Анализ средств музыкальной выразительности
Курсовая работа
по дисциплине «Сольфеджио и теория музыки»
на тему: В. А Моцарт «Детские игры»: особенности формы и средств музыкальной выразительности
Студентка факультета искусств
4 курс, группа 2171210, ________ ___________ Гиндина В.И.
(дата) (подпись)
Руководитель
кандидат искусствоведения ___________ Моголина М. П.
(подпись)
Минск 2014
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ. 3
Раздел 1. Структурный анализ. 10
Раздел 2. Анализ средств музыкальной выразительности. 12
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 18
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.. 22
ПРИЛОЖЕНИЕ А.. 23
ПРИЛОЖЕНИЕ Б. 24
ПРИЛОЖЕНИЕ В.. 27
ВВЕДЕНИЕ
Иоганн Хризостом Вольфганг Теофил Моцарт (27 января 1756- 5декабря 1791), австрийский композитор,капельмейстер, пианист, скрипач, клавесинист, органист. По свидетельству современников, обладал феноменальным музыкальным слухом, памятью и способностью к импровизации.
«Моцарт начал свой творческий путь как чудо-ребенок; его представили на суд публики не только как виртуоза-клавириста (а также и скрипача), но и как импровизатора, как рано созревшего композитора. ≪Вундеркинды≫ непременно должны отвечать последним достижениям эпохи. И Моцарт удовлетворял этим требованиям благодаря удивительной способности перенимать, усваивать и перерабатывать все, что только отвечало его индивидуальности» [1, c. 119].
Он, так же как Бах, принадлежит к редкой породе консервативных революционеров или революционных консерваторов. Мы уже упоминали, что в эпоху, когда были в ходу ложные параллели между историей музыки и историей изобразительных искусств, Моцарта сравнивали с Рафаэлем, и что из всех параллелей это самая несостоятельная. Применительно к Рафаэлю справедливо звучат слова Микеланджело: на примере этого юноши ясно видишь, чего можно достичь благодаря учению. И действительно – это идеальное, каллиграфическое, вдохновенное совершенство при полной незатронутости души.
Моцарт тоже был великий ученик, но душа его никогда не знала покоя. Он перенял сложившийся зрелый язык искусства, но, конструируя его по-своему, перетолковывая его слова, сумел высказать старо-новые и знакомо-незнакомые мысли, как это делает великий поэт, который тоже довольствуется двумя-тремя десятками букв алфавита, не изобретает новых слов, и все же говорит то, что еще никем не сказано [1, c. 169].
«В безмолвной тишине ночи его воображение разрасталось, возбуждаясь к самой кипучей деятельности, и расточало все богатство звуков, вложенное природой в его гений. Тут Моцарт весь превращался в чувство и созвучия, и из-под его пальцев вытекали чудные мелодии. Только тот, кто слышал Моцарта в эти часы, мог познать всю глубину и величину его музыкального гения; свободный и ничем не стесненный дух его смелым полетом возносился в самую высокую область искусства» [2, c. 10].
Моцарт широко признан одним из величайших композиторов: его уникальность состоит в том, что он работал во всех музыкальных формах своего времени и во всех достиг наивысшего успеха. Наряду с Гайдном и Бетховеном, принадлежит к наиболее значительным представителям Венской классической школы (яркий представитель эпохи классицизма). В основе мировоззрения композитора лежит убеждение, что все в мире разумно, что на Земле и в природе, и в жизни царит установленный свыше порядок; своеобразное равновесие истины и красоты – отсюда стремление к созданию идеальных по форме произведений с прозрачной фактурой и выразительной мелодией, с богатыми по звучанию, но простыми для восприятия украшениями( моцартовский форшлаг). Его творчество тесно связанно с яркой личностной индивидуальностью для которой характерны лирико-шуточные настроения, что отличало его от других композиторов Венских классиков (Гайдна, Бетховена), но в его творчестве прослеживается и черты характерные в целом стилю венского классицизма: реализм сочетающий трагичное и комичное начало, демократизм, народность, сочетание эмоционального и рационального начала. «Великие музыкальные гурманы» времени Венского классицизма ценили в музыке Моцарта умение выражать самые сложные грани своего творческого мастерства, самое сложное содержание, простым и понятным музыкальным языком.
«Как художник, как музыкант, В.А Моцарт кажется нам «умно, что на Земле и в природе существом нездешнего мира». Повторяю, в определенный период XIX века, то есть в период романтизма, творчество Моцарта казалось столь завершенным, столь «божественно» безупречным, что даже самый тиранический представитель эпохи – Рихард Вагнер – в своем труде о Бетховене охарактеризовал Моцарта, как «нежного гения света и любви». Характеристика, данная Вагнером, не вызвала ничьих возражений» [1, c. 21].
Отличительной чертой творчества Моцарта является сочетание строгих, ясных форм с глубокой эмоциональностью. Музыка Моцарта обнаруживает множество связей с разными национальными культурами (особенно итальянской), тем не менее она принадлежит национальной венской почве и носит печать творческой индивидуальности великого композитора.
Моцарт – один из величайших мелодистов. Его мелодика сочетает черты австрийской и немецкой народной песенности с певучестью итальянской кантилены.
В одном из писем к отцу (7 февр. 1778) Моцарт пишет, что, как Леопольду известно, он, Вольфганг, умеет «перенимать и подражать почти всем видам и стилям композиции»: итальянской, французской, а также немецкой... И правда, Моцарт мог сочинять в любом из национальных стилей XVIII века. Но это свидетельствует не о той универсальности Моцарта, которую мы имеем в виду, а лишь о том, что он наднационален и занимает особое место в истории музыки. Ибо он не «итальянский», не «немецкий» и, тем более, не «французский» композитор. Он – и возвышается над всеми национальными границами и ограничениями. Нет, не итальянская и не немецкая музыка определяет музыкальную сущность Моцарта – он лишь по внешним признакам примыкает к той или иной культуре. Моцарт сам предопределяет сущность итальянского или немецкого искусства. Универсальность Моцарта становится для нас ощутимее, как только мы задаемся вопросом: в какой именно области музыки он более гениален – в вокальной или инструментальной, и как оценивать «Свадьбу Фигаро» или «Дон-Жуана» – выше или ниже симфонии C-dur, клавирного концерта c-moll или квинтета C-dur. Ломать голову над этим напрасно. Нельзя сравнивать произведения совершенные, но относящиеся к разным жанрам. Оценить универсальность композитора можно, лишь применив это понятие к творчеству других великих мастеров, пусть даже композиторов только XVIII и XIX столетий [1, c. 113].
Несмотря на то, что его произведения отличаются поэтичностью и тонким изяществом, в них часто встречаются мелодии мужественного характера, с большим драматическим пафосом и контрастными элементами.
Уникальность мировоззрения Моцарта обусловила своеобразие характера его музыки: полетная, свободная, гуманистической направленности, оптимистичная и имеющая жизнеутверждающий характер. Вектор творчества гения был направлен на инструментальную музыку которую он обогатил неповторимым звучанием, важнейшее место в которой принадлежало опере, которой он придавал особое значение. Его оперы – целая эпоха в развитии музыкального искусства. Наряду с Глюком, он был величайшим реформатором жанра оперы, но в отличие от него, основой оперы считал музыку. Моцарт создал совершенно иной тип музыкальной драматургии, где оперная музыка находится в полном единстве с развитием сценического действия. Как следствие – в его операх нет однозначно положительных и отрицательных персонажей, характеры живые и многогранные, показаны взаимоотношения людей, их чувства и стремления. Наиболее популярными стали оперы «Свадьба Фигаро», «Дон Жуан» и «Волшебная флейта».
«Слава Богу, вчера т.е 13го, была премьера моей оперы. И все было так хорошо, что я не могу всего передать. Во-первых, весь театр был набит битком. После арии всякий раз была ужасная буря аплодисментов и крики vivo маэстро! Крики браво не успевали затихнуть, как начинались снова!» [3].
Большое внимание композитор уделял симфонической музыке. Благодаря тому, что на протяжении своей жизни он работал параллельно над операми и симфониями, его инструментальная музыка отличается певучестью оперной арии и драматической конфликтностью, он стал и одним из создателей жанра классического концерта.
Камерно-инструментальное творчество его представлено разнообразными ансамблями (от дуэтов до квинтетов) и произведениями для фортепиано (сонаты, вариации, фантазии). Фортепианная манера Моцарта отличается элегантностью, отчётливостью, тщательной отделкой мелодии и аккомпанемента.
Жанры творчества в которых работал Моцарт так и пышут разнообразием, среди наиболее значимых жанров его творчества можно выделить: Оперы (23 произведения) самые известные из них «Свадьба Фигаро», «Дон Жуан», «Так поступают все», «Милосердие Тита», «Волшебная флейта». Более 50 симфоний в их числе «Парижская», «Хаффнер», «Линцская», «Пражская», «Юпитер». Многочисленные концерты (27 произведений), в их общей массе присутствуют концерты для фортепиано с оркестром, для двух и трёх фортепиано с оркестром, для скрипки с оркестром (6 шт), для двух скрипок с оркестром, для скрипки и альта с оркестром, для флейты с оркестром (2шт), для флейты и арфы с оркестром, для гобоя с оркестром, для кларнета с оркестром, для фагота с оркестром, для валторны с оркестром (4шт). Серенады для струнного оркестра (10 шт), в том числе: «Маленькая ночная серенада» .Дивертисменты для оркестра (7 шт). Сонаты для различных инструментов (19 сонат для фортепиано),10 вариаций на тему ариетты из оперы-зингшпиля Кристофа Виллибальда Глюка для клавира .Циклов других вариаций для фортепиано (14 шт) Рондо, фантазии, пьесы, арии (более 50 шт). Ансамбли, хоры, песни, трио, дуэты , различные ансамбли духовых инструментов.
«Ближе всех к Моцарту стоит, вероятно, Гендель, мастер в области кантаты, оперы, оратории и concerto grosso» [1, c. 113].
«Плодовитость творчества композитора была изумительна: нет такого рода музыкальных произведений, в котором бы он не попробовал свои силы: он писал все, начиная с танцев и кончая симфониями и операми. Двух месяцев ему было достаточно, чтоб написать большую оперу, и несколько часов, чтобы написать увертюру к «Дон Жуану» [2, c. 10].
Творчество Моцарта не только универсально, но и чрезвычайно устойчиво во всех областях. Пусть Моцарт перебрасывается от произведения к произведению, тем не менее он с большой точностью, вернее, все точнее соблюдает различия в жанрах, даже когда сочиняет вещи глубоко индивидуальные, полностью «в своем роде»(sui generis) [1, c. 170].
Во всех жанрах Моцарт создал истинные шедевры. Произведение которое мне бы хотелось подробно проанализировать называется «Детские игры» (созданное в 1780-е годы). «Детские игры» – самостоятельное произведение не объединенное с другими произведениями подобной тематики в единый цикл, но произведения на детскую тематику у Моцарта встречаются довольно часто, однако время их создания разное. Произведение написано для исполнения вокалистом, исполняется преимущественно ребенком младшим школьником (изредка коллективом: хором, ансамблем). В сравнении с различными жанрами перечисленными мною ранее в которых работал великий композитор песенный жанр занимает подчиненное место (т.к самое важное место в его творчестве занимали опера и инструментальные произведения, а не произведения песенного склада, но не стоит забывать что Моцарт был величайшим мелодистом своего времени что ярко прослеживается в его песенном творчестве. Музыкальные критики подчеркивали – «Музыка Моцарта как родниковая вода, искристая легкая и прозрачная»).
Вторичный жанр произведения – детская песня. Первичный жанр – двойственный, содержит черты и песни и танца. Песня детские игры создает характер шума-гама, непринужденного веселья. Ее музыка пленяет невероятной яркостью и неожиданностью, полетностью настроения. Жанры – песня и танец в данном случае являются и жанром, используемым в современном профессиональном музыкальном творчестве.
Характер песни ярко выражен в аккомпанементе, который поддерживает вокальную партию в характере «игры, беззаботного детства». Вся партитура наполняется характером радостного, беззаботного, полетного, наивного ребячества. Еще от песни заимствованы и некоторые другие свойства: образное содержание песни «Детские игры» тесно связано с текстовым наполнением. Свойства песни проявляются в детском поэтическом тексте, написанном на несложную, легко запоминающуюся мелодию. Мелодия и текст состоят из равных построений-строф, регистр песни подходящий для хрупкого детского голоса, основная партия исполняется голосом, а не инструментом. От жанра танец ощущается: размер, трехдольность и танцевальность.
Цель дальнейших наблюдений – выявить музыкальные средства и приемы, которые определяют особенности образного содержания песни. Это выдвигает следующий ряд задач:
1. определить композиционную структуру пьесы;
2. раскрыть специфику мелодики;
3. выявить характерные особенности гармонического языка;
4. обосновать выразительную роль фактуры, метроритма, регистра, динамики.
РАЗДЕЛ 1
СТРУКТУРНЫЙ АНАЛИЗ
Песня В. А. Моцарта «Детские игры» написана в куплетной безприпевной форме с кодой, форма куплета простая 2- частная безрепризная.
Первая часть – представляет собой квадратный период из 16-ти тактов. Он состоит из двух предложений (8+8 тактов). При этом начало второго предложения повторяет мысль и очертания первого но с небольшими изменениями, а также полностью повторяется ритмический рисунок, можно сказать что период повторного строения, но повтор неточный (повтор –варьированный). Период не модулирующий, так как на его протяжении сохраняется и утверждается основная тональность ля мажор. Каденция в 4-м такте завершает первое предложение первого периода является устойчивой несовершенной. Каденция, завершающая второе предложение (в 8м такте) первого периода является устойчивой совершенной (соблюдены все правила в басу наблюдается ход V-I ступени, T5/3, в мелодии тоника на сильную долю).
Первый период произведения обладает ярко выраженными чертами экспозиционного типа изложения (знакомство с темой и образом произведения, имеет законченную четкую структуру период, преобладние устойчивой гармонии T-D соотношения.)
Вторая часть – это период состоящий из двух предложений состоит из 8 тактов. Первое предложение занимает 4 такта и второе 4 такта. Тип периода – квадратный (4+4=8 тактов). Период не модулирующий, так как на его протяжении сохраняется и утверждается основная тональность ля мажор. Второе предложение второго периода повторяет мысль и очертания первого предложения первого периода но с небольшими изменениями, имеется точный повтор ритмического рисунка, можно сказать что период повторного строения но повтор неточный (варьированный). Каденция завершающая первое предложение – отмечена доминантовым трезвучием D 5/3 – консонанс неустойчивый который подготавливает возвращение основной тональности. Каденция завершающая второе предложение второго периода – является устойчивой совершенной (соблюдены все правила в басу наблюдается ход V-I ступени, T5/3, в мелодии тоника на сильную долю).
Период совмещает в себе черты экспозиционного и серединного типа изложения( черты присущие экспозиционному типу изложения показ новой темы, нового материала, четкая структура периода. Черты присущие серединному типу изложения неустойчивая гармония, наличие секвенций).
После второго периода следует кода. Она занимает 4 такта, что является равной любому из предложений первого или второго периода (для нее характерно преобладание субдоминантовой функции). В завершение ее звучит устойчивая совершенная каденция.( Соблюдены все правила в басу наблюдается ход V-I ступени, T5/3, в мелодии тоника на сильную долю сильное время).
Таким образом общий план композиционной структуры песни сводится к следующей буквенной схеме:
Часть | а | b |
Период | а + а1 | b + b1 |
Такты | 4 + 4 | 4 + 4 |
Тональности | А А | А А |
РАЗДЕЛ 2
АНАЛИЗ СРЕДСТВ МУЗЫКАЛЬНОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ
Комплекс использованных в песне музыкально выразительных средств направлен на акцентирование изменчивости детского настроения в момент игры, на разнообразие музыкальных эмоций, на многообразие детских образов в разных играх, различные музыкальные краски быстро сменяют друг друга, как бы уступая место новым.
Произведения Моцарта в мелодике сочетают черты австрийской и немецкой народной песенности с певучестью итальянской кантилены. Композитор необычайно живо и эмоционально чутко улавливает духовный климат своего времени в этом ее своеобразное сверх свойство.
Несмотря на то, что «Детские игры» отличается поэтичностью и тонким изяществом, в нем часто встречаются контрастные элементы. Эмоциональный контраст выражается в характере мелодии «Детских игр» атмосфера «спокойного парения с цветка на цветок» прерывается детскими «визгами восторга», что Моцарт показывает своим авторским стилем в данном произведении.
1) Мелодия в песенке для детей «Детские игры» В.А. Моцарта одноголосно выражает музыкальную мысль, что свойственно песне. Движение мелодии преимущественно волнообразное (включающее в себя и восходящее и нисходящее движение). Начало звучит хрупко, полетно, робко, как полет мотылька, его кружение с цветка на цветок. Для подчеркивания беззаботности в музыке используется кружение и вращение в мелодической линии. Мелодическая линия легкая, парящая. Прослеживается и нисходящие мелодические мотивы с элементами кружения (такты 9-13). Благодаря подвижности мелодии создается впечатление «детского хоровода», праздничного настроения. Мелодия произведения обладает целостностью за счет четкой структуры периода. Цезуры главным образом выражены паузами различной длительности. Шестнадцатые (0, 1, 4, 5, 6, такты), восьмые (4, 8, 12, 16 такты). Цезуры встречаются и после каденций, цезуры в произведении встречаются и после длинных по длительности нот. Такое сочетание мелодий с использованием множества цезур создает эффект массовости действия будто из разных уголочков Земли собираются дети, чтобы пошуметь и поиграть.
С 12-го такта во втором периоде мелодическая линия начинает дублироваться аккомпанементом, что придает мелодии еще большую насыщенность. Цезуры по-прежнему выражены паузами.
Произведение соответствует в мелодическом плане жанру песни, но есть и элементы танцевальности. Характерные черты песни ярко выражены в сочетание слова и напева, в простоте музыкально-словесного построения, в лиричности, в национальном австрийском колорите, в характерных чертах венской классики (к примеру, в одновременной сдержанности и эмоциональности). В обилие цезур в мелодической линии (для удобства исполнения вокалистом). Цезуры в данном произведении подчеркивают внутреннюю рифму – слова в середине стихотворной строки рифмуются или с заключением строки или между собой. К примеру: «Мы дети веселый и шумный народ, Играем не знаем забот и хлопот» или «И бегаем мы по холмам и лугам» В музыкальной подаче отсутствует скрытое настроение, безудержное веселье проникает во все уголки произведения явно и открыто от начала произведения и до его заключения. Музыка песни обнаруживает сходство с жанром вокальной миниатюры. Форма произведения подчинена образному содержанию каждый раздел формы подчеркивает некую образную составляющую. Композитор выбрал куплетную форму, которая характерна для жанра песни, куплет написан в простой двухчастной форме, т.к для песни не характерны сложные формы и структуры и запоминающийся повторяющийся ритмический рисунок произведения «Детские игры» можно отнести к жанровой характеристике песни. Постоянный быстрый темп подчеркивает постоянство детского веселья, дети радуются словно «заведенная ключиком игрушка». Квадратность периодов подчеркивает танцевальность, создает эффект детского хоровода и единства.
Период совмещает в себе черты экспозиционного и серединного типа изложения. Тип изложения, а точнее его двойственность будто показывает смену действия – ведь дети в постоянном движении, одни из них играют в ту игру, что начали утром, а другие уже начали новую, или сменили не одну тройку игр за день.
После второго периода следует кода. Она занимает 4 такта, что является равной любому из предложений первого или второго периода. В завершение ее звучит устойчивая совершенная каденция. Кода подводит итог всем событиям, что произошли с детьми за день. Игра завершается, и дети надеются на новую такую же полную задора, но уже следующим утром.
2) Произведение объединено гармоническим тяготением неустойчивых звуков к тонике – своеобразные моменты напряжения и разрядки.
Основная тональность ля-мажор с ключевым знаками фа, до, соль диезами. Тоника «ля» прослушивается на протяжении всего произведения (модуляции нет), поэтому насыщенность произведения диссонансами не напрягает слух, а наоборот создает в характере произведения некую устойчивость и незыбленность (достигается это благодаря тому что неустойчивые аккорды напрямую разрешаются в устойчивые тонические). В данном произведении диссонансы являются неким «якорем» который не дает тонике отдаляться.
Тональныый план песни «Детские игры» включает аккорды T, D, S и их обращения. Структура его представлена всеми основными аккордами и их обращениями (производными). Функция тоники – Т5/3 и Т6. Тонических трезвучий в песне «Детские игры» значительно больше, чем секстаккордов. Функция субдоминанты представлена аккордами S5/3, S6 и SII6 – большинство аккордов субдоминантовой функции сосредоточено в конце произведения. Cубдоминантовая функция в тональной музыке и есть собственно творческая часть композиции. Субдоминанта динамизирует мелодию, придает ей некую трепетность и мягкость. Функция доминанты – D 5/3, D 7, D 6/5 и D4/3. Все представители доминантовой функции в данной песне представлены (v) пятой ступенью. Частая смена устоев и неустоев создает атмосферу кружения, мечтательности.
Функциональная логика: Т- D –T – автентический оборот; T –S- D- T – полный оборот; T-S-D-T – полный оборот не противорчит эстетике классической гармонии. Т-D-S-T можно решить что противорчит классической гармонии как правило нарушение следования, но в данном случае субдоминанта возникает после полуавтентической каденции и начинает новое построение, поэтому такой ход в данном случае допустим. Все диссонансы в классической гармонии разрешаются напрямую в тонику: D4/3-D6/5- T5/3; D7-T 5/3; D7-T5/3; D7-T5/3, что способствует простой красоте звучания (красота в простом и запоминающемся). Композитор использует лишь мажорный лад – для подчеркивания необыкновенной жизнерадостности и счастья.
Альтерации в аккордах нет, неаккордовый звуки в основном хроматические. Неаккордовые звуки преимущественно проходящие (2, 7, 12, 13, 14, 15 такты) и вспомогательные (3, 10, 13, 14 такты). В произведении встречается и прием предьем – 8-9 такты, 11 такт используется прием камбиата (покинутый скачком (брошенный) тон). Неаккордовые звуки в основном обостряют внутриладовое тяготение к тонике это и подчеркивает множество вспомогательных и проходящих неаккордовых звуков в произведении «Детские игры».Диатоническая секвенция присутствует почти в конце произведения (13-14 такты).
3) Присущая музыке трепетность и одновременно живость звучания связанна и с особенностями фактуры – она гамофонно- гармоническая (соло + басс + заполнение). Данный тип фактуры характерен для танцевальных жанров но в отличае от жанра вальс в пьесе заполнение в виде фигурации звучит на фоне баса. Плотность фактуры довольно сильная и постоянная– на протяжении 12-ти тактов линия баса дублируется. Фактура охватывает низкий и средний регистры. С изменениями в фактуре, охватившими 13-20 такты исчезает ощущение плотности фактуры и наличие низкого регистра, средний регистр становится основным (что создает эффект смены действия между детьми). На последней строчке произведения в 16 и 17 тактах появляется высокий регистр (что напоминает некую перекличку между ребятами). Характерная фактура ближе песенному складу (гамофонно-гармоническая: бас + заполнение + соло)т.е мелодия для вокалиста и аккомпонемент.
4) Метроритм – метроритм постоянный и регулярный, неизменный, танцевальный, активный, кружащийся. Первичный жанр двойственный -песня-танец. От танца произведение взяло метр 3/8 и выдвижение метроритма на первый план, трехдольный размер, ровную ритмическую пульсацию, определенность гармонии (все неустойчивое в устойчивое напрямую – предсказуемо),мотивная и гармоническая равномерность, повторность ритмического рисунка в предложениях, метроритмическая периодичность, определенность структуры (2 периода и их квадратность, некая упорядоченность организованность), бодрый танцевальный ритм.
Сфера метроритма произведения «Детские игры» В.А. Моцарта является средством передачи «светлого» настроения, танцевальности, праздничности.
5) Ритм – постоянный, постоянное паузирование не делает его рваным и непонятным, а наоборот, дает осмыслить характер мелодической линии. Темп постоянный, ближе к быстрому.
Динамика mf-f подчеркивает шумное настроение детей, гам во время игры. Четкая трехдольная пульсация всегда легко улавливается, не смотря на изменения в фактуре в 13-м такте.
Диапазон изменений – динамика изменяется внезапно, без подготовки, словно имитация детского крика во время игры. Динамика в основном mf. Все это подчеркивает эмоциональную выразительность музыки, вместе с преобладающим равномерным звучанием придает музыкальному высказыванию особую нежность, но на фоне этой полетной нежности яркими пятнами выделяются голоса настоящего детского веселья. Произведение должно звучать бодро (Мunter). Именно так композитор видит детей – полных жизненной энергии и света.
6) Кульминация – начинается во второй половине 12 такта и длиться по 14-й включительно. Внезапно возникшую секвенцию в данном произведении можно считать кульминацией, т.к она приходиться на точку золотого сечения, следует отметить изменения в фактуре (с 13 такта линия баса перестает дублировать основную мелодию, фактура начиная с 13 такта напоминает фигурационную, именно в этих тактах преобладает средний регистр, что является контрастом к 1му – началу 12 тактам т.к в них фактура с наличием плотного и низкого регистра ) которые также являются средством создания кульминации в произведении.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Песня «Детские игры» В. А. Моцарта характеризуетсясинтезом рационального начала с глубокой эмоциональностью, шутливостью и детским задором. Мелодика песни обнаруживает множество связей с национальной культурой, т.к. она принадлежит национальной венской почве и носит печать творческой индивидуальности великого венского классика. Несмотря на то, что исполняется песня детским коллективом – судя по названию, Моцарт вкладывает в «Детские игры» частичку своей души, своего привычного для слушателя авторского стиля: он выражает сложное внутреннее образное содержание простым понятным языком, доступным даже наивному ребенку и делает это с элементами игры и баловства. Разнообразие использованных композитором средств музыкальной выразительности определяет широкий спектр эмоциональных оттенков, обогащающих главенствующее в пьесе беззаботное состояние. Многие из них привносятся с помощью различных музыкальных элементов.
Благодаря быстрому темпу и постоянному ритму создается образ бегающих детей в атмосфере веселой игры.
Внезапное оживление передается с помощью динамики и изменений в ней. Нюансировка изменяется внезапно, без подготовки, словно имитация детского крика во время игры. Все это подчеркивает эмоциональную выразительность музыки, вместе с преобладающим равномерным звучанием придает музыкальному высказыванию особую нежность, но на фоне этой полетной нежности яркими пятнами выделяются голоса настоящего детского веселья, шума и гама во время игры. Произведение звучит бодро (Мunter). Именно так композитор видит детей – полных жизненной энергии и света. Двойственность жанровых черт способствует наибольшей насыщенности эмоциональных ощущений. При столь насыщенной эмоциональной составляющей произведения сдерживающим фактором, не позволяющим эмоциям стать неуправляемыми является четкая композиционная структура (каждая из частей представляет собой период), которая заключает эмоции в рамки рационального и разумного, что является нормой для авторского стиля Моцарта.
Из числа средств музыкальной выразительности задействованных в произведении «Детские игры» можно определить первостепенное значение с точки зрения эмоциональной насыщенности – гармонию. Использованию главных созвучий лада (T;S;D), соблюдение закона следования, отсутствие альтерации в аккордах, наличие лишь хроматических неаккордовых звуков способствует простой красоте звучания (красота в простом и запоминающемся). Композитор использует лишь мажорный лад – для подчеркивания необыкновенной жизнерадостности и счастья.
Образному содержанию подчинена и форма произведения – композитор выбрал куплетную форму, которая характерна для жанра песни, куплет написан в простой двухчастной форме, т.к для песни не характерны сложные формы и структуры и запоминающийся повторяющийся ритмический рисунок произведения «Детские игры» можно отнести к жанровой характеристике песни. Постоянный быстрый темп подчеркивает постоянство детского веселья, дети радуются словно «заведенная ключиком игрушка».
Очень уместно звучит в песне «Детские игры» постоянный мажорный лад, подчеркивает атмосферу детского счастья во время игры.
Варьирование в мелодической линии придает безудержной детской радости некий эффект нарастания.
Благодаря подвижности мелодии создается впечатление «детского хоровода», праздничного настроения. Мелодия произведения обладает целостностью за счет четкой структуры периода, которую можно оправдать принадлежностью к времени Венских классиков, для которых характерна четкость и строгость структуры в форме.
Квадратность периодов подчеркивает танцевальность, создает эффект детского хоровода и единства.
Период совмещает в себе черты экспозиционного и серединного типа изложения. Тип изложения, а точнее его двойственность будто показывает смену действия – ведь дети в постоянном движении, одни из них играют в ту игру, что начали утром, а другие уже начали новую, или сменили не одну тройку игр за день.
После второго периода следует кода. Она занимает 4 такта, что является равной любому из предложений первого или второго периода. В завершение ее звучит устойчивая совершенная каденция. Кода подводит итог всем событиям, что произошли с детьми за день. Игра завершается, и дети надеются на новую такую же полную задора, но уже следующим утром.
Это подчеркивает и последний куплет песни:
Ах, солнце садиться! Пора по домам!
Как жалко! Ведь было так весело нам!
С утра будем бегать, и прыгать опять –
Успеем, успеем мы взрослыми стать!
«Моя голова раскалывается, разговариваю с трудом и не могу отогнать от глаз образ неизвестного, постоянно вижу его перед собой, он меня умоляет, торопит, с нетерпением требует от меня работу. Продолжаю, потому что сочинение мне менее утомительно, нежели праздность. Впрочем, мне нечего опасаться. По всему чувствую: час пробил; я готов умереть; я кончил прежде, чем воспользовался своим талантом. Жизнь была столь прекрасна, карьера начиналась при столь счастливых предзнаменованиях, но изменить собственную судьбу нельзя. Никому не измерить своих дней, нужно смириться. Пусть будет то, чего желает провидение» [4, c. 5].
«Он создал огромное множество произведений, люди всегда удивлялись, с какой легкостью он творит, удивлялись его поразительной плодовитости, словно ставили ему это в вину, но если бы они только знали, с каким трудом это дается. Музыка несла с собой освобождение, а бесконечные переделки словно цепями опутывали его. Он так хотел поскорее освободиться! Он устал потрафлять вкусам толпы. Как тяжко быть рабом, творящим для глухих, для невежд, для посредственностей!» [5, c. 158].
«Легкая музыка Моцарта обладает божественной грацией, свойственной ему одному; он вложил и в нее всю душу, всю человечность, всю свою грандиозную простоту» [6, c. 155].
«Чистая мелодия, шедшая от Моцарта через Шопена и Глинку, жива поныне и должна жить, без нее судьба музыки – декадентство» [7].
«По моему глубокому убеждению, Моцарт есть высшая, кульминационная точка, до которой красота досягала в сфере музыки. Никто не заставлял меня плакать, трепетать от восторга, от сознания близости своей к чему-то, что мы называем идеал, как он. В Моцарте я люблю все, ибо мы любим все в человеке, которого мы любим действительно» [8].
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Эйнштейн, А. Моцарт – Личность. Творчество / А. Эйнштейн // Пер. с нем. Е.М.Закс научная редакция перевода Е.С. Черной. – М.: Музыка, 1975. – 152 c.
2. Давыдова, М.А. Вольфганг Амадей Моцарт. Его жизнь и музыкальная деятельность / М.А. Давыдова. – СПб.: Типография товарищества «Общественная польза», 1891. – 72 с.
3. Моцарт, В.А. Из писем Моцарта. Матери в Зальцбург 14 февраля 1775г. / В.А. Моцарт / пер. с нем., франц., итал., лат. – М.: Аграф, 2000.
4. Дальхов, И. Гений и злодейство // Вокруг света. – 2006. январь №1. – с. 5.
5. Вейс, Д. Возвышенное и земное / Д. Вейс. – Музычна Украина, 1984.
6. Брион, М. Моцарт / М. Брион. – М.: Молодая гвардия, 2007. – 352 с.
7. Римский-Корсаков, Н.А. Исследования. Материалы. Письма / Н.А. Римский-Корсаков. – М.: 1953. – 416 с.
8. Чайковский, П.И. Дневники / П.И. Чайковский – М.: Музыка, 1923. – 17с.
ПРИЛОЖЕНИЕ А
Гармоническая схема
Ля-минор
_____a-dur____
| |
т. 1-3 Т53| D43| D65|
_____ a-dur____
| |
т. 4–8 Т53|Т6| S53|D7|
_____a-dur______
| |
т. 9-12 D53|D53|D53|D53|
_____a-dur__
т.13-15 | |
S53|SII6| D7
____a-dur___________
| |
т.16-20 Т53|S53 |S6| SII6|D7|
ПРИЛОЖЕНИЕ Б
Детские игры
Сл. К.Овребеха В. А Моцарт
Рус. текст С. Северцева
1 куплет
Мы дети, мы шумный, веселый народ
Играем, не знаем забот и хлопот;
Гулять разрешили до вечера нам
И бегаем мы по холмам и лугам.
2 куплет
Смотрите, красивый какой мотылек,
А рядом такой же присел на цветок!
Ловить их не станем – ведь это друзья.
А если – друзья, разлучать их нельзя.
3 куплет
Ах, солнце садиться! Пора по домам!
Как жалко! Ведь было так весело нам!
С утра будем бегать, и прыгать опять –
Успеем, успеем мы взрослыми стать!
ПРИЛОЖЕНИЕ В
Моцарту посвящается
Поклонником творчества Гайдна он был
Но превзошел во всем свой идеал,
Одну лишь музыку боготворил…
И за нее… он жизнь свою отдал…
Открылись бы пред ним все двери,
Если бы был слугой господ
Пусть погубил тебя Сальери,
Но музыка твоя живет
Создал «Луция – Суллы» Рим
И «Покорителя сердец»
О Моцарт, вечный пилигрим…
И вечной музыки творец…
Мелодию «Волшебной флейты» слышим
Веселый Фигаро поет,
А мы сидим почти не дышим…
В мир грез нас музыка зовет…
О, Моцарт жизни твоей тайны
До сей поры никто не разгадал,
Судьба твоя и смерть необычайны
И гениально все, что ты создал.
Автор: Гиндина В.И