Реформы художественного образования в Советской России... 127



Реформы художественного образования в Советской России... 127 - student2.ru Реформы художественного образования в Советской России... 127 - student2.ru С 1923 г. на Основном отделении ВХУТЕМАСа пропедевтическая дис­циплина «Цвет» изучалась как вспомогательная по отношению к общим художественным дисциплинам. В ней теоретически и практически изуча­лись природа цвета и законы сочетания цветов на основе оптики. Студен­ты изучали разницу между смешиванием красок и цветов, учились нахо­дить взаимодополнительный цвет к данной шкале, получали знания о яр­кости, насыщенности, тоне, тяжести цвета, о взаимоотношении между цве­том и плоскостью. Изучалось и взаимодействие цветов в пространстве. Значительный вклад в разработку курса «Цвет» внесли А. Веснин, Л. По­пова, Г. Клуцис.

А. Родченко вел дисциплину «Графика», основу которой составлял курс графической конструкции на плоскости. Здесь Родченко разрабатывал новое представление о линии как об элементе, позволяющем «конструиро­вать и созидать». Много внимания он также уделял фактуре. В процессе выполнения заданий студенты осваивали приемы использования и возмож­ности пульверизатора, трафарета, пресса, валика.

Таким образом, на Основном отделении все студенты ВХУТЕМАСа первые два года приобретали общую художественную культуру. Здесь они знакомились с основными видами пространственных искусств, с их общи­ми, объединяющими чертами и с особыми специфическими качествами. Студенты изучали основные элементы и средства художественного фор­мообразования: цвет, пространство, поверхность, объем, а также методы и язык композиционного творчества - пропорции, ритм, динамику, контра­сты, закономерности зрительного восприятия предметной среды. Здесь закладывались универсальные основы для всех художественных специаль­ностей, и уже этим самым в корне подрывалось их прежнее деление на «выс­шие» и «низшие», «производственные». Когда в 1926 г. общепластическое образование было реорганизовано и ограничено в пользу специального, на Основном отделении стали учиться только один год, причем начальная спе­циализация вводилась сразу после второго полугодия. Как отмечают мно­гие исследователи, это стало началом конца школы. Когда Основное отде­ление, связывавшее все многообразие факультетов, было ослаблено, она стала механически распадаться. Отдельные факультеты к концу 20-х гг. все более напоминали отдельные институты.

Художники-производственники, преподававшие во ВХУТЕМАСе, ста­вили перед собой задачу непосредственно готовить специалистов нового профиля, призванных преобразовывать предметнее-пространственную сре­ду. ВХУТЕМАС состоял из восьми факультетов: архитектурного, живо­писного, скульптурного, металлообрабатывающего, деревообделочного, керамического, текстильного, полиграфического (графического). Когда говорят о дизайнерской школе, сложившейся во ВХУТЕМАСе - ВХУТЕИ Не, то речь идет прежде всего о двух факультетах - металлообрабатывающем (метфак) и деревообделочном (дерфак), которые в 1926 г. были объедине­ны в единый факультет (дерметфак) с двумя автономными отделениями.

Именно на этих факультетах под руководством А. Родченко, А. Лавинско-го, Л. Лисицкого и В. Татлина был подготовлен первый отряд дипломиро­ванных дизайнеров.

Факультеты металло- и деревообработки делали очень большую рабо­ту, прокладывая путь будущему дизайну. Возглавлявший металлофакуль-тет А. Родченко писал: «Поставил перед собой задачу выпустить конструк­тора для нашей промышленности по художественно-технической обработке металла, вплоть до внутреннего оборудования автомобиля и аэроплана: конструктора-художника с творческой инициативой и технически подго­товленного». Это, по существу, уже была программа подготовки первых советских дизайнеров.

Наряду с общеобразовательными студенты метфака изучали специ­альные теоретические предметы, среди которых были машиноведение, специальный курс химии, детали машин, электротехника, технология металлов, искусствоведение, история искусства обработки металлов, те­ория художественной обработки металлов, организация производства. Проводились практические занятия в мастерских по кузнечному, слесар­ному, токарно-давильному и литейному делу, чеканке, монтировке, гра­вировке, эмали, гальванопластике, декоративной обработке металлов. Предусматривалась также практика на фабриках и заводах. Крупные эле­менты оборудования студенты метфака выполняли в макетах, в умень­шенном виде. Небольшие изделия изготовлялись в натуральную величи­ну и в реальном материале.

Об успехах новой методики подготовки специалистов наглядно свиде­тельствовала состоявшаяся в 1923 г. первая отчетная выставка работ сту­дентов метфака. Были представлены многофункциональные складные, трансформируемые и передвижные изделия: складная кровать, трансфор­мируемое кресло-кровать, шесть проектов складного театрального киоска. Студентам было дано задание разработать проект книжного киоска, распо­ложенного в интерьере театрального здания. В большинстве проектов трансформация ограничивалась развертыванием ажурной конструкции для демонстрации книг, а основу киоска составляла глухая стойка с емкостя­ми. 3. Быков решил задачу иначе. По его проекту киоск в сложенном виде представлял собой компактный контейнер для упаковки и перевозки книг, а в рабочем (развернутом) - ажурную конструкцию с несколькими верти­кальными и горизонтальными плоскостями.

Темы студенческих курсовых проектов были разнообразны: киоски, трансформирующаяся мебель, мелкие бытовые предметы (лампы, пепель­ницы, посуда и т. п.). Для реализации учебных программ были организова­ны производственные мастерские, которые мыслились как художествен­но-конструкторский центр, где могут выполняться любые задания - от ар­хитектурных макетов до костюма. Мастерские метфака выполняли рабо­ты и на заказ, в таких работах принимали участие студенты. Студенты мет­фака выступали и как художники книги, участвовали в праздничном офор-

Реформы художественного образования в Советской России... 127 - student2.ru

Реформы художественного образования в Советской России... 127 - student2.ru

128 Глава 2. Зарождение дизайна как новой творческой профессии

Реформы художественного образования в Советской России... 127 - student2.ru млении, делали плакаты, осваивали новые приемы создания декоративных и орнаментальных композиций.

Деревообделочный факультет создавался на базе столярной и резчиц­кой мастерских старого Строгановского училища. Основой художествен­ного образования в Строгановском училище было изучение орнаменталь­ных стилей. На рубеже XIX-XX вв. под влиянием все усиливающегося тогда внимания художников к созданию изделий быта (прежде всего в «рус­ском стиле») в Строгановском училище обозначился поворот к бытовому прикладному искусству. Художественная промышленность требовала кад­ров, хорошо знавших орнаментальное ремесло. В связи с этим в училище расширяется преподавание «орнаментально-стилевых» предметов: истории орнамента, изучения стилей, стилизации цветов. Укрепились учебно-про­изводственные мастерские училища, учащиеся проходили производствен­ную практику на фабриках. Введены были новые художественные дисцип­лины: живопись масляными красками, упражнения в стилизации, творчес­кое рисование. Профессиональный уровень выпускников училища был высокий, о чем свидетельствовали, например, успехи училища на российс­ких и зарубежных выставках начала XX в.

Однако, отвечая на новый социальный заказ - массовое машинное про­изводство дешевой общедоступной мебели, - на дерфаке ВХУТЕМАСа серьезно перестраивали всю инженерно-технологическую часть обучения. Для преподавания привлекались квалифицированные инженеры, вводи­лись новые технические дисциплины. Старый цикл дисциплин, ориенти­рованный на подготовку художника-прикладника, все больше терял свое значение.

Третий год дерфака (1922-1923) стал началом превращения его в ди­зайнерскую школу. Учебные дисциплины делились на четыре концентра: Научно-технический: технология материалов, материаловедение, маши­новедение, техника производства.

Производственный: принципы современного массового производства, дерево в новейших конструкциях, научные основы нормального типа ме­бели и оборудование ею помещений, проекты мебели и оборудования, шаб­лоны, модели конструкций, организация выполнения проекта.

Экономический: экономика промышленности, заводоуправление и орга­низация труда, расчет и составление смет.

Исторический: искусствоведение, история социального быта, критика фетишизма формы, история стилей, стильная композиция.

И хотя в программе еще сохранялись характерные для Строгановки элементы декоративизма и стилизации, в ней уже были заложены зачатки дизайнерского образования, особенно в комплексе предметов производ­ственного концентра.

Процесс формирования школы, выпускающей дизайнеров для дерево­обрабатывающей промышленности, совпал в стране с этапом перестройки этой отрасли на современной индустриальной базе. Это привлекло к дер-

2.13. Реформы художественного образования в Советской России... 129

факу пристальное внимание трестов и предприятий отрасли. От факульте­та ожидали специалистов широкого профиля и, пожалуй, надеялись преж­де всего получить универсальных инженеров - организаторов производ­ства, что усложняло и без того непростую задачу подготовки будущих ди­зайнеров.

Приходившим на дерфак художникам-производственникам (конструк­тивистам) приходилось преодолевать не только рецидивы декоративистс-ких традиций, но и инженерно-технический уклон в подготовке студентов. Последнему в большой мере способствовала сложившаяся на факультете сильная группа преподавателей-инженеров. Оставаясь именно художни­ками, преподаватели из числа конструктивистов вторгались в функцио­нально-конструктивные вопросы проектирования и промышленного изго­товления вещей, но решали их, конечно, не как инженеры, а как дизайне­ры. Дизайнерский подход к проблемам формообразования был тогда не­привычно новым, и это, безусловно, затрудняло процесс внедрения идей производственного искусства на дерфаке.

Однако постепенно недоверие и преподавателей, и студентов удавалось преодолеть. Так, пришедший на дерфак Лавинский заложил там основы дизайнерской специализации. Результаты его двухлетней работы на фа­культете наиболее ярко проявились в выполненных его учениками двух комплексных проектах для Международной парижской выставки 1925 г. Когда в конце 1924 г. стали отбирать экспонаты для этой выставки во ВХУТЕМАСе и отобрали ряд курсовых проектов метфака и архитектур­ного факультета, то на дерфаке проектов, достойных выставки в Париже, не оказалось. Поэтому в декабре 1924 г. факультету было поручено в сжа­тые сроки подготовить для выставки два специальных проекта: оборудова­ние рабочего клуба и оборудованной избы-читальни. Разработка этих про­ектов коллективом студентов под руководством А. Лавинского помогла уточнению профиля специалиста, которого готовил дерфак. Стало ясно, что именно комплексное проектирование оборудования - основа профес­сиональной подготовки будущих дизайнеров («инженеров-художников»).

В 1925 г. ряд проектов оборудования, разработанных студентами дер­фака, был опубликован в альбоме «Искусство в быту» как оборудование, рекомендуемое к внедрению. Весной того же года трест Мосдрев обратил­ся на дерфак с просьбой предоставить студенческие проекты для выпуска по ним изделий на предприятиях треста.

В конце 1920-х гг. советская школа по подготовке дизайнеров сложи­лась и теоретически, и методически, и организационно. В 1926 г. оба ди­зайнерских факультета ВХУТЕМАСа - метфак и дерфак - были слиты в единый дерметфак с двумя автономными отделениями. Продолжалось ук­репление его связей с промышленностью, чему во многом способствовали первые выпуски инженеров-художников. Специалисты, окончившие фа­культет в 1927 и 1928 гг., уже успешно работали в промышленности. Фа­культет получал заявки на специалистов из многих городов страны. В кон-

5 А-311

130 Глава 2. Зарождение дизайна как новой творческой профессии

Литература




Реформы художественного образования в Советской России... 127 - student2.ru Реформы художественного образования в Советской России... 127 - student2.ru Реформы художественного образования в Советской России... 127 - student2.ru це 20-х гг. была введена так называемая непрерывная практика студентов на производстве: в течение всего года они чередовали работу с учебой.

Были, разумеется, и сложности. В первую очередь - стремление исполь­зовать выпускников и студентов дерметфака как инженеров-технологов, что объяснялось острой нехваткой инженерно-технических кадров в стра­не в период индустриализации. В 1930 г. в связи с реформой высшего об­разования, которая была связана с передачей многих технических инсти­тутов из системы Наркомпроса промышленным ведомствам, ВХУТЕИН был расформирован. На базе деревообделочного отделения дерметфака был создан Институт по обработке твердых и ценных пород дерева, вскоре пре­образованный в Лесотехнический институт, где уже готовили только ин­женеров. Студенты старших курсов отделения по обработке металлов ус­коренно завершили дипломные проекты и были выпущены со званием ин­женеров-художников. Студенты же младших курсов были переведены в чисто технические вузы.

Подводя итог рассмотрению деятельности двух знаменитых школ ди­зайна - немецкого Баухауза и советского ВХУТЕМАСа - ВХУТЕИНа, необходимо подчеркнуть, что они возникли как ответ на требование вре­мени в момент резкого социального перелома, затронувшего сферы соци­ально-культурных отношений и материально-предметного окружения че­ловека. В них сложилась особая творческо-экспериментальная атмосфера, в которой и преподаватели, и студенты чувствовали себя причастными к великому делу - они творили профессию. Руководители этих учебных за­ведений рассматривали подготовку художника-производственника как синтетическую задачу воспитания всесторонне и гармонично развитого работника нового общества. В центре внимания была личность творца, идея универсального человека, которому доступны все виды проектного твор­чества. В случае ВХУТЕМАСа - ВХУТЕИНа образ творца наполнялся еще и социально-политическим смыслом. В целом обе школы утверждали гу­манистический взгляд на общественную роль и практическое назначение художника в меняющемся мире.

Реалии меняющегося мира пытались отобразить в своем творчестве и художники-авангардисты первой четверти XX в. В 1907 г. Пикассо создает своих «Авиньонских девиц», и с этого момента начинается отсчет абстрак­тного искусства. К началу 1910-х годов кубизм уже был вполне сформиро­вавшимся стилем, к которому примкнули многие художники. Традицион­ная эстетика, складывавшиеся веками представления о красоте и каноны изобразительного искусства подвергались в их творчестве решительному пересмотру, зачастую даже безоговорочному отрицанию. Новую эстетику, культ техники и идею все ускоряющейся жизни выражали итальянские художники во главе с Маринетти, называвшие себя футуристами. В знаме­нитом «Манифесте футуризма» Маринетти противопоставляет Нике Са­мофракийской новый идеал красоты - мчащийся на огромной скорости автомобиль.

Мы уже говорили о том, что эстетика кубизма оказала значительное влияние на деятельность членов голландской группы «Стиль», которые выдвигали концепцию кубоконструктивизма в живописи, архитектуре и дизайне. А уже через полтора десятка лет, правда, претерпев значи­тельные изменения, авангардизм завоевал более прочные позиции, вой­дя даже в жизнь тех людей, которые считали абстрактное искусство из­вращением.

Один из крупнейших английских искусствоведов Бивис Хиллер в сво­ей работе «Стиль XX века» так комментирует роль авангардных течений в культуре 1920-х годов: « <...> четкие мотивы кубизма <...> продуцировали новые, странные формы - похожие на ветку листьев пузыри, трещины, из­ломы пород. Стиль, сейчас прекрасно известный как "ар деко", по суще­ству был взращен в недрах кубизма. Это был кубизм, одомашненный для массового потребления». И так на протяжении XX в. будет случаться нео­днократно: искусство, сначала признанное лишь немногими, «опосредован­ное» дизайном, воплощенное в предметах массового производства, будет занимать прочные позиции в повседневной жизни.

Литература

1. Аронов В. Земпер - теоретик // Декоративное искусство СССР. -
1965. № 6.

2. Аронов В. Петер Беренс - дизайнер // Декоративное искусство
СССР.-1965. №10.

3. Венедиктов А. И. История европейского искусствознания: Вторая
половина XIX - начало XX века. Кн. 1 - М.: Изд-во Академии наук СССР. -

347 с.

4. Воронов Н. В. Очерки истории отечественного дизайна. 4.1. Этапы раз­
вития мирового дизайна. - М.: Моск. гос. худож.-пром. ун-т им. С. Г. Строга­
нова, 1997. - 101 с.

5. Гизе М. Э. Очерки истории художественного конструирования в Рос­
сии XVIII - начала XX вв. - Л.: Изд-во ЛГУ, 1978.

6. Горюнов В. С, Тубли М. П. Архитектура эпохи модерна. Концепции.
Направления. Мастера. - СПб.: Стройиздат, С.-Петербургское отделение,

1992. - 360 с.

7. Дижур А. Л. У истоков промышленного дизайна. Петер Беренс. К 75-
летию начала дизайнерской деятельности // Техническая эстетика. - 1982.
№ 12. - С. 22-26.

8. Дмитриева Н. А. Краткая история искусств. Вып. III: Страны Запад­
ной Европы XIX века; Россия XIX века. - М.: Искусство, 1992. - 361 с.

9. Зайцев В. П. Первые Всемирные промышленные выставки в Лондоне
// Новая и новейшая история. - 2001. № 4.

10. КесД. Стили мебели: Пер. с венг. - Будапешт: Изд-во Академии наук
Венгрии, 1981.-272 с.

Реформы художественного образования в Советской России... 127 - student2.ru

Реформы художественного образования в Советской России... 127 - student2.ru

132 Глава 2. Зарождение дизайна как новой творческойпрофессии

11.Николаева Н. С. Япония - Европа. Диалог в искусстве. Середина
XVI - начало XX века. - М.: Изобразительное искусство, 1996. - 400 с.

12.Привалова И. Немецкий Веркбунд. К вопросу истории одного худо­
жественно-промышленного объединения XX века в Германии // Худож­
ник, вещь, мода: Сб. ст. / Сост. М. Л. Бодрова, А. Н. Лаврентьев. - М: Со­
ветский художник, 1988. - 368 с. - С. 322-336.

13.Розенталь Р., Ратцка X. История прикладного искусства Нового
времени: Пер. с англ. - М: Искусство, 1971. - 250 с.

14.Сарабьянов Д. В. История русского искусства конца XIX - начала
XX века. - М.: Изд-во МГУ, 1993. - 320 с.

15.Хан-Магомедов С. О. Пионеры советского дизайна. М.: Галарт, 1995. -
424 с.

16.Холмянский Л. М., Щипаное А. С. Дизайн: Книга для учащихся. - М.:
Просвещение, 1985. - 240 с.

17.Цыганкова И. Г. У истоков дизайна. - М.: Наука, 1977. - 112 с.

ГЛАВА 3


Реформы художественного образования в Советской России... 127 - student2.ru

Развитие дизайна в хх в.

Наши рекомендации