Определите тему, проблемы текста, подберите аргументы
Тема(о чем текст?) | Проблема – это вопрос, над которым размышляет автор. | Позиция автора –что думает сам автор по данному вопросу | Аргументы |
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ ДОМАШНЯЯ РАБОТА
ПОВТОРЕНИЕ.
Задание: выполнить тестовую работу.
1.Какое из предложений связано с предыдущим с помощью синтаксического параллелизма?
(1)Хорошие стихи, стихи, несущие поэтическую информацию, - это стихи, в которых все элементы ожидаемы и неожиданны одновременно. (2)Нарушение первого принципа сделает текст бессмысленным, второго – тривиальным. (3)Выполнять функцию «хороших стихов» в той или иной мере могут лишь тексты высоко для неё информативные. (4)А это подразумевает конфликт с читательским ожиданием, напряжение, борьбу и в конечном итоге навязывание читателю какой-то более значимой, чем привычная, художественной системы. (5)Но, побеждая читателя, писатель берёт на себя обязательство идти дальше. (6)Победившее новаторство превращается в шаблон и теряет информативность. (7)Новаторство – не всегда в изобретении нового. (8)Новаторство – значимое отношение к традиции, одновременно восстановление памяти о ней и несовпадение с нею.
2. Какое из предложений связано с предыдущим с помощью союза?
(1)Недавно, читая записки Марины Цветаевой «Мой Пушкин», я вспомнил наши чтения «Капитанской дочки» и удивился несходству впечатлений. (2)Мятежную душу будущего поэта поразил в этой книге Пугачёв, он показался ей таинственным, заманчивым, прекрасным. (3)Меня же, как сейчас помню, больше всего поражал и радовал в этой книге Савельич. (4)Не только меня, я уверен, и весь класс.
(5)В образе Савельича Пушкин устроил себе пир, который не всегда мог позволить себе в жизни. (6)Тут преданность выступает во всех обличиях. (7)Величайшее чувство, красоту которого Пушкин столько раз воспевал в стихах.
3. Какое из предложений связано с предыдущим с помощью местоименного наречия?
(1)Известно, что немало крупных естествоиспытателей принесли в разное время дань оккультным делам. (2)В течение веков астрологию, например, усиленно культивировали как вполне пристойное занятие, и потому к ней приобщалось немало учёных. (3)Из глубины истории идёт и увлечение алхимией, долгое время остававшейся попечительницей химического знания. (4)Идея телепатического общения оказалась в поле внимания ряда наших выдающихся соотечественников, заинтриговав В.Бехтерева и К.Циолковского. (5)А известный химик А.Бутлеров в сотрудничестве с писателем С.Аксаковым даже издавал журнал «Ребус», в котором находили приют телепаты и спириты. (6)Так большие учёные оказались в плену больших оккультных страстей.
4. Какое из предложений связано с предыдущим с помощью притяжательного местоимения и контекстного синонима?
(1)Пьесы Чехова не обнаруживают сразу своей поэтической значительности. (2)Прочтя их, говоришь себе: «Хорошо, но… ничего особенного, ничего ошеломляющего. (3)Всё как надо. (4)Знакомо… правдиво… не ново…» (5)Нередко первое знакомство с его произведениями разочаровывает. (6)Кажется, что нечего рассказывать о них по прочтении. (7)Фабула, сюжет?.. (8)Их можно изложить в двух словах. (9)Роли? (10)Много хороших, но нет выигрышных, за которыми погонится актёр на амплуа хороших ролей (есть и такой). (11)Большинство из них маленькие роли, «без ниточки» (т.е. в один лист, не требующий ниток для сшивания). (12)Вспоминаются отдельные слова пьесы, сцены…
5. Какое из предложений связано с предыдущим с помощью антонима и лексического повтора?
(1)Отсмеявшись, они спохватывались. (2)Улыбка смеха таяла и сменялась улыбкой вежливости. (3)Их лица приобретали чрезвычайно умное и углубленное выражение, как бывает в разговоре с иностранцами на плохом языке, когда чем глупее разговор, тем значительнее интонация, а киваний и поддакиваний не сдержать никакими силами… (4)После таких разговоров ноют мускулы лица и шеи от непривычной, неестественной работы.
(5)Только на родном языке можно петь, писать стихи, признаваться в любви… (6)На чужом языке, даже при отличном его знании, можно лишь преподавать язык, разговаривать о политике и заказывать котлету. (7)Чуть ли не так, что чем тоньше и талантливей поэтическое и живое знание родного языка, тем безнадёжней знание чужого, и разрыв невосполним.
Прочитайте текст и выполните задания 20 – 25.
Сто процентов человеческого
(1)Ненавижу диктаторов – ничего хорошего человечеству они никогда не приносили. (2)Но как быть с диктатурой гена – этого крохотного властителя нашей жизни?
(3)Говорят, против судьбы не попрёшь. (4)Люди веками убеждались в могуществе рока, иначе не передавали бы из поколения в поколение грустную пословицу. (5)Современная биология подвела научный фундамент под фольклорный афоризм: учёные утверждают, что наша судьба на три четверти зависит от генов. (6)Проще говоря, что досталось от родителей, то и определить нашу долгую или не очень долгую жизнь.
(7)Три четверти, что и говорить, очень много. (8)Но это, на наше счастье, вовсе не означает, что всё заранее предопределено и нам остаётся только покорно брести по дороге, проложенной загадочным механизмом наследственности. (9)Да, мы здорово зависим от судьбы. (10)Но не стоит прогибаться под диктатуру гена: двадцать пять процентов свободы, которые оставляет нам наследственность, в нашей судьбе куда важнее, чем неизбежные три четверти.
(11)Величайший россиянин всех времён был правнуком знаменитого крестника Петра Великого, генерала Ганнибала. (12)От прадеда он унаследовал железное здоровье, немалую физическую силу, могучий характер и редкую работоспособность. (13)Почему он-то не вышел в генералы? (14)Ведь какую карьеру мог бы сделать с его умом и энергией! (15)Видимо, двум ярко одарённым родственникам хватило для поиска жизненного призвания той четверти натуры, которая, в отличие от трёх наследственных четвертей, давала им свободу выбора. (16)Чернокожий воспитанник царя не видел для себя судьбы, кроме престижной военной. (17)А на жизнь Пушкина решающее влияние оказали не гены, а либеральные преподаватели Лицея и вольнолюбивые однокашники, которые азартно состязались в стихотворчестве, поначалу не слишком понимая, чем именно смуглый курчавый мальчик отличается от Дельвига, Кюхельбекера и Соболевского.
(18)Куда вела наследственность хилого мальчика Сашеньку? (19)Скромное поместье, безрадостное общение с докторами, карты с соседями, в лучшем случае служение хитроумной государыне по статской части. (20)Но Александр Васильевич сполна использовал возможности четвёртой четверти судьбы, став тем самым Суворовым, величайшим полководцем России за всю её историю.
(21)Я не учёный, никакой статистики у меня нет, только личные наблюдения. (22)Иногда – любопытные. (23)Например, отчётливо вижу, как с течением времени меняются писательские жёны. (24)Многие из них, живя с талантливыми людьми, сами становятся талантливыми. (25)Вот случай, поразительный по яркости. (26)Девочка познакомилась с известным поэтом, начался роман. (27)Дальше – рядовая советская судьба: поэта сослали, и девочку с ним, поэта посадили, и он безвестно пропал в зоне, а повзрослевшую девочку на долгие годы загнали в лагерный барак. (28)Выжила. (29)Вышла. (30)И написала поразительную книгу воспоминаний, одну из лучших образцов русской прозы XX века. (31)Да, Осип Эмильевич Мандельштам был великим поэтом. (32)Но как вышло, что и Надежда Яковлевна Мандельштам стала автором великой книги, не только глубокой, честной и точной, но и почти безукоризненной по стилю?
(33)Когда поэта погубили, а рукописи изъяли, вдова поняла, что, кроме неё, некому сохранить для русской культуры стихи, заменить которые нечем. (34)А как их сберечь, когда за ней наверняка вот-вот придут (вскоре и пришли)? (35)Где хоть относительно безопасное место для рукописей? (36)Надежда Яковлевна такое место нашла – в собственном мозгу. (37)Стихи мужа она выучила наизусть, и все бескорыстные лагерные горы, чтобы ничего не забылось, ежедневно повторялось в уме. (38)Без всяких оговорок, это был подвиг. (39)Но ещё и потрясающая школа работы над словом. (40)Думаю, человек, способный прочесть на память «Медного всадника», «Демона» или «Анну Снегину», просто не сможет писать плохо. (41)А ведь Надежда Яковлевна удерживала в памяти не десять, не двадцать – сотни стихотворений мастера.
(42)С наукой не спорят – раз умные люди говорят, что наша участь на три четверти предопределена генами, значит, так оно и есть. (43)Но главное в нашей судьбе заключено в четвёртой четверти: призвание, радость освоения мира, азарт познания, дружба, любовь, роскошь человеческого общения, столь ценимая Антуаном де Сент-Экзюпери. (44)Если суммировать, получится примерно вот что: биологическим в нас командуют гены – а человеческое? (45)А человеческое в себе создаём мы сами. (46)На все четыре четверти. (47)На все сто процентов.
(По Л. Жуховицкому)
Леонид Аронович Жуховицкий (род. В 1932 г.) – русский писатель, публицист, драматург. В своём творчестве поднимает актуальные социально-нравственные вопросы.