Серебряный век - Конец XIX – начало XX века
Этот период в развитии русской культуры связан с подъемом во всех сферах духовной жизни русского общества. Возрождение лучших традиций русской культуры в самом широком спектре: начиная от науки, философской мысли, литературы, живописи, музыки и кончая искусством театра, архитектуры, декоративно-прикладного искусства.
Символическое начало было главным определяющим содержанием мира и даже более реальным, нежели его конкретное проявление в социальной действительности. Творческая реализация человеком божественного начала, уподобление себя Богу-Творцу. Не познание мира, а его преобразование, не созерцание, а «жизнестроение». Впервые именно Россия стала определять мировую моду не только в живописи, но также в литературе и в музыке. Обращение к античным образцам шло по пути создания своеобразных «Кодов Культуры», трансформировавших современность в вечность, своеобразная ожившая мифология, стирающая грани между культурой прошлого и настоящего. ХХ век ни в одной национальной культуре не дал такого взлета, как в России. М.Ахматова, А.Блок, А.Белый, Н.Гумилев, О. Мандельштэм, Б.Пастернак, В.Маяковский, М.Цветаева – все они взращены серебряным веком русской культуры. Для художественной культуры характерно, во-первых, усиление взаимодействия ее и западной философии (Ф.Ницше, И.Кант, А.Шопенгауэр, Р.Штейнер). Особое место занимает русский авангард. Это прежде всего В. Кандинский, К. Малевич, П. Филонов, М. Шагал.
«Серебряный век» русской культуры начинается «Миром искусства» и заканчивается акмеизмом (материальность, предметность тематики и образов, точность слова.). Художественная элита России тех времен - А. Бенуа, М. Врубель, В. Серов, И. Левитан, Н. Рерих, К. Петров-Водкин, Н. Гончарова и др. Огромное значение для формирования «Мира искусств» имела личность С. Дягилева, мецената и организатора выставок, а впоследствии — импрессарио гастролей русского балета и оперы за границей, так называемых «Русских сезонов». Благодаря деятельности Дягилева русское искусство получает широкое международное признание.
Этапы советской культуры.
Первый этап: 1917 – конец 20-х гг. Это время, когда еще сохранялся диалог культур, эпох, живы были традиции «серебряного века», предпринимались активные поиски новых путей и форм культуры. Характерно: авангардистские течения(пользовались поддержкой власти), разрыв со старым миром. Значительный ущерб культуре нанесла массовая распродажа за рубеж музейных коллекций, разворовывание и разбазаривание дворянских усадеб.
Второй этап: конец 20-х – 50-е гг. Резкие изменения в культуре: негативные тенденции, проявившиеся в первые послереволюционные годы, приобрели чудовищные масштабы. Сталинизм. Сущность сталинизма – это ходячие массовые представления, не отражающие подлинное устройство реального мира, а лишь кем-то желаемое и удобное мнение о мире. Оно не соответствовало действительности, а противостояло ей как параллельная действительность, помогающая одним людям господствовать над другими, а этим другим существовать в придавленном положении, считая себя счастливыми». Главным методом всей художественной культуры провозглашался социалистический реализм. Несмотря на идеологический пресс, в этих сложных условиях создали свои лучшие произведения М.А. Булгаков («Мастер и Маргарита», «Дни Турбиных»), А.П. Платонов («Ювенальное море», «Котлован»), А.А. Ахматова («Реквием»). В музыке расцвело творчество С. Прокофьева, Д. Шостаковича, А. Хачатуряна, И. Дунаевского. В 1947 г. открылась Академия художеств СССР, как главная цитадель социалистического искусства, в котором смешались традиции передвижничества и академического классицизма. Живописцы и скульпторы работали над созданием образа нового человека и часто небезуспешно (например, В.И. Мухина «Рабочий и колхозница»). Среди жанров особо поощрялись парадный портрет, историческая живопись, батальная живопись, бытовой жанр, особенно с темами крестьянской жизни и родины.
Тоталитарная культура. конец 1920-х - начало 1930-х гг. Тотальная политизация и идеологизация; любые "импровизации" и "самодеятельность" деятелей культуры были исключены; модель "социального заказа", о которой еще шли дискуссии в 20-е гг., стала реальностью: производство литературно-художественных произведений и научно-технических открытий ассоциировалось с плановым промышленным или колхозно-совхозным производством. Тем самым осуществлялась унификация и шаблонизация творчества в заданных идейно-политических границах. Культурное наследие то категорически отвергалось и критически переосмыслялось (Л.Толстой), то ставилось в качестве недосягаемого и непререкаемого образца, примера для подражания (музыка Глинки, Чайковского; живопись Репина, Перова; критика Белинского, Чернышевского). «Дух борьбы" постоянно насаждался в культурной политике и самой культуре. В условиях тоталитарной цельности, советская культура находила свои специфические формы проявления культурного плюрализма. Пример великого художника или мыслителя, вступающего в компромисс со своей совестью, страдающего от своей жизненной, подчас житейской слабости и в то же время имеющего силу быть — хотя бы в своем творчестве — самим собой, невзирая на превышающие его личные возможности обстоятельства. (письма вождям). Признанный источник тоталитаризма - фабричная система, превращала человека в механизм, подлежащий дроблению, манипуляции, была зацементирована в России аффективным преклонением перед государственностью и нетребовательностью к жестким правовым ограничениям деятельности общественных институтов.В художественном отношении в 30-50 гг. была осуществлена ликвидация различных художественных течений. Только соцреализм, все остальное – вне закона. Тоталитаризм в культуре породил социокультурную мифологию. Она стала базой советской массовой культуры. Её черты – доступность, вульгаризация любого явления истории или современности, двухмерность и двухцветность взгляда на мир, обожествление вождя героизация населения, псевдооптимизм, упрощенная форма для полуграмотной массы. Социокультурными феноменами стали массовая песня из кинофильма («Волга – Волга», «Светлый путь».)
Эпоха тоталитаризма, пришедшая в историю ХХ в. с тем, чтобы раз и навсегда доказать приоритет политики над искусством, наукой, философией, вообще культурой; над человеческой личностью и ее неповторимым духовным миром; над "вечными" вопросами и общечеловеческими ответами на них, неожиданно для себя натолкнулась на противодействие своим замыслам и планам всей предшествовавшей культуры (включая литературу и искусство, философию и науку, религию и культуру повседневности), исторического прошлого, аккумулированного в традициях и человеческой памяти выдающихся творческих индивидуальностей, вставших на защиту вечных ценностей. Поэтому культурно-исторический урок, преподанный тоталитаризмом ХХ веку заключался совсем в ином: культуру оказалось невозможно политизировать и унифицировать даже средствами беспрецедентного насилия и террора; культуру невозможно переделать в соответствии с идеологическими установками и субъективными убеждениями тех или иных государственных деятелей, даже очень сильных и влиятельных; культура не может стать в ХХ веке монистичной и “одностильной”, а творческая индивидуальность не может быть без остатка интегрирована в безличное массовое движение, в аморфную толпу.
Третий этап: конец 50-х – 60-е гг. «оттепель»- время быстрого роста науки, развития образования (в 1958 г. введен закон об обязательном 8-летнем образовании), демократизации и большей открытости культуры, бурного развития художественной жизни (например, в 1957 г. открыт театр «Современник», в 1964 г. – театр на Таганке; поэтические вечера Е. Евтушенко, А. Вознесенского, Р. Рождественского, Б. Ахмадуллиной собирали огромные аудитории).
Четвертый этап: время крупных успехов в экономике, социальном развитии, культуре. СССР стал второй по мощи державой мира. стремление вернуться к идеалам революции; «западничанье» с некритическим восприятием зарубежной жизни; заигрывание с религией, в том числе и мода на восточные, экзотические культы; ностальгия по идеализированному российскому прошлому; движение за охрану памятников старины; экологическое «зеленое» движение; туризм и бардовская песня; формирование развитой культуры «андеграунда» и другие. В СССР активно развивалось инакомыслие, довольно заметной стала эмиграция творческих людей за границу, а также «внутренняя эмиграция», уход в личную жизнь, усилились проявления девиантного поведения. Определенным символом эпохи стало творчество В.С. Высоцкого.
В 1985 г. началась «перестройка», связанная с именем М.С. Горбачева, переросла в социальную революцию – четвертую в ХХ в. в России. Для культуры этот период характеризуется «гласностью», взрывом интереса к публицистике, пытающейся осмыслить прошлое и настоящее страны и мира, возвращением «забытых имен», лучшим знакомством с мировой культурой, широким развитием студийного движения, выходом на поверхность «андеграунда». Но, все-таки, сколько-нибудь заметных новых ярких достижений в отечественной культуре не возникло: критиковать оказалось легче, чем созидать. В то же время явления распада и деградации приобрели чудовищную динамику.
В идеях и образах российской культуры конца 20- начала 21 века отразилась эпоха – распад СССР и движение к демократии, смена моделей общественного развития и разрыв традиционных связей с мастерами культуры бывших союзных республик, драматическое противостояние ветвей власти в 1993г. и изменения стратегического положения России. Культура по-своему реагировала на противоречия времени: обретенную творческую свободу и резкое сокращение государственных затрат на развитие учреждений культуры, открытость мировому к культурному процессу и снижение общекультурного уровня населения, снятие цензурных ограничений и материальную зависимость от спонсоров и меценатов.
Переход к рыночным отношениям поставил представителей творческой интеллигенции в непривычные условия. С одной стороны, государство сняло все запреты на творчество, но с другой – прекратило финансирование творческой деятельности. Массовое искусство, поп-арт, развлечения.