Тема 4. Музыкальные жанры.

Музыкальные жанры – исторически сложившиеся роды и виды музыкальных произведений, объединенных общностью содержания, формы, условий (места) исполнения и состава исполнителей.

В музыкальной науке сложились различные классификации жанров композиторского творчества[1]. Они зависят от того, какой из обуславливающих жанр факторов рассматривается в качестве основного. По составу исполнителей жанры делятся на инструментальные и вокальные (в том числе вокально-инструментальные). В свою очередь в каждой группе можно выделить сольные, ансамблевые, оркестровые/хоровые жанры.

По месту исполнения жанры бывают камерные (для исполнения в небольших помещениях соло или ансамблем), концертные (для исполнения с концертной эстрады оркестром и/или хором), музыкально-театральные. Особняком стоят бытовые жанры (песня, танец, марш).

Совокупное действие этих критериев по отношению к основным жанрам академической музыки можно представить в виде следующей таблицы:

  Вокальные жанры Инструментальные жанры  
  Песня Танец Марш Бытовые жанры
Сольные жанры Романс Инструментальная пьеса Соната   Камерные жанры
Ансамблевые жанры Вокальные дуэты, трио, квартеты и т. д. Инструментальные дуэты, трио, квартеты и т. д.
  Хоровые/ оркестровые жанры     Кантата Оратория Инструментальный концерт Симфония Увертюра Симфоническая поэма (картина) Симфоническая сюита Концертные жанры
Опера Оперетта Мюзикл   Балет Музыкально-театральные жанры

По форме жанры делятся на миниатюры (небольшие одночастные произведения – песни, романсы, пьесы), крупные одночастные произведения (увертюра, симфоническая поэма), циклы (произведения, состоящие из нескольких частей – соната, концерт, симфония, сюита).

По содержанию музыкальные произведения, как и литературные, бывают лирическими, драматическими и эпическими. Однако классификация музыкальных жанров по данному признаку наименее точна, т. к. в музыке качества повествовательности, выразительности, действенности порой трудно дифференцировать. Так, романс может выйти за рамки лирического жанра при наличии драматического развития. А драматическая симфония способна приобрести качество исповедального лирического высказывания.

Суммировав несколько критериев, можно дать следующие определения основным музыкальным жанрам:

Песня – наиболее распространенный жанр вокальной музыки, народной и профессиональной (авторской). Сольное или хоровое музыкально-поэтическое произведение. Может быть предназначено для исполнения в быту, для камерного или концертного исполнения.

Романс – камерное вокальное произведение для голоса с инструментальным сопровождением. Лирическая миниатюра.

Кантата – концертный вокально-инструментальный жанр, произведение для хора, одного или нескольких певцов-солистов и оркестра. Включает в себя арии, речитативы, хоры.

Оратория – крупное вокально-инструментальное произведение для хора, певцов-солистов и оркестра. Включает в себя арии, речитативы, хоры. От кантаты отличается бóльшими размерами, от оперы – предназначенностью для концертного исполнения.

Опера – музыкально-театральный жанр, основанный на синтезе слова, сценического действия и музыки. Включает в себя арии (сольные формы с распевной мелодикой), речитативы (сольные формы с мелодикой, приближающейся к естественной речи), ансамбли, хоры. Открывается увертюрой (оркестровым вступлением), может содержать и другие инструментальные эпизоды (вступления к отдельным действиям, танцы)

Инструментальная пьеса – обобщающее название камерных, преимущественно сольных инструментальных миниатюр. Имеет десятки жанровых разновидностей и авторских обозначений (ноктюрн, экспромт, музыкальный момент, «песня без слов», «листок из альбома» и т. п.)

Соната – один из основных жанров камерной инструментальной музыки, произведение для солиста или небольшого ансамбля. Трехчастный (реже четырехчастный) цикл с быстрыми крайними частями.

Симфония – один из основных жанров концертной инструментальной музыки, произведение для симфонического оркестра. Цикл, как правило, из 4-х частей.

Концерт – произведение для одного, реже нескольких солирующих инструментов с симфоническим оркестром. Цикл из 3-х частей, контрастных по темпу (быстро, медленно, быстро). Встречаются также концерты для одного инструмента (без оркестра), для оркестра (без выделения солистов), для голоса с оркестром, для хора a capella (без инструментального сопровождения).

Сюита – жанр инструментальной музыки, камерной и концертной. Произведение для инструмента-соло, ансамбля, оркестра. Цикл, состоящий из произвольного количества частей, обычно контрастных по темпу, ритму, характеру.

Симфоническая поэма – концертный жанр, крупное одночастное программное произведение для симфонического оркестра.

Струнный квартет – камерный инструментальный жанр, произведение для двух скрипок, альта и виолончели. Цикл из 4-х частей.

[1] Классификация жанров была разработано в европейском музыкознании по отношению, прежде всего, к opus-музыке. В народной и культовой музыке разделение на жанры определяется во многом внемузыкальными факторами (например, канонами богослужения) и не поддается точной классификации с точки зрения чисто музыкальных особенностей. Для развлекательной музыки более актуально понятие стиля. Традиционная музыка внеевропейских стран также не может быть адекватно описана через европейское понятие жанра. См. Список дополнительной литературы.

Наши рекомендации