Глава 7 Эстрадный Фельетон
.: Слово «фельетон» ассоциируется в первую очередь с газетной или журнальной публикацией. Действительно, первоначально фельетоном назывался листок-вкладыш в газету, в котором Печатались наиболее злободневные, сатирические, публицистические материалы (в таком виде фельетон впервые появился во Франции, и в дословном переводе это слово означает «листок»). Исторически эстрадный фельетон сохранил многие характерные черты и приемы своего газетного прародителя.
Эстрадный фельетон — это всегда выступление на какую-то акту-Яльную тему (или несколько тем, связанных между собой), в нем, КАК правило, предстает сатирическое отношение автора и рассказчика к тем или иным событиям общественно-политической жизни. Таким образом, эстрадный фельетон, как и газетный, несет в Себе публицистическое начало, но создается он автором специально для произнесения с эстрады.
«Характерно, — писал В. Ардов, — что когда на эстраде исполняются лучшие из наших печатных фельетонов (например, Произведения И. Ильфа и Е. Петрова, М. Кольцова, Д. Заславского, Г. Рыклина и других), их всегда относят к жанру художественного чтения, а не к репертуару эстрадных фельетонистов. Печатный фельетон на эстраде практически расценивается как Явление литературы, а не как чисто эстрадный репертуар»1.
Отличие фельетона от монолога
Довольно часто приходится сталкиваться с тем, что смешиваются понятия «фельетон» и «монолог». Так, к примеру, в обиходе иногда говорят: «Конферансье выступил со вступительным
сказывают конкретные обстоятельства конкретного концерта, вп это решает сам конферансье; и, как правило, такой вступительный фельетон возникает в импровизационной манере.
Существуют и другие формы эстрадного фельетона. Режиссерская работа над каждой разновидностью эстрадного фельетон на должна учитывать это разнообразие форм, не смешивая в од ном выступлении артиста отличительные признаки каждой разновидности фельетона.
Музыкальный фельетон
Одной из таких разновидностей является музыкальный фельетон. В нем текст и музыка соединяются в единой художествен ной форме.
Однако нельзя забывать, что даже при использовании рал личных музыкальных форм в эстрадном фельетоне (инструментальной музыки, песни, частушки, куплета) — все они являютсл вспомогательными, и их главная задача — помочь ярче и образ нее выразить мысль, заложенную в тексте эстрадного фельето на. Именно поэтому традиционно музыкальный фельетон относят к одной из разновидностей речевых жанров.
Такой фельетон содержит в себе и иллюстративную музы ку, и музыку, несущую смысловое начало. Часто музыка исполь зуется для исполнения пародийных фрагментов в публицисти ческом фельетоне (пародия в форме песни, романса). Изобрети тельный подбор музыки может позволить фельетонисту чего- п > не сказать, а только намекнуть, — все остальное дорисует в во ображении зрителя музыкальный фрагмент. Без музыки невоз можно исполнение куплетов, которые зачастую фрагментарно тоже входят в публицистический фельетон.
Использование музыки усиливает гротеск, иронию, сатиру, зало женные в текст фельетона. Особенно ярко это выражается в исполь зовании рефрена, который является одним из самых эффектных и эффективных приемов усиления вообще. С этой же целью исполь зуется и прием контраста музыки и текста фельетона.
Например, говорится о чем-нибудь величественном (на <м мом деле, конечно, псевдовеличественном), а в качестве музы Кального материала используется мелодия из несерьезной оперетки. И это сразу, ярко, неожиданно и образно выявляет отношение исполнителя к тексту. Музыка в этом случае выступает в кичестве сатирически-разоблачающего фактора, она становится Иыразителем личностной позиции фельетониста.
Музыка используется и для обострения конфликта. Столкновение контрастных музыкальных фраз, музыкальных тем и стилей — делает конфликт более выпуклым и сценичным, более доходчивым ДЛЯ публики.
Музыка несет в музыкальном фельетоне важную ассоциативно-эмоциональную функцию.
Фельетонист, желая быстро (для эстрады — качество чрезвычайно важное) создать у зрителей нужную эмоционально-смысловую ассоциацию, — прибегает к музыкальному фрагменту вместо использования текста. Одной музыкальной фразой Линовится возможным выразить то, для чего потребовался бы, Может быть, целый абзац текста.
В подборе музыки для музыкального фельетона, в определении ее места и количества режиссер должен учитывать все вышеперечисленные обстоятельства. Однако для успеха дела необходимо соблюдать еще одно важное условие.
Чтобы выполнять все вышеперечисленные функции, необходимо соблюдать следующее:
Музыка в музыкальном фельетоне должна быть узнаваемой: только тогда она будет вызывать у публики нужные ассоциации. Это "олжна быть популярная, известная всем музыка.
И неважно — фрагмент это из классики, или современной пес-И. Популярность используемой музыки позволяет достичь эф-кта однозначности восприятия, возникновения так называемой ©Контролируемой ассоциации, когда вне воли человека в его возражении возникает картина, соответствующая вербально-музы-альному строю цитируемого фрагмента. Особенно четко это прослеживается, когда исполняется музыкальный фрагмент без слов, Но все помнят, что за этим стоит знакомый всем текст романса, ПРсни, арии. Зритель как бы сам подставляет текст к мелодии. Этим усиливается смысловое содержание музыкального фрагмента, более того, в этом всегда присутствует элемент неожиданности.К примеру, фельетонист произносит фразу: «И, как сами пп нимаете...», а дальше звучит музыкальная фраза без текста, но км торую зритель автоматически пропевает про себя: «Без женщин жить нельзя на свете, нет!»