Тема 4. Музыкальные жанры.
Музыкальные жанры – исторически сложившиеся роды и виды музыкальных произведений, объединенных общностью содержания, формы, условий (места) исполнения и состава исполнителей.
В музыкальной науке сложились различные классификации жанров композиторского творчества[1]. Они зависят от того, какой из обуславливающих жанр факторов рассматривается в качестве основного. По составу исполнителей жанры делятся на инструментальные и вокальные (в том числе вокально-инструментальные). В свою очередь в каждой группе можно выделить сольные, ансамблевые, оркестровые/хоровые жанры.
По месту исполнения жанры бывают камерные (для исполнения в небольших помещениях соло или ансамблем), концертные (для исполнения с концертной эстрады оркестром и/или хором), музыкально-театральные. Особняком стоят бытовые жанры (песня, танец, марш).
Совокупное действие этих критериев по отношению к основным жанрам академической музыки можно представить в виде следующей таблицы:
Вокальные жанры | Инструментальные жанры | ||
Песня | Танец Марш | Бытовые жанры | |
Сольные жанры | Романс | Инструментальная пьеса Соната | Камерные жанры |
Ансамблевые жанры | Вокальные дуэты, трио, квартеты и т. д. | Инструментальные дуэты, трио, квартеты и т. д. | |
Хоровые/ оркестровые жанры | Кантата Оратория | Инструментальный концерт Симфония Увертюра Симфоническая поэма (картина) Симфоническая сюита | Концертные жанры |
Опера Оперетта Мюзикл | Балет | Музыкально-театральные жанры |
По форме жанры делятся на миниатюры (небольшие одночастные произведения – песни, романсы, пьесы), крупные одночастные произведения (увертюра, симфоническая поэма), циклы (произведения, состоящие из нескольких частей – соната, концерт, симфония, сюита).
По содержанию музыкальные произведения, как и литературные, бывают лирическими, драматическими и эпическими. Однако классификация музыкальных жанров по данному признаку наименее точна, т. к. в музыке качества повествовательности, выразительности, действенности порой трудно дифференцировать. Так, романс может выйти за рамки лирического жанра при наличии драматического развития. А драматическая симфония способна приобрести качество исповедального лирического высказывания.
Суммировав несколько критериев, можно дать следующие определения основным музыкальным жанрам:
Песня – наиболее распространенный жанр вокальной музыки, народной и профессиональной (авторской). Сольное или хоровое музыкально-поэтическое произведение. Может быть предназначено для исполнения в быту, для камерного или концертного исполнения.
Романс – камерное вокальное произведение для голоса с инструментальным сопровождением. Лирическая миниатюра.
Кантата – концертный вокально-инструментальный жанр, произведение для хора, одного или нескольких певцов-солистов и оркестра. Включает в себя арии, речитативы, хоры.
Оратория – крупное вокально-инструментальное произведение для хора, певцов-солистов и оркестра. Включает в себя арии, речитативы, хоры. От кантаты отличается бóльшими размерами, от оперы – предназначенностью для концертного исполнения.
Опера – музыкально-театральный жанр, основанный на синтезе слова, сценического действия и музыки. Включает в себя арии (сольные формы с распевной мелодикой), речитативы (сольные формы с мелодикой, приближающейся к естественной речи), ансамбли, хоры. Открывается увертюрой (оркестровым вступлением), может содержать и другие инструментальные эпизоды (вступления к отдельным действиям, танцы)
Инструментальная пьеса – обобщающее название камерных, преимущественно сольных инструментальных миниатюр. Имеет десятки жанровых разновидностей и авторских обозначений (ноктюрн, экспромт, музыкальный момент, «песня без слов», «листок из альбома» и т. п.)
Соната – один из основных жанров камерной инструментальной музыки, произведение для солиста или небольшого ансамбля. Трехчастный (реже четырехчастный) цикл с быстрыми крайними частями.
Симфония – один из основных жанров концертной инструментальной музыки, произведение для симфонического оркестра. Цикл, как правило, из 4-х частей.
Концерт – произведение для одного, реже нескольких солирующих инструментов с симфоническим оркестром. Цикл из 3-х частей, контрастных по темпу (быстро, медленно, быстро). Встречаются также концерты для одного инструмента (без оркестра), для оркестра (без выделения солистов), для голоса с оркестром, для хора a capella (без инструментального сопровождения).
Сюита – жанр инструментальной музыки, камерной и концертной. Произведение для инструмента-соло, ансамбля, оркестра. Цикл, состоящий из произвольного количества частей, обычно контрастных по темпу, ритму, характеру.
Симфоническая поэма – концертный жанр, крупное одночастное программное произведение для симфонического оркестра.
Струнный квартет – камерный инструментальный жанр, произведение для двух скрипок, альта и виолончели. Цикл из 4-х частей.
[1] Классификация жанров была разработано в европейском музыкознании по отношению, прежде всего, к opus-музыке. В народной и культовой музыке разделение на жанры определяется во многом внемузыкальными факторами (например, канонами богослужения) и не поддается точной классификации с точки зрения чисто музыкальных особенностей. Для развлекательной музыки более актуально понятие стиля. Традиционная музыка внеевропейских стран также не может быть адекватно описана через европейское понятие жанра. См. Список дополнительной литературы.