Связь эстетики с искусствознанием

Искусствознание:

• Литературно-художественная критика (Д.Дидро)

• Всеобщая История искусства (И.И. Винкельман "История искусства древности")

• Теории отдельных видов искусства (музыка, архитектура и т.д.)

• Общая теория искусства (философия искусства)

Разделение этих слоев произошло в 18 веке.

Первый критик – Дени Дидро 18 век

Салоны-выставки в лувре. Дидро начал издавать рукописные журналы с критикой этих картин, выставлявшихся в салонах.

Иоган Винкерман – основоположник всеобщей истории искусства. Написал книгу «История искусства древности».

"Эстетика подобна полярной звезде по отношению к отдельным разрядам искусствознания" (Баумгартен):

1. Эстетика "сверху"(философская) Баумгартнер

2. Эстетика "снизу"(наблюдение отдельных фактов)

Претензии к эстетикам: скучно пишут, абстрактно, эстетики могут идеологические постулаты отстаивать, слишком обобщенно (не о конкретном художнике, а о прекрасном вообще)

Эстетика связана с философией, а это значит, что через эстетику в искусство может проникать идеалогия.

Искуствоведы занимаются сухой конкретикой, а эстеты в частности и философы в общем занимаются больше абстракционизмом.

Эстетики: Лосев (филолог), Бахтин (литературовед-упадок искуссттва связан с тем, что литературоведы не изучают эстетику), Выготский (психолог, "Психология искусства"), Аверинцев (культуролог, литературовед).

Пренебрежение культуроведов эстетикой не характерно для крупных представителей

Эстетика тесно связана также и с психологией, с философией культуры, с этикой.

Конкретная взаимосвязь эстетики и искусства наглядно проявляется в художественной критике. Эстетика является теоретической опорой критики; помогает ей верно понимать проблематику творчества и выдвигать аспекты, согласующиеся со смыслом искусства для человека и общества. На основе своих выводов и принципов, на основе установленных закономерностей эстетика дает критике возможность создавать критерии оценки, оценивать творчество с точки зрения актуальных требований, связанных с развитием общественных и ценностных аспектов.

Билет 4. Учение Платона о прекрасном

1 Учение Платона о прекрасном

2 Платон о своеобразии искусства и его образа в обществе

3 Платоновские принципы о воспитании

Платон :

-90е 4 века – ранний период

-80е – переходные года

-70-60 4 века – зрелые года

-50е 4 века – поздние года

1 и 2 периоды – сократические.

"Гиппий Больший": что такое прекрасное? Встречает Сократ Гиппия (софист) и спрашивает, как тот живет. Гиппий:учу молодежь прекрасному. Сократ: объясни, что такое прекрасное. 5 различных вариантов, что такое прекрасное.

Постановка вопроса об общем понимании прекрасного. Прекрасная девушка, животное, лира, горшок. Критико-аналитическое рассмотрение:

• красивый предмет становится тогда, когда он сделан из драгоценного материала, но половник из дерева будет прекраснее.

• Прекрасное как подходящее: одежда, украшения; кажимость прекрасного - человек без украшений уже не будет прекрасным.

• Прекрасное как пригодное (функциональное, целесообразное): пригодно может быть и для плохих целей - нельзяназвать прекрасным. Скорее, полезное. Медная статуэтка чтобы колоть орехи.

• Прекрасное как чувственно-приятное: кроме зрения и слуха есть другие органы чувств; прекрасное для слуха и прекрасное для зрения -необъединимы в одну категорию.

Источник прекрасного не в самих чувственных вещах, а за ними.

- вещи изменчивы, понятия - вечны

- понятия однозначны

- вещи многообразны

- понятия существуют объективно

• В прекрасных предметах есть мера, ритм, гармония - Платон отвлекает эти свойства и придает им самостоятельное существование - это идеи. Если вещи причастны этим идеям, то они прекрасны. Идея прекрасного само по себе.

• Каждая чувственная вещь имеет соответствующее ей понятие. Понятия могут быть менее и более общими. Самая общая и высшая идея Блага, далее справедливость / добро, далее прекрасное (как проекция блага). Субъективное переживание блага не является критерием общего блага.

• Прекрасное - та объективная мера, которая заложена самим благом. Эта мера доступна созерцанию.

• Благо это то, что вносит упорядоченность в окружающий мир. То, что вне мира, но создет мир.

Благо<->справедливость<->прекрасное

Благо в отличии от справедливости доступно созерцанию.

Лестница красоты:

4. Красота чувственных вещей.

3. Красота геометрических фигур.

2. Красота умственных, интеллектуальных загятий.

1. Изучение понятие самой красоты.

Платон - отец идеи символизма, тк идеальное по Платону не полностью воплощается в чувственные вещи, есть некий зазор. Платон уделял внимание и воздействию красоты на объекты.

"Федон", "Пир", "Федр" написаны в форме легенд, сказаний, период зрелого творчества Платона.

"Пир": воздействие красоты на человека. Несколько собеседников, пир по поводу победы на состезании трагических поэтов. Кто-то выдвигает идею, что не нужно пить, тк недавно пили и не отошли еще, а лучше поговорить о Эроте-боге любви. И каждый возносит хвалебные речи Эроту. Выступает и Сократ.

1. Связал идею красоты с эросом- любовью и с творением чего-то нового. Все новое творится из любви, а в основе любви лежит стремление к прекрасному – сердце эроса.

2. Область красоты двойственна. Существует красота телесная и духовная. Существует две Афродиты(Урания-небесная и Пандемос – общенародная) и два Эрота. Эрот как бы не бог, среднее между богами и людьми - гений; потому что он противоречив, был зачат на пиру в честь Афродиты.

3. Есть два типа людей: обладающие красотой и стремящиеся обладать ею.

4. Отношение к красоте: созерцательное и деятельное.

5. Человек смертен, а через созидание бессмертных творений он приближается к божественному.

6. Стремление к красоте, к любви и созиданию нового - общее у всех людей.

7. Добро и красота могут и противостоять друг другу.

Вывод: очень светлое, радостное переживание красоты

Справедливость и красота могут протеворечить друг другу.

Платон о своеобразии искусства и его роли в обществе.

"Ион": Ион - это рапсод (историческое лицо, исполнение эпических поэм играло роль уроков истории, этики и многого другого, очень ценилась профессия рапсода). Сократ встречает Иона: что должен знать и уметь художник? Ион: я творю и мне, и людям приятно. Сократ: хорошо, что ты не можешь объяснить, ты истинный художник; потому что творишь не разумом.

• Творчество является безотчетным, творит его муза: пока муза в человеке - он творит. Ибо известны случаи, когда человек создал всего одно прекрасное произведение и больше ничего (муза вселилась и улетела).

"Федр": художественное творчество это неистовство (доля безумия):

1. Прорицательское неистовство. (От Апполона)

2. Религиозное неистовство (от празднеств Диониса). Сатиры, менады (влюбленные до иступления в Диониса).

3. Неистовство от муз.

4. Любовное неистовство.

"Поэт это существо легкое, крылатое и священное. И особенность поэтического безумия - поэт высказывает в нем те мысли, которые в здравом уме не выскажет."

"Творения здравомыслящих затмятся творениями неистовых".

Платон рассматривает творчество как иррациональный процесс. НО

*Если бы Ион надеялся только на приход музы, он бы просто сидел и ждал. Однако он постоянно трудится.

*Все художники имеют в уме идею красоты, а это умозрительный процесс.

*Ораторское искусство - можно ли ему научить так, чтобы человек произносил речь везде. Нет. Юридические, политические и др ситуации предполагают знания соответствующей области.

Отношение Платона к искусству двояко: существует мир вещей и мир идей. Посредник между двумя мирами - человеческая душа. Искусство есть то, которое ориентируется на мир идей - положительный. Ориентир на чувственные вещи - ценит не высоко. Платон - резкий критик подражательного искусства.

Мимесис - отражение, отображение, воспроизведение, имитация. Подражательное искусство - невысокое, меметическое. Аргументы:

1. То, что создает художник-подражатель, находится на третьем месте от бытия. Бог - идею кровати,ремесленник - конкретную кровать, художник - срисовпл копию кровати.

2. Создание не вещи, а ее видимости, кажимости.

3. Такой художник может не знать сути вещи, а лишь ее внешний облик.

4. Меметическое творчество не создает нового. (Актерское перевоплощение аномально).

5. Подражательное искусство может принести моральный вред, ибо во всем есть как хорошее, так и плохое.

6. Знатоками и ценителями искусства могут быть избранные, а не все.

Т.о. Мимесис как подражание идеям - положителен, вещам - отрицательно.

Платон стремится к стабильности. Платоновские принципы воспитания средствами искусства.

"Государство":

1. Философы (правители).

2. Воины (стражи).

3. Ремесленники и земледельцы.

Воспитание воинов: гимнастическое и духовное; духовное при помощи мусических искусств (влияющих на духовное состояние): поэзия, музыка, танец. Цель воспитания - облагораживание молодых людей двух типов: женственных/робких и буйных;задача искусств - уравнять их. Свободу искусства обществу давать нельзя, нужно чтобы правители управляли и искусством. Критерий - образ нравственного человека. Если эстетические и нравственные оценки придут в противоречие, то приоритет за нравственным. Этическое начало приоритетно.

Нельзя оценивать философские идеи вне принципа историзма( у Платон попытка продлить жизнь полиса) . Он не только создал утопию, но и стремился ее реализовать. Прехал на Сицилию в Сиракузы к Дионисию с предложением руководить по его идеям. Его продали в рабство, но ученики выкупили .Снова поехал к Дионисию младшему , но и эта попытка плохо закончилась.

Лосев" Платоновский идеализм "

Этику ставит выше эстетики.

В "Апологии Сократа" :

Сократ стремился жить согласно собственным убеждениям . Учил бесплатно. Адресовал свои поучения всем, а не отдельным людям. Был готов поменяться ролями со своими учениками.

Билет 5.Аристотель( 384-322 до н э)

1 . Причинность , целесообразность и совершенство как объективные основы прекрасного по Аристотелю.

2. Теория искусства Аристотеля . Дополнение к учению о прекрасном.

3. Аристотель о принципах художественного воспитания.

Выступил критиком учения об идеях.

1 у Платона оказались разорванными идеи и чувственные вещи

Пример: идея девушки не присутствовала в самой девушке.

Сократ - порожден не из идеи

Учение о 4 видах причин:

- материальная

- формальная

-движущая

- целевая

чтобы вещь могла существовать, все 4 причины должны существовать

телеология – учение о целях

Следствия:

- реабилитация познания зачем изучать чувственные вещи,(емли можно их припомнить

-онтология Аристотеля носит деятельный, действенный характер

Что-то существует, если оно действует, функционирует.

Один из первых поставил вопрос об объективных оценках прекрасного,основа прекрасного: целесообразное совершенство-если в каждую вещь заложена цель и она может полностью удовлетворить эту цель, она совершенна

Каждая вещь может достигнуть его , если ничто не помешает.

Признаки прекрасных предметов :

1 упорядоченность

2 величина , соразмерная субъективному восприятию

3 целостность , единство

Если польза просчитывается, то красота прекрасна сама по себе.

В добре больше проявлено деятельное начало, чем в красоте.

Добро не объект созерцания, а качество деяния.

Единение добра и красоты – калогогатия-прекраснодоброе.

Теория искусства.

Работа " О поэтическом искусстве"

Сталкиваются 2 принципа в поэтике:

- реабилитировал познание чувственных вещей , когда есть подражание, есть и сходство

- деятельность

- причинная связь событий

- соответствие жизненной необходимости или вероятности

- психологическая убедительность

Связь событий должна подчиняться необходимости или вероятности.

Поэзия философичнее истории. Поэзия изображает то, что могло бы случиться .

Поэзия обобщает и показывает наиболее вероятное и становится выше истории.

Критерий правдоподобности – художественный детерменизм.

Виды, роды искусства подчиняются принципу действительности. Способы подражания могут быть разными . Трагедия подражает лучшим людям, драма- обычным, комедия- худшим.

Танец подражает посредством ритма, музыка посредством гармонии.

Черты трагедии:

- подражания важному и законченному

- подражание , производимое речью

- подражание, производимое действием

- каждый жанр вызывает специфическое удовольствие , трагедия направлена на очищение посредством страдания и страха- катарсис.

Трагедия состоит из 6 частей:

- фабула( этим греческая трагедия отличается от поздней трагедии)

- характер

- мысли

- речь

- сценическое оформление

- музыкальное оформление

Вопрос о катарсисе.

Диалектическое строение трагедии , разрешении противоречий происходит на эмоциональном уровне.

Вторая причина- проблема смыслового богатства.

Критика:

Онтологизм( нет художника как творца)

Жесткий нормативизм

Подчинение художественных творений принципам вероятности

Жесткое единство

Эстетика Аристотеля в сравнении с эстетикой Платона смягчена.

Хорошие произведения создает художник одержимый или одаренный

Аристотель терпим – его главный принцип – изображение событий согласно необходимости.

Целезообразное совершенство – основа красоты по Аристотелю

В воспитании должно быть прекрасное, а не дико- животное; присутствует диалектика – учение о противоречиях.

Различаются и типы людей: свободные люди, ремесленники и др.

Необходимо искатьзолотую середину в обучении музыки.

Музыка полифункциональна: чувственные ощущения и нравственное совершенствование, заполнение досуга.

Мелодии: практические ( что- то вроде маршей), этические , энтузиастические( приводят к музыкальному катарсису), вялые ритмы.

Совершенство – то, вне чего не отброшено, что подобает данному предмету; качественный уровень, кот нельзя превзойти; когда придмет пришел к хорошему, совершенному концу.

Аристотельсоздал учение об Уме, которое есть первое в античности учение о самодовлеющей эстетической ценности. Ум — нематериален и очень далек от материальных воздействий на материю. Тем не менее, он выступает в качестве перводвигателя, оформителя всего существующего, всей действительности. У него даже своя собственная, а именно умопостигаемая материя. Он — идея всех идей, и он осмысляет собою решительно всякую реальность. Ум — это вполне самодовлеющая ценность, которая для своего обоснования совершенно не нуждается ни в каких других ценностях. Но зато он сам является принципом ценности для всего существующего, и все существующее прекрасно только благодаря своему приобщению к этому Уму.

Билет 6Кант. (1724-1804)

" кенигсбергский мыслитель"

1 философские предпосылки эстетки Канта

2 аналитика прекрасного и аналитика возвышенного по Канту

3 кантовское учение о специфике искусства

Докритический период. Сначала стоял на философии просвещения, небольшая работа " Наблюдение над чувствами прекрасного и возвышенного" . Читать интересно, но большой глубины нет. Речь идет о том, что чувство прекрасного чаще вызывается в женской половине человечества, а чувство возвышенного больше развито у мужчин. У разных народов развито по – разному: немцам присущи оба чувства, славян-ни одно.

Критический период. 3 работы , начинающихся со слова " критика". Перешел с позиции догматизма к критицизму. " Юм пробудил меня от догматического стая". «Я произвел с философией нечто такое, что Коперник произвел с астрономией»

- критика чувственного восприятие (Нужно учитывать, что все не так, как кажется)

- учитывание роди субъекта (нужно учитывать не только объект, но и судьект)

Своеобразие философии Канта выражаются в 3 терминах:

Понятия:

- априоризм

Априори- до опыта, апостериори- после опыта.

Познание определяется не объектом, а субъективными человеческими способностями. Наша восприимчивость настроена на упорядоченность.

- агностицизм

учение о полной или частичной непознаваемости явлений

         
Разум Цель Свобода Практический разум /этика Мир " вещей в себе " (непознаваем)
Чувственное воспр.+ рассудок Причина Детерминизм Теория познания Мир явлений

-антиномизм – (анти-не; номос-закон) противоположные суждения равнодоказываемые.

" В мире есть свобода "

Кант является крупным диалектиком.

Есть эстетические и естественно- научные суждения. Но эти понятия порой смешиваются .

Эта роза прекрасна . – пример эстетического суждения

Медь - металл.

Принципы эстетических суждений: -4 момента вкуса эстетического сужения:

-,принцип незаинтересованности

- суждение о красоте предполагает большую убежденность в этом у субъекта

- всеобщность на субьективном основании-прекрасное нравится всем, но без последующего познания

- выяснение связи между красотой и целесообразностью - целесообразность не может быть основой красоты

3 вида целесообразности:

Внутренняя целесообразность( совершенство), внешняя целесообразность, моральная целесообразность( человек соответствует своему внутреннему предназначению)

Основу прекрасного составляет целесообразность без цели . Условная , формальная целесообразность

Красота – форма целесообразности предмета

Прекрасное познается как предмет необходимого удовольствия

Это свободная красота.(цветы, оперение птиц, орнаменты на обоях) - ничего познавать не надо, просто радует глаз

Обусловленная красота – присвободной красоте нужно учитывать и целесообразность.

кант анализирует суждение о возвышенном,оно носит незаинтересованный характер. Звездное небо над головой и нравственный закон во мне.

Принцип всеобщности на субъективном основании

Источник возвышенного в человеке. В человеке есть чувственные влечения и есть духовные

Возвышенные-нравственные поступки – поступки с преодолением духовного над чувственными влечениями

Возвышенное – предмет необходимого удовольствия

В Случае возвышенного будет больше споров

Для оценки нужен духовный компонент, а он не у всех развит

ДВА ВИДА ВОЗВЫШЕННОГО:

1 математические (предметы неохватные(небо))

2 динамические (предметы, угрожающие нам (гроза))

По Канту возвышенное носит гуманистический характер

Антиномия – по поводу одного объекта существуют 2 противоположных суждения

Антиномия вкуса:

1 о вкусах не спорят

2 на вкус и цвет

Тезис-суждение вкуса основывается на понятиях – полимизировать можно

Антитезис – суждение не основывается на понятиях

Синтез – оба тезиса праведливы, просто у этих тезисов разные понятия:

-вещь в себе

-основывается не на обычных понятиях -> диспутировать нельзя, спорить можно.

Искусство

Изящное искусство – искусство гения

Прежде всего интересует субъект - гений.

Способности :

Воображение

Рассудок

Разум

Рассудок+ воображение= вкус к прекрасному

Воображение : продуктивное и репродуктивное

Воображение + Разум( способность создавать Идеи) = Дух

У Канта нет понятия художественного образа.

Гений – прирожденные задатки души, через кот природа дает задатки правил.

Эстетическая идея – то представление воображения, кот заставляет много думать, но ни в каком понятии это не выразится и ни в каком языке не скажется.

Эстетичекая идея = худ образ.

5 особенностей гения:

- оригинальность

- образцовость

- безотчетность

- законодатель в практике искусства

-синтез свободы

- природа и искусство являются мерилом друг для друга

ФункцииЙ искусства:

- гармонизирует природное и социальное начала в человеке

- развитие общительности( коммуникативная)

- воспитание чувственной культуры ( нравственное и художественное восприятие действует в одном направлении, но их нельзя отождествлять; красота окультуривает чувственность, но не гарантирует высокой нравственности)

Красота – символ нравственности

Классификация видов искусств:

Основа - принцип речевого общения людей( слово, жест, тон)

1 словесные ( поэзия , красноречие)

2 изобразительные (живопись пластика)

-архитектура

-живопись

3 искусство изящной игры ощущений ( музыка)

Делит искусства на свободные(поэзия) и прикладные(ораторскиое искусство)

Выше ценит свободные .

-Отдельные виды искусств обладают достоинствами и недостатками.

Недостатки музыки: мимолетность, невежливость.

- на первом месте - словесные, на 2 - изобразительные, на 3- музыка.

В живописи главное средство - рисунок.

По силе воздействия:1-словесные, 2- музыка, 3 - изобразительные

Для романтиков главное – музыка.

Заключение:

У Канта свободная красота , а не материальная.

Много смежных явлений: наука , религия, нравственность.

Искусство - это искусство. У него есть своя специфика.

Кант не был хорошим знатоком искусство , но очень тонко прочувствовал его особенности интуитивно.

Неклассическая эстетика - антикантовская. Кант выразил классический этап в развитии эстетики.

Билет 7.Гегель(1770-1831)

1 Учение Гегеля о прекрасном

2 Гегель об исторических формах художественно- прекрасного и дальнейших судьбах прекрасного.

3 Искусство как освоение трагического

4 Эстетическое наследие Гегеля и современность

Прекрасное - это чувственное воплощение идеи. Идея в образе.

Гегель обьективный идеалист. В основе всего - некая Идея.

Идея, оформленная соразмерно своему идеалу,

Особенность эстетики – философия искусства

В основе всего- понятие( идеальное начало) , которое является творческим. Копия- это деградации идеи( кровать- копия кровати) . Если понятие не породило чувственного образа, то оно так и останется понятием. А если да - то воплотится как идеал( = прекрасное)

Прекрасное( идеал)идея оформленная соразмерно своему понятию.

Везде, где есть живое и везде, где есть индивидуальность – места, где есть несовершенная красота.

Прекрасное в природе тоже существует, но оно несовершенно.

1 понятие прекрасного- это теория художественно прекрасного

2 антинормативнось , т к прекрасное- это нечто одухотворенное. В этой категории понятия типа симметричности не уместы

3 в отличие от Канта , понятие прекрасного содержательно и включает познавательный момент, момент истины . " Идеал" -прекрасное( от идеи к индивидуальному материальному воплощение . Истина и красота неразделимы.

4 красота связана со свободой

Исторические формы развития прекрасного:

1 Символическая форма искусства ( Искусство Древнего Востока- неадекватно идее искусства , незрелость, несовершенство, предполагает некоторое угадывание ;художники не могут создавать совершенные произведения искусства, т к сама идея искусства не созрела)

2 Классическая форма искусства ( искусство Греции и Рима, искусство как таковое- цветущее и созревшее) Прекрасная свободная индивидуальность .

Гегель считает, что вселенной движут субстанциональные силы. Объективный пафос- общая идея становится личной страстью. Доминирующий вид искусства- скульптура.

Причины разложения:

- социальная ( положение полиса достаточно шатко)

- культурная( образы становились антропоморфическими, конкретизированными ; появление сатирического отношения к искусству)

3 Романтическая ( послеантичная, христианская эпоха; духовное содержание конкретизировано и детализировано, ему тесно в индивидуальных воплощениями , преобладание духовного над чувственным- живопись, музыка, поэзия;

тенденции:религиозные сюжеты и рыцарство; расширение области изображаемых предметов ; художник не обязан проникаться , может оставаться в стороне) Романтическое искусство – преобладание духовного над чувственным. Уход во внутренние чувства человека.

Религиозные сюжеты.

Рыцарство: честь, любовь, верность.

Романтическое искусство расширяет область доступных сюжетов.

Каждая историческая форма приходит к разложению.

Приходи к распаду, когда формы искусства чрезмерно обособляются

Причины разложения:

- появление иронии; субьективное возвышение над предметом;

кризисы искусства связаны со сменой состояния мира

Гегель выделяет поэтическое (век героев) и прозаическое (буржуазный век)

Раз уходит свобода, значит уходит почва для искусства

Происходит возрастание рационального подхода к искусству->причина кризиса.

В рамкахромантического искусства Гегель выделяет свободное

- приходит к распаду, когда формы искусства чрезмерно обособляются

историей движут субстанциальные силы, Герои имеют личную привязанность, личные страсти, объективный пафос – есть личные страсти, но и взаимопомощь.

.

- появление сатиры

Каждая историческая форма приходит к разложению.

Приходи к распаду, когда формы искусства чрезмерно обособляются

Уход во внутренние чувства человека.

Религиозные сюжеты.

Рыцарство: честь, любовь, верность.

Романтическое искусство расширяет область доступных сюжетов.

Роман – эпос буржуазного искусства

Благодаря эстетике Гегеля, идея рассматривания искусства в контексте его развития окончательно утвердилась .

Не надо пытаться возродить то, что ушло.

Даже цветущие эпохи являются исторически преходящими .

Прогноз на будущее: искусство относится к трем формам абсолютного духа ( искусства, религия, философия) и находится на нижней ступени, т к связано со способностью созерцать; религия- представление ; философия- понятие (это чистая мысль, высшая форма абсолютного духа) Должен произойти переход от искусства к религии , от религии к философии, т е искусство и религия отойдут на периферию.

" Общее состояние мира " , " коллизии " - нарушение равновесия . Обоснование искусства как раскрытия противоречий.

Трагедия- не результат случайных столкновений. Она имеет глубокие исторические корни . Возникают субстанциональные идеи, которые требуют реализации. И они прирастают к разным душам. Обе стороны одинаково правы. ( судьба Сократа: прав и Сократ и те, кто его осудил )

Гегель абсолютизировал цельность.

- устойчивость мира

- учитывание своих возможностей ор

Свобода- это познанная необходимость.

Билет 8.Серен Кьергегор(1813-1855)

1. Предварительные размышления о Кьергекоре

2. Критика эстетизма. О принципах единства эстетического и этического начала.

3. Демоническое в человеке как негативное проявление его свободы.

4. Кьеркегоровское преодоление этического начала религиозным. Паратрагическая

Не был чистым эстетиком . Очень многогранная фигура. После смерти Гегеля в 1831 его слава продолжала расти, в 1843 появился никому неизвестный мыслитель , датчанин, который выступил критиком Гегеля. Его труд назвался " или- или". Слушал Шеллингера.

Критиковал диалектику. Гегелевская диалектика понятийная, но задача философии ориентироваться не на понятия, а на личность .

Гегелевская философия воплощает олимпийское спокойствие и оптимизм и покоится на объективной необходимости. Кьергегор ориентируется на отрицательные черты человеческой природы( напр. страх)

Противоречия по К. Имеют тенденцию к усилению, а не уменьшению как у Гегеля.

Обосновал иррациональную диалектику.

Критиковал систематический стиль философствования. Говорит " я вообще не философ, скорее психолог, наблюдатель за человеческими поступкам , я не буду создавать системы" Экзистенциализм . Его назвали христианским экзистенциалистом. Его идеи развивал Бердяев и Шестов. Затем Сартр,Камю, Хайдеггер, Ясперс. Эта философия ближе к читателю.

Материалы для размышлений :Библия, мысленные эксперименты, классическая литература. Неважно откуда, главное этот материал должен быть близок каждому читателю.

Не высказывают свою точку зрения однозначно .

Нововведения в понимании религии:

- то , что мы знаем на земле, не то же, что и на небе

- вера не что- то оптимистичное; к религиозной вере обращаются когда все потеряно.

- алогичность веры

Это у людей есть невозможное , для Бога не возможного нет.Богу все подвластно. Драматизм религиозной веры.

Эстетическое начало без этического может принести только вред.

Эстетическое начало- все то, что проистекает в человеке из его чувственной склонности. Оно дается от Бога и природы.

Этическое начало- это то, что человек сам их себя делает.

Чередой свободных выборов человек формирует сам себя.

Эстетический человек идет за своими желаниями.

Особенно радикально он пересматривает этическое начало. Личность является абсолютом, имеющим свою цель и задачу в самом себе.

Диалектические моменты:

Любовь к Богу- одна сторона медали, сознание своей вины- другая.

Духовые взлеты любого человека предваряют отчаяние.

Зло не только извне, оно внутри самого человека.

Слабое место в том, что нет объективных критериев

2 типа эстетики:

1 тип Нейрона: следование чувственным потребностям , наслаждениям ; итог - отчаяние

2 Йоханес: рафинированный , утонченный; стремление влюбить в себя и отказаться; более одухотворенный, но односторонний и отрицательный

меланхолия – отчаяние из-за погони за удовлетворением собственных потребностей (утрата смысла жизни); болезнь духа и изоечивается усилиями духа.

Сначала Этика, потом Эстетика

Утрата смысла жизни, феномен отчаяния. Искание внешних причин:

1 Красота- то, что созерцает с точки зрения эстетики

красота – внутр. Содержание с точки зрения этики

2 Талант-дар природы, нечаянная удача

талант – нравственное понятие, и вырастает он из призвания-склонности к чему-то.

Призвание реализуется в труде, в браке и в дружбе.

3 героизм - Истинно необыкновенным является истинно обыкновенный человек

Проблему выбора он понимает формализованно: лучше, когда человек ничего не выбирает. Выбор должен быть содержательным, а не наобум.

Проблема демонического. Демоническое: деление в христианстве на тело , душу и дух. Демоническое может развиться из телесного( болезни), из душевного ( предпочтение страдать , а не радоваться ) , из духа ( личность может восстать против высших духовных ценностей , богоборчество)

Свойства демонического начала:

-человек, зная, где добро и зло, выбирает зло. Зло ему привычнее.

- зло может быть замурованно в душе, но переодически выплескиваться

- парадоксальность ( тиран хочет иметь друга , но и не может этого вынести в силу убежденности в своей уникальности)

Побочное проявление демонического: из-за христианских отречений появилась потребность к удовольствию как к запретному - эротизм( в музыке - Моцарт)

Демонизм базируется не только на биологическом начале, но и на дешувном и духовном, поэтому с прогрессом человечества прогрессирует и демонизм

Демоническое - реальный факт в жизни человека. Зародыши есть в каждом человеке. Надо с этими началами бороться как будто ты борешься за самого себя .

Трагическое- мысля трагического героя , часто воспринимают его как этическую единицу .

Паратрагическое – высшая степень трагичесности

Высшее начало – религиозное. Такие трагедии освоены человечеством, но есть другие - более личностные ( Авраам, девушка Сарра и чудовище) вывод: единичное выще всеобщего .

Древняя трагедия отличается большой ролью рока, объективных факторов , поэтому вся вина не могла быть переложена на кого- то конкретно. Жалее возрастает роль субьективного( сам виноват) - этизация трагического. Трагическое все чаще заменяется комическим в новое время

- К. проделал огромную работу по обогащению и расширению предмета искусства

- тезис- нельзя считать, что трагическое можно измерять этическим

Билет 9.Владимир Соловьев(1853-1900)

1 эстетика природы

2 философия искусства В. С

3 проблема трагического в истолковании В.С; его отношение к идеям Ницше

Создал философию всеединства. Последователи: Трубецкие, Булгаков , Эрн.

Идея всеединства, всеединая идея, идея достойного бытия.

Бог решил преодолеть тот разлад , который существует в нынешнем состоянии действительности. Это состояние антиидеально. Сквозь это хаотическое состояние пробивается Божий замысел всеединства - это полная свобода составных частей в совершённом единстве целого. Положительное единство - отсутствие насилия , каждая вещь займет ровно столько места , сколько ей нужно и не больше.

Идея троичности Божества:

1. Бог- отец , первосущность (бог замыслил мир)

2. Логос- божественное слово( существуют идеи, понятия, но нет вещей)

3. София, премудрость ( воплощение идей, доступных для восприятия)

Желаем всеединства: добро

Мыслим -------//-----: истина

Созерцаем ------//----: красота

Существует единство добра , истины и красоты. За этим стоит общая идея всеединства. Мы желаем всеединство- добро мы мыслим всеединство- истина , мы созерцаем всеединство- красота.

Красота в природе.

Если бы Бог создал красоту сам, то все вещи были бы красивыми, но он вкладывает в вещи движущие силы , которые ведут к всеединству. Бог дает только направление к движению. Мир сейчас находится в антиединстве, но Зерна всеединства уже складываются ( закон Всемирного тяготения , единство питания и размножения) Эволюционная лестница понимается религиозным замыслом Бога.

- объективность красоты ( красота может быть и в животном мире)

- бескорыстное переживание красоты

Красота в природы это чувственное воплощение одной абсолютно объективной всеединой идеи. Красота – преображение материи через воплощение в ей сверхматериального начала, реализуется по ступенькам. Эта ступень должна быть чувственно воплощена , выражена.

Трудности теории красоты

- существует эстетическая лестница и эволюционная лестница - пересекаются ли они ? Соловьев останавливается на том , что параллелизма нет, ( алмаз и червь)

Красота- это преображение материи через преображение в ней сверхматериального начала. Одухотворение материи происходит не без борьбы ( уголь и алмаз) в процессе сопротивления материального возможны степени красивого.

Но:

- в животном существе нет ничего кроме идеи жизни( только желание есть)

- регресс ( дикая и домашняя свинья)

Красота- духовная телесность .

Срывы неодухотворенной материи случаются чаще в человеческом мире.

Если животное творит зло, оно может быть прекрасным.

Если человек творит зло-оно безобразное.

Философия искусства. Реальное и идеальное. Реальное нас окружает , идеальное- это будущее к которому нас ведет Бог. Если мы показываем предметы в сфере идеального- это прекрасно.

Способы:

1. Усиление данной красоты ( рафаэль: Мадонна)

2. От противного( изображение безобразного так , чтобы понять прекрасное)

3. Музыка и лирика в читом виде

Трагическое, комическое, эпос и т д Основывается на синтезе идеального и реального.

Соловьев против искусства ради искусства - более высоким является реалистическое искусство. Однако в реализме мало идеального начала. Статья " первый шаг к положительной эстетике " ( обращаясь к Чернышевскому)

Идеал- это синтетическое понятие.

"Три речи в память Достоевского". Считает Достоевского праобразом искусства будующего. Нынешнее состояние искусства считает кризисным, так как раньше оно ориентировалось на религиозное сознание. А сейчас оно позиционирует себя как самоценность - причина упадка. Современники Достоевского - Гончаров, Толстой - однако Достоевский в большей степени впитал в себя нравственный, христианский идеал. Идеал - это как проектор, освещающий путь; будут и тени, и светлые пятна. По Достоевскому правильный вопрос не «что делать?», а «кто делает?».

Преимущества христианского идеала:

1.Человек может пасть очень низко, но восстать из этого провала покаявшись.

2.Цель христианина - братство всех людей.

3.Путь ненасилия, путь свободного присоединения человека к богочеловечеству.

Проглядывает также социалистический идеал( идеал муравейника), который предполагает насилие , передача несовершенства во внешний мир.

Идеал христианства – идеал максималистский (по Крутоусу)

В.С. стремится разрешить проблемы несовершенными методами среди несовершенных людей

Функции искусства :

1 Искусство соединяют природу и божественный мир, сущее и должное, духовное и материальное. 2 Одухотворяет материальное

Цель- осуществление абсолютной красоты , создание единого вселенского духовного организма.

Искусство ограничено в своих возможностях одухотворения. Оно служа духовному просветлению должно войти в союз с церковью.

Идея единения трех ветвей православия: католицизма, протестантизма и православия

Принцип теургии- творчество человека совместно с Богом.

Наследует афоризм Достоевского " Красота спасет мир" в духовном смысле.-красота как одухотворенная материя

Очень русский философ . Католики и иудаисты оппоненты православных людей. Раз Бог допустил такое положение дел, значит, оно оправдано. Русские люди должны делать первые шаги на встречу , пытаясь достигнуть паритета .

Проблема трагического отношения Соловьева к идеям Ницше.

Федотов написал , что Соловьев не предвидел трагедии. Главный труд Соловьева " Оправдание добра"

Две эпохи трагедии:

-языческая трагедия

-христианская трагедия

Виды трагедии:

-трагедия общей необходимости( материнской и отцовское право)

-трагедия индивидуального характера ( " Гамлет" Шекспира)

- и общественная, и личная одновременно ( судьба Сократа, судьба самого Платона )

Истоки трагедии " Антигоны Софокла", Гегел считал, что в трагедии правы обе стороны. Соловьев считал , что Нравственные принципы должны быть выше государственных.

Источник трагедии - свободная воля самого человека .

Человек может превратить эту свободу в произвол, между добром и злом выб/рать второе.В статье " Лермонтов" Соловьев говорит , что в России есть ницшеанец за 30 лет до Ницше.

Религиозный фундаментализм . Есть одно верное учение- христианство один тип личности - религиозный христианин. Сразиться на равных с философией Ницше он не мог. Заслугой Соловьева является, что он принял Ницше как достойного противника.

Билет 10.

Постмодернизм – это слом 5ти вековых устоев. С 15-19 в проект модерн. Пересмотр всех устоев, на кот базировались искусства. Новые эстетические теории, принципиально отличающиеся от старых. универсальный и радикальный социокультурный скептицизм нашего времени, переходящий в своеобразную утопическую культурную установку.

Появление поп-арта – яркая харка постмодернизма.

20в- катастрофический век: войны, террор и революции.

Люди хотели найти наилучшую модель и установку для общества и следовать ею. Именно это и есть причина всех войн.

20в-эпоха разума.

Постмодернизм позиционирует себя как антипросвещение. Разум порождает единые проекты. Эклектика как соединение несоединимого-cмесь и многообразие стилей. Хаос. Отрицание всякого единства.

Против философского учения диалектики.Противоречия не улавливают тонких различий. Критика бинарного отношения центр/периферия: центр ничем не лучше периферии, периферия даже интересней. Отказ от центризма. Отказ от шкалы. Постмодернизм переключает все на маргинальные явления. Нет ни истинного, ни ложного – все находится в конвенции.

Принцип игры, пародирования – все факты и концепции нужно принимать как данное, все относительно. Не нужно прикипать душой, а нужно относиться с иронией.

Ж-Ф Лиотар "Постмодернистское состояние", "Ответ на вопрос что такое постмодерн"

Дерида, Делез, Дреяр, Барт, Фуко и др.

Бычков, Маньковская, Мигунов, Пигулевский

Очень заумно, сложно пишут, у каждого свой лексикон.

+Если постмодернизм это скептицизм, то скептицизм - всегда противоядие догматизму - антидогматизм.

+Критика западного капитализма. Безумие – социальное понятие. Безумцы – те, кто не вписываются в общество

+Симулятор – знаки-пустышки

+Прославление западной культуры – апологетика

- Постмодернисткая аппологетика-современная. Постмодернисты противоречат сами себе.

- В культуре они смотрят линейно, если новое родилось, то старое нужно отбросить

- Постмодернизм как общая идея утопичен. Нельзя найти общества в кот не было бы единства.

- Старые ценности отжили, а новые еще не родились, и мы живем в промежутке, в ценностном хаосе. Нельзя говорить, что люди живут без ценностей.

Постмодернистская паралигма обладает как достоинствами, так и недостатками.

Проблема постмодернизма как целостного феномена современного искусства была поставлена на повестку дня уже в 80-х годах западными теоретиками, пытавшимися объединить в единое целое разрозненные явления культуры последних десятилетий. Чтобы объединить многочисленные "постмодернизмы"в одно большое течение, нужно было найти единую методологическую основу и единообразные средства анализа.

Проблема постмодернизма поставила перед исследователями целый ряд вопросов, и самый главный из них — а существует ли сам феномен постмодернизма? Не очередная ли это фикция, результат искусственного теоретического построения, бытующего скорее в воображении некоторых теоретиков искусства, нежели в реальности современного художественного процесса? Тесно связан с ним и другой вопрос, возникающий тут же, как только на первый дается положительный ответ: а чем, собственно постмодернизм отличается от модернизма, которому он обязан помимо всего и своим названием? В каком смысле он действительно "пост"— в чисто временном или еще и в качественном отношении? Все эти вопросы и составляют суть тех дискуссий, которые весьма активно ведутся в настоящее время как сторонниками, так и противниками постмодернизма.

Наши рекомендации