эстетических способностей.
Начинается обучение в процессе экспериментирования с элементами конструктора и универсальными блоками-карка сами (рис. 23) при их достраивании.
Второй этап работы обучение умению строить:
выразительные образы животных, людей, растений. Для этого используются схемы-рисунки, передающие изображе ние в двух проекциях (вид спереди, сбоку) и незавершенные графические изображения, передающие место и время события (лес, поляна и т. д.);
простейшие сюжетные композицити по мотивам знакомых сказок;
целостные ситуации путем достраивания незавершенных графических изображений (фоновых). Здесь уместны конструкторские загадки типа: «Кто любит играть на этой поляне?», «Какие чудеса происходят в этом лесу?».
Конструктор должен включать набор геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал, тра пеция) девяти цветов и двух их оттенков, пяти градаций величины (2x2 см, 4x4 см, 6x6 см, 8x8 см, 10 х 10 см). В него входят также элементы, представляющие собой половину и четверть геометрической фигуры (рис. 24).
Прежде всего необходимо создать оптимальные условия для работы. На первых норах позвольте детям самим экспериментировать со знакомыми и новыми элементами КОНСТруК тора, затем предложите им задания-загадки на достраивание блоков-каркасов (незавершенных расчлененных графически! моделей). Здесь возможно множество конструкторских ре шений.
Самая легкая загадка для детей четырех лет это загад ка на достраивание Г-образной фигуры из четырех квадратов одного цвета (рис. 25). Выложите данный блок на любом игровом поле и предложите ребенку загадку: «Это недостроенная фигура. Посмотри внимательно на нее и скажи, что я хотел (а), но не успела(а) построить». Ребенок отвечает, а затем достраивает фигуру, используя любые элементы конструктора. Полученная конструкция рассматривается, оценивается. В любом случае советуем оценивать результаты работы положительно. Разобрав вместе с ребенком получен ную фигурку, можно сказать: «У тебя получился замечи тельный самолет, но я строил(а) другую фигуру. Догадайся что». Это может повторяться несколько раз, и ребенок снова и снова будет придумывать новые варианты конструкции, пока не исчерпает своих возможностей.
Содержание и количество создаваемых детьми образов зависит от цвета квадратов игрового ноля, от его размеров и формы, а также от характера расположения данного блока на нем (рис. 26).
Аналогично можно организовать работу и с другими фигу рами, например с узким бруском из пяти квадратов (рис. 27) и бруском из шести квадратов (рис. 28).
Простота конструкций данных блоков дает возможность достраивать их в различных вариантах. Заметьте, что, работая с блоками, дети должны были их только достаивать, не
меняя конфигурацию и состав элементов заданного блока-каркаса. На этом этапе происходит формирование умений строить в воображении новые образы с опорой на заданный блок-каркас.
Решив данные загадки, ребенок может захотеть поработать самостоятельно. Не мешайте. Через некоторое время можно опять подключиться и организовать совместную деятельность.
Второй этап работы — обучение детей преднамеренному, произвольному характеру действий в процессе построения выразительного изображения.
Выразительность образа в конструкторской деятельности достигается выразительностью формы, детализацией изображения, передачей характерных сторон объекта и эмоциональным отношением к нему. Для этого важно научить ребенка анализировать строение предмета, выделять в нем составные части, определять их относительную величину, форму, взаимное расположение.
Обучение умению строить изображение проводится на предметах одного вида, например деревьев. Этому посвящается несколько занятий. Сначала дети упражняются в передаче упрощенной формы хвойного и лиственного деревьев, затем вносятся дополнения, изменения в уже знакомое изображение. Малыши переходят к более точному и полному изображению основных, а затем и характерных признаков (форма ствола дерева, кроны (рис. 29). Это способствует
Рис. 29
развитию творчества. В каждом конкретном случае дети приобретают новые изобразительные умения.
Напоминаем, что при обучении четырехлетних детей акцентируется внимание на развитие способности самостоятельного поиска способов и средств изображения. Не спешите давать готовые образцы — это тормозит развитие воображения. Дайте ребенку возможность самостоятельно построить изображение. Использование на занятиях художественного слова, песен, загадок создаст эмоциональный настрой и вызовет у ребенка желание самостоятельно передать образ. В случае затруднений можно предложить схематическое изображение предмета (в данном случае елки) (см. рис. 29).
Если дети легко и быстро справились с заданием, усложните его: предложите, например, сконструировать молодую елочку; елку, которая растет в дремучем лесу; высокую и стройную; старую и кривую и т. д.
Советуем помогать детям наводящими вопросами: «Как изобразить яблоню с яблоками; березу; дерево, которое согнулось от ветра; красивое дерево; сказочное дерево; старое?»
Следующий этап работы — изображение животных.
Для начала постройте на нескольких рабочих полях разные по размеру, цвету и характерным особенностям елки. Поговорите с детьми о лесе, предложите загадки о животных, которые живут в лесу. Это может выглядеть так: «Посмотрите, как тихо в зимнем лесу, никого не видно и не слышно. Наверное, все звери спрятались за деревьями. Слышите, скрипнул снежок, кто-то идет по лесу. Угадайте кто. А теперь отгадайте загадку: «Летом серенькие, зимой беленькие, никого не обижают, а всех боятся». (Зайки.)
Когда ребята отгадают загадку, вспомните вместе с ними, как живет заяц, его характер, повадки. Пусть малыши покажут, как прыгает зайчик, трясет ушками, держит передние лапки.
После того как дети все вспомнят и вволю напрыгаются, им следует приступить к самостоятельному построению изображения зайцев в лесу. По завершении работы важно еще раз уточнить представления детей об изображаемом персонаже, рассматривая схему-рисунок, передающую общий контур, состав и пространственное размещение основных частей изображения. В данном случае схема-рисунок дается детям не на рабочей фоновой поверхности, а на листе бумаги. При этом исключается возможность наложения геометрических фигур непосредственно на схемы-рисунки. В случае больших затруднений, предложите ребенку рассмотреть полный образец, передающий цвет, форму, пропорции и другие характеристики изображаемого объекта.
Вы получили множество вариантов изображения зайца. Все они изображены фронтально, но каждый из них имеет свои особенности. Один веселый, другой грустный, третий испуганный и т. д. Добейтесь, чтобы дети дали словесную характеристику каждому из них (рис. 30).
Это занятие можно продолжить: «Зайцы — веселый народ. Они не могут долго стоять на месте. Любят играть в
прятки. Сейчас каждый из них спрячется за елкой. Покажите, как они будут стоять боком к нам».
Профильное изображение связано с изменением не только формы изображаемого объекта, но и расположением всех его частей. Научить детей видеть эти изменения — большая работа. Чтобы ребенок мог осознанно изобразить объект в профиль, нужно наглядно показать это. Попросите одного ребенка встать боком к остальным детям. Малыши сразу же увидят, что при такой позиции хорошо видна одна рука, плечо не выделяется, другая рука может быть совсем не видна или видна частично. То же самое относится к положению ног.
После уточнения представлений о профильном изображении зайцев дети приступают к работе (рис. 31). Следует рассмотреть полученные изображения, уточнить, кто из зайцев удачнее спрятался от ведущего (зайчик, находящийся в центре поля).
Рис. 31
Незавершенные графические изображения, передающие место и время события (лес, поляна), могут использоваться как фон к возможным сюжетным композициям на конкретную тему (например, «Два жадных медвежонка делят сыр», «Какие чудеса происходят в лесу?», «Кто встретился на этой поляне?» и т. д.). Не следует каждый раз точно копировать одно и то же фоновое изображение.Оно должно отличаться от предыдущего количеством объектов, их расположением, временем года (например, изображение летней и зимней полянки леса).
Умение конструировать объекты, которые являются главными действующими героями знакомых сказок и рассказов, облегчит работу по построению сюжетного изображения. Посвятите ряд занятий обучению детей изображению животных и людей в двух плоскостных проекциях: вид спереди, сбоку (рис. 32).
Умение видоизменять графические образы в зависимости от поставленных задач дает ребенку возможность создавать несложные сюжетные картинки по мотивам знакомых сказок, рассказов или эпизодам из личной жизни.
Ребенок четырех лет улавливает связи и отношения между предметами и явлениями, с которыми сталкивается в жизни. Однако он должен овладеть рядом умений и навыков, чтобы изобразить их. Ребенку необходимо определить, что является главным в изображении, что второстепенным (фоновым), решить композиционные задачи.
Определенное расположение объекты сюжетной композиции приобретут тогда, когда их связь заранее определена содержанием. Для объединения предметов появляется земля в виде одной линии. Такое расположение носит название «фриз». Это наиболее простое композиционное решение. Дети способны усвоить, что в жизни предметы располагаются один возле другого, поэтому невозможно на месте одного предмета поместить еще один.
Усложняется содержание, меняется и фризовое расположение. Вверху фоновой поверхности появляется полоса — небо. Все предметы располагаются в ряд, не заслоняя другие.
Следует применять методы обучения, которые не приведут к однообразию способов выражения, так как существует много вариантов изображения одной и той же ситуации. Фризовое расположение предметов не может быть единственным и обязательным во всех случаях.
Для детей данного возраста необходимо конкретно формулировать содержание каждой темы (например, «Колобок встретился с зайцем»). В начале занятия взрослый просит
вспомнить сказку «Колобок», песенку колобка и спеть ее. Уточняется, что колобок вначале встретил зайца. Предлагается изобразить эту сценку. На предыдущих занятиях дети уже получили представление о строении данного животного, поэтому им будет не сложно создать его изображение.
Поупражнявшись в построении сюжетной композиции, можно вернуться к обучению действиям построения объекта в двух проекциях. Лучше начать с изображения зданий (рис. 33) и транспорта (рис. 34). Через несколько занятий взрослый может построить изображение улицы. Это послу
жит фоном, на котором дети изобразят машины. В данном случае фризовое расположение объектов (композиция на полосе) поможет детям организовать изображение. Получится длинная улица, переполненная транспортом. Участие каждого ребенка в коллективной работе не должно остаться незамеченным. Важно рассмотреть полученную картину, выслушать каждого ребенка, порадоваться общим успехам
Элементы конструктора и разнообразные ло цвету и форме рабочие поля позволяют изображать не только предметы, но и строить декоративные изображения, узоры. Каждый элемент в узоре повторяется несколько раз. Чередование элементов обычно идет равномерно. Знакомя детей с действиями построения декоративного изображения, расскажите о ритмичности движений. Перед занятием рассмотрите несколько образцов, выделите элементы, назовите их расположение (в центре, в углу, по краям). Обратите внимание ребят на то, что элементы повторяются.
Анализируя работы детей, дайте им возможность высказать свое мнение, объяснить конкретно, почему нравится или не нравится то или иное изображение. Развивайте умение оценивать работу по эстетическим достоинствам.
Обучение детей пяти лет направлено на развитие умственных и художественных способностей.
В художественном развитии решаются две основные задачи: уметь передавать различные эмоциональные отношения и связное содержание сюжета литературного произведения.
Задачами развития умственных способностей являются:
— умение изображать структурные особенности внешнего вида предметов;
— умение пользоваться схемами для определения пространственных отношений между объектами (уточнение формы, композиционные, размерные и пространственные отношения между объектами).
Для реализации данных задач необходимо дополнить набор конструкторского материала (с которым работали дети четырех лет) новыми элементами —сегментами геометрических фигур трех размеров: 4x4 см, б х б см, 8 х 8 см (рис. 35) и разноцветными шерстяными нитками, непряде ной шерстью.
Для большей активизации конструкторской деятельности детей данного возраста целесообразно обновить все элементы конструктора — сделать их из другого материала, например гладкокрашеной и набивной хлопчатобумажной ткани.
Ребятам будет интересно принять участие в изготовлении элементов конструктора. К тому же, вырезая детали, они познакомятся с новым составом набора конструктора, примут участие в систематизации геометрических фигур.
В этом возрасте от ребенка потребуется умение изменять и преобразовывать усвоенные графические образы в зависимости от содержания изображения. Важно научить его изображать персонаж таким, каким он является в данном контексте, передавать его позу (сидит, стоит, лежит), состояние души и настроение (веселый, грустный, испуганный, спокойный и т. д.), что достигается цветом и прорисовкой деталей. Выразительность образа достигается и за счет изображения некоторых деталей (одежда, длинный нос, борода). Для изображения подбираются художественные произведения с яркими и доступными для понимания дошкольника образами. Ребенок пяти лет может создать выразительный образ, например Красной Шапочки. Перед работой поговорите с детьми, о чем эта сказка, о ее главных персонажах, как они относились друг к другу. Затем конкретно обсудите портрет девочки. Дети должны вспомнить наиболее существенные детали образа Красной Шапочки (фасон платья, цвет шапочки, корзина с угощением для бабушки). Также важно помочь ребенку передать эмоциональный настрой происходящего действия, состояние девочки (испуг, растерянность и т. д.), показать отношения между героями. В этом же ключе поговорите об образе волка (рис. 36).
Анализируя работы, обратите внимание детей не только на изображение, но и на выразительные компоненты сюжетной композиции (волк — сердитый, страшный, хитрый, огромный, Красная Шапочка — грустная, веселая, растерянная ).
Рис. 36
Детям данного возраста уже можно предложить проиллюстрировать то или иное произведение или сделать диафильм по знакомой сказке. Работая над этим заданием, они учатся моделировать временные отношения. Сначала литературное произведение разбирается на эпизоды, где самим текстом определены действующие лица, место и время действия. Дети пяти лет не всегда могут самостоятельно справиться с этим, что приводит к объединению в одной картинке (изображении) предметов и действий, не совпадающих во времени. Чаще это происходит при изображении сказок и рассказов, знакомых ребенку. Не умея расчленять произведение на отдельные эпизоды, он объединяет их в одном изображении. Такие работы говорят о том. что ребенок еще не понимает, что посредством изобразительного искусства передается один момент действия в определенный отрезок времени.
Чтобы избежать такого явления, на первых порах можно предложить детям на выбор несколько сюжетов. Например, иллюстрируя сказку «Теремок», попросите изобразить эпизод, когда в дверь стучат один за другим звери, а кто именно, ребенок должен выбрать сам. Иллюстрируя сказку «Лиса, заяц и петух», детям предлагают изобразить плачущего зайчика около избушки, а кому он жалуется — медведю, собакам, петушку, — они выбирают сами.
Постепенно дети переходят к самостоятельному выбору сюжета. Тем не менее в начале занятия следует уточнить, какие картинки можно построить по данному произведению, что было сначала, потом, чем оно заканчивается. Определяется количество знакомых эпизодов и их последовательность!
Если дети работают группой, то каждый ребенок выбирает себе один эпизод и строит его изображение. Они договариваются, каким будет их герой (костюм, черты лица, размер и цвет элементов конструктора для его изображения и т. д.), затем занимают свои места у стендов (рабочих фонов) в порядке изображения сюжета и только после этого приступают к работе.
Если вы проводите индивидуальное обучение, то сюжет выбранной сказки строится на продолжении нескольких занятий.
Напоминаем, что заключительным этапом любого вида работы является анализ полученного произведения. Важно показать детям как положительные стороны, так и ошибки в изображении. Ребенок должен научиться самостоятельному анализу, научиться думать. Ни в коем случае не следует диктовать детям, как изображать персонаж в том или ином случае. Указывая на ошибку, обратите внимание ребенка на нарушение смысла, логики в изображении. Приведем пример. Взрослый говорит доброжелательным тоном: «Выбран интересный эпизод, героев сказки можно узнать, особенно хорошо передана их одежда и характерные особенности. Но сами герои как будто неживые. Они стоят в неестественных поза-х».Не следует разъяснять, как исправить ошибку. Пусть ребенок подумает, поэкспериментирует с изображением, самостоятельно найдет способ изменения изображения фигуры человека, животного (поднятые руки, расставленные ноги и т. д.). В случае же затруднения предложите ему самому принять нужную позу и объяснить словами движение.
Дети постепенно учатся самостоятельно передавать фоновые изображения (лес, избушка и т. д.). Поэтому в этой возрастной группе уже нецелесообразно использовать фоновые изображения, построенные взрослым, которые широко использовались на предыдущем этапе обучения.
Ребенок пяти лет способен отойти от расположения предметов на плоскости в одну линию и научиться передавать пространство более сложными приемами (близко, далеко, ниже, выше).
Рассматривая картины, дети учатся решать сложные композиционные задачи. Обратите их внимание на то, как художник делит картину на две части — землю и небо, как изображены предметы в нижней части, покажите, что отдаленные предметы изображаются выше, почти без деталей. Целесообразно рассмотреть несколько картинок, где исполь-
зован один и тот же прием расположения. Предложите ребятам своеобразную модель фона, на которой дана не одноцветная рабочая поверхность, например голубая или зеленая, а двухцветная: верхняя часть — голубого цвета, нижняя зеленого. Ширина верхней и нижней частей рабочей поверхности может быть различной (рис. 37).
Совершается постепенный переход от фризового расположения предметов к более естественному: расположению на всей поверхности рабочего поля. В старшей группе дети уже самостоятельно определяют тему работы и конкретный вариант ее воплощения. Можно предложить им и другие варианты рабочих полей, разделенные на две-три части, напри мер вверху — голубая полоса (небо), в середине листа -голубая полоса (водная гладь), внизу — зеленая полоса (земля) (рис. 38).
В пятилетнем возрасте дети все больше опираются на личный опыт, свои представления, воображение, более активно ищут новые способы действия, отличные от показанных ранее. Все отчетливее проявляются элементы творчества, поэтому можно долго не объяснять, для чего на занятиях по конструированию плоскостного изображения нужны обрезки разноцветных шерстяных ниток, куски непряденой шерсти и ножницы. Как правило, дети быстро догадываются, что нитки можно использовать для изображения травы, листвы, иголок у ежа, пуха у птиц, шерсти у животных. Непряденую шерсть можно использовать для конструирования целого изображения или пейзажной композиции
Одновременно продолжается обучение декоративному изображению. Задания усложняются за счет более сложной композиции на квадрате, круге и введения в узор новых изобразительных элементов (сегментов геометрических фигур). В качестве композиционного приема чаще применяется принцип чередования элементов, что делает узор более декоративным. В работе используются все цвета спектра в сочетании с цветным фоном. Дети учатся видеть различные оттенки одного и того же цвета.
Дети шести лет продолжают учиться создавать выразительные образы, передавать смысловые отношения сюжетной композиции. Несмотря на то что они уже строили изображение по мотивам художественных произведений, важно продолжать учить их «делить» сказку или рассказ на ряд эпизодов, где самим текстом определены действующие лица, место и время действия. Для этого необходимо спрашивать, какие композиции можно построить по данному произведению, что было сначала, а что потом, чем оно заканчивается, каковы взаимоотношения между главными героями, отличительные особенности каждого персонажа и т. д. Следует обратить внимание детей на композиционное решение, на средства, помогающие раскрыть характеры героев. С помощью правильно подобранных по цвету элементов конструктора и фона дети могут передать конкретное эмоциональное состояние и настроение героев сказки.
При систематической работе дети учатся продумывать как содержание, так и средства для выполнения будущей композиции. Ребенок может самостоятельно решить, что будет изображать, что в теме является главным, с чего надо начать работу, как композиционно расположить объекты реального или сказочного характера, найти способ выражения. Изображение сказочных и фантастических героев дети строят на основе имеющихся представлений о реальных предметах. Например, чтобы представить и изобразить жар-птицу, ребенку надо иметь правильное представление о строении птицы вообще, затем изобразить, чем может сказочный образ жар-птицы отличаться от обычной птицы (например, необыкновенно красивыми перьями), т. е. соединить реальные признаки с волшебными, создавая единый образ. Ребенок учится выявлять детали, характерные для каждого конкретного персонажа. Поэтому конструкторский материал, используемый в предыдущей возрастной группе, дополняется обрезками разнообразных по цвету и фактуре тканей, перьями, фоль- гой. Важно поощрять стремление ребенка передать характер персонажа, его выразительность.
В работе с детьми данной возрастной группы, как правило, не используют готовых образцов и не показывают приемы работы, но в случае необходимости, можно использовать обобщенное схематическое изображение. Схема напоминает ребенку образ конкретного объекта, но не дает материал для копирования, так как в ней отражены только некоторые характерные детали (рис. 39)
Рис. 39
Важно поощрять стремление ребенка искать новые решения для изображения знакомых персонажей с целью передачи эмоциональных отношений между действующими лицами в конкретной сюжетной композиции. Поэтому полезно рассматривать иллюстрации в детских книжках. Люди, животные, предметы, изображенные в них, необычайно выразительны. Одни из них могут быть добродушными, храбрыми, веселыми, сильными или трогательно беспомощными, бесхитростными. К ним ребенок испытывает глубокую симпатию. Образы других, напротив, возбуждают у детей негодование и протест, потому что они хитры, жадны, лживы (рис. 40). Благодаря иллюстрациям, в воображении ребенка оживают литературные образы, а текст, в свою очередь, помогает ему увидеть, какими средствами художник добился выразительности рисунков. Дошкольник учится понимать метаморфичность «языка» изобразительного искусства и применять всю гамму изобразительных средств в своей работе для более полного раскрытия образа.
Рис. 40 |
Эмоциональное переживание, полученное ребенком от чтения художественного произведения и рассматривания иллюстраций, вызовет у него потребность передать изобразительными средствами то или иное действие.