Тема 7. Эстетические идеи немецкой классической философии
I. Эстетика И. Канта
II. Место эстетики в системе абсолютного идеализма Г. Гегеля
III. Эстетика Ф. Шеллинга
Основные понятия: способность суждения, прекрасное, целесообразность без цели, суждение вкуса, возвышенное, разум, моральное чувство, классификация искусств, гений, идея, абсолютный дух, идеал, символическая, классическая, романтическая формы искусства, философия искусства, абсолют.
I. Время разработки немецкой классической эстетики – вторая половина XVIII – первая половина ХIХ в. В ее основе – теоретические концепции И. Канта, Г. Гегеля, Ф. Шеллинга.
Родоначальник немецкой классической эстетики Иммануил Кант (1724 – 1804) в своем главном труде по эстетике «Критика способности суждения» (1790) предпринимает попытку преодоления противоречия между эмпирическим и рационалистическим объяснением эстетических проблем. И. Кант рассматривает эстетику как часть философской науки, но в то же время – каксубъективные условия восприятия прекрасного, анализирует способность суждения как эстетическую категорию. Особенность эстетического чувства И. Кант видит в его бескорыстии. Оно, по Канту, сводится к чистому любованию предметом. Поэтому прекрасное есть предмет незаинтересованного любования.
Вторую особенность прекрасного Кант видит в том, что прекрасное становится предметом всеобщего любования без помощи понятия, без помощи категорий рассудка. В характеристике прекрасного Кант использует также понятие целесообразность. Красота есть форма целесообразности предмета, но воспринимается она без представления о цели. Таким образом, прекрасное, по Канту, есть то, что нравится нам без всякого понятия, своей чистой формой, как предмет всеобщего любования.
Характеризуя категорию «возвышенное», И. Кант отмечает, что онони в какой чувственной форме содержаться не может и касается только идей разума. Возвышенное можно только мыслить, но не созерцать. Если прекрасное привлекает, то возвышенное не только привлекает, но и отталкивает. Основание для восприятия прекрасного, по Канту, – вне нас, возвышенного – только в душе того, кто высказывает суждения, поскольку возвышенное требует «расположения души». Возвышенное – это нарушение меры: возвышенное возвышает, способствует преодолению страха. Кант утверждает, что суждение о возвышенном требует культуры и развитого воображения, является мерилом нравственности человека.
Эстетическое суждение у Канта рефлективно, априорно, субъективно. Эстетическое суждение – это суждение вкуса. Причем суждение вкуса выражает не качество предмета, а душевное состояние того, кто созерцает. Необходимость вкуса оказывается субъективной необходимостью, она коренится в субъекте, в сознании, взятом в эмоциональном аспекте.
Искусство, по Канту, следует отличать от ремесла, так как первое называется свободным, а второе – наемным. Кант создает свою классификацию искусств, в которой он выделяет механические и эстетические искусства. Механическим он называет искусство, реализующее познание. Эстетическое искусство делится, по Канту, на приятное (предназначенное для развлечения) и изящное (содействующее «культуре способностей души»). К изящным искусствам Кант относит изобразительное искусство, поэзию, музыку, утверждая, что эти искусства возможны только через гений, а само художественное произведение есть продукт творчества гения.
Схема 7.1. Признаки, характеризующие гения по И. Канту
II. Проблемы эстетики Георг Гегель (1770 – 1831) рассматривает в таких своих работах, как «Феноменология духа», «Лекции по эстетике». Эстетика Г. Гегеля – это теория искусства. Искусство же, по Гегелю, – это ступень в развитии абсолютного духа, одна из его форм наравне с религией и философией. Оно призвано раскрыть истину в чувственной форме и имеет конечную цель в самом себе. Искусство – это также одна из форм «самопроизводства» человека во внешнем мире. В искусстве абсолютный дух познает себя в форме созерцания, в религии – в форме представления, в философии – понятия. Искусство, считает Гегель, – наименее совершенная форма самосознания абсолютного духа.
Красота искусства всегда выше естественной красоты, поскольку дух превосходит природу. Красота, по мнению Гегеля, – чувственная форма истины и искусство использует чувственный материал. В свою очередь, художественное произведение находится между непосредственной чувственностью и мыслью, принадлежащей области идеального. В искусстве чувственное одухотворяется, а духовное получает чувственную форму. Также Гегель отмечал, что эстетические отношения антропоморфны, а красота всегда человечна.
Гегель впервые проанализировал искусство как целостный, диалектически развивающийся во времени процесс. В ходе исторического развития, согласно системе Гегеля, имеет место возникновение и крушение трех различных типов искусства: символического (Древний Восток), классического (Античность), романтического (с конца средневековья до начала ХIХ в.). С этими типами искусства Гегель связывает систему развития искусств, различие которых обусловлено различием их материала. Вместе с тем, Гегель полагает, что формы искусства – это ступени идеала.
Началом искусства Гегель считал архитектуру, форма которой символична: здесь материальное преобладает над духовным. Классическое искусство – это скульптура, являющее идеал гармонии духа и материи, формы и содержания. Классическое искусство составляет, по Гегелю, высшую ступень художественного развития человечества. Романтические искусства – музыка, поэзия, живопись: содержание здесь преобладает над формой, дух над материей. Именно на романтическом этапе происходит распад искусства, упадок идеала. Гегель отмечает, что подлинное поэтическое начало в искусстве есть ни что иное, как идеал. Идеал является действительностью искусства, его осуществлением: он мыслится неразрывно с образом человека. Красота для Гегеля – сфера искусства, где прекрасное реализует себя в качестве идеального через его художественное воплощение. Именно в идеале концентрируется Гегелевское понимание прекрасного, которое требуется как чувственного выражения идеи в конкретной форме .
III. Если И. Кант следовал традиционному пониманию эстетики как учения о чувственности – ощущениях, восприятиях, представлениях, то Фридрих Шеллинг (1775 – 1854) рассматривал эстетику как умозрительную теорию искусства. Он поставил вопрос о создании новой области эстетики – философии искусства как сферы сотрудничества между божественным абсолютом и философствующим разумом в рамках исторического развития. Во главу угла всей своей философии Ф. Шеллинг ставит художественно-эстетическое созерцание и создает теорию абсолютной свободы творчества в искусстве: именно в искусстве, в эстетической деятельности тождественность объективного и субъективного находит наивысшее выражение.
В своей центральной работе по эстетике «Философия искусства» Шеллинг развивает
романтические принципы свободы, творческого духа и утверждает идею превосходства искусства над природой. В искусстве он видит высшее проявление мирового духа, объединения духа и природы, объективного и субъективного, внешнего и внутреннего, сознательного и бессознательного, необходимости и свободы. В рассмотрении искусства и эстетических проблем Шеллинг применяет диалектику, конструируя идеальную модель мира искусства, в основе которой лежит абсолют. Роды и жанры искусства воспроизводят это абсолютное, а сама красота, по Шеллингу, – это выраженная в конечном бесконечность абсолюта, в том числе двух рядов абсолюта в искусстве – идеального (поэзия) и реального (музыка, архитектура, живопись). Абсолют, облаченный в конкретные чувственные формы, являет мир красоты и искусства.
Целью своей философии искусства Шеллинг видит в созерцании всей красоты первообразов всего прекрасного, наконец, Бога как универсума в полноте всех его идеальных определений. Философ систематизирует эстетическое своеобразие видов искусства, жанров поэзии (элегия, идиллия, драма, эпос, поэма), обращается к конкретным образцам творчества Петрарки, Данте, Рафаэля. Рассматривая искусство как область поисков философской истины, Шеллинг утверждает, что только талант и гений способны овеществить идеальный мир, который в качестве вечных понятий содержится в Боге. Эстетика Шеллинга стала теоретическим обоснованием новой концепции искусства, объединяющей философию, религию, науку, политику, мораль.
Основной тезис. Несмотря на различие систем и методологических подходов представителей немецкой классической эстетики, в их теориях искусства и эстетических воззрениях много общего. Ключевые понятия, определяющие природу искусства, и многообразие эстетических категорий выражают общий для той эпохи взгляд на искусство как на сферу уникального средоточия и равновесия противоположных начал. Смысл немецкой классической эстетики – в трактовке искусства и красоты как некой целостности, способной в силу своей интегративной природы разрешать всевозможные противоречия, быть отражением всей полноты универсума.
А. Ерохин