Особенности методики преподавания ИЗО

Рабочая учебная программа

По ИЗО

Класс

Автор:учитель второй

квалификационной категории

Епифанцева Светлана Олеговна

УТВЕРЖДАЮ:

Директор МОУ СОШ №1 п.г.т. Забайкальск

___________В.И. Сигунова

«___»______________2013г.

Экспертиза программы

Проведена «____»____________2013 г.

Эксперт__________________________

П.г.т. Забайкальск, 2013 год

Изобразительное искусство и художественный труд

АВТОРЫ: Б. М. Неменский, Н. А. Горяева, Г.Е. Гуров, А. А. Кобозев,

Л.А. Неменская, А. С. Питерских

Рабочая программа

(составлена в соответствии со стандартами второго поколения)

Пояснительная записка

Изменение социокультурных условий требует совершенствования структуры и содержания образования в школе, что в свою очередь ведет к поиску новых подходов к преподаванию искусств, позволяющих целенаправленно решать современные задачи художественного образования, эстетического воспитания и развития личности.

Образовательная область «Искусство» (предмет «Изобразительное искусство») ставит Целью курсаформирование у учащихся эстетического отношения к миру на основе визуальных художественных образов, реализации художественно-творческого потенциала.

Задачи курса:

- развитие образного восприятие визуального мира и освоение способов художественного, творческого самовыражения личности;

- гармонизацию эмоционального, духовного и интеллектуального развития личности как основу формирования целостного представления о мире;

- на подготовку обучающегося к основному выбору индивидуальной образовательной или профессиональной траектории.

Изучение изобразительного искусства направлено на формирование морально-нравственных ценностей, представление о реальной художественной картине мира, и предполагает развитие и становление эмоционально - образного, художественного типа мышления, что наряду с рационально - логическим типом мышления преобладающим в других предметах учебной программы, обеспечивает становление целостного мышления учащихся.

Ведущими подходами являются деятельностный и проблемный.

Обучение изобразительному искусству направлено на достижение комплекса следующих результатов:

Личностные результаты:

· в целостно – ориентационной сфере:

- Формирование художественного вкуса как способности чувствовать и воспринимать пластические искусства во всем многообразии их видов и жанров;

- Принятие мультикультурной картины мира;

· В трудовой сфере:

- Формирование навыков самостоятельной работы при выполнении практических творческих работ;

- Готовность к основному выбору дальнейшей образовательной траектории;

· В познавательной сфере:

- Умение познавать мир через образы и формы изобразительного искусства.

Метапредметные результаты:

· В развитии художественно - образного, эстетического типа мышления, формирование целостного восприятия мира;

· В развитии фантазии, изображения, художественной интуиции, памяти;

· В формировании критического мышления, в способности аргументировать свою точку зрения по отношению к различным произведениям изобразительного искусства;

· В получении опыта восприятия произведений искусства как основы формирования коммуникативных умений.

Предметных результатов:

· В познавательной сфере:

- Познавать мир через визуальный художественный образ, представлять место и роль изобразительного искусства в жизни человека и общества;

- Осваивать основы изобразительной грамоты, особенности образно – выразительного языка разных видов изобразительного искусства;

- Приобретать практические навыки и умения в изобразительной деятельности;

- Различать изученные виды пластических искусств;

- Описывать произведения изобразительного искусства и явления культуры, используя для этого специальную терминологию, давать определения изученных понятий;

· В целостно – ориентационной сфере:

- Формировать эмоционально – целостное отношение к искусству и к жизни, осознавать систему общечеловеческих ценностей;

- Развивать эстетических вкус как способность чувствовать и воспринимать пластические искусства во всем многообразии их видов и жанров, осваивать мультикультурную картину современного мира;

- Понимать ценность художественной культуры разных народов мира и места в ней отечественного искусства;

- Уважать культуру других народов; осваивать эмоционально – ценностное отношение к искусству и к жизни, духовно – нравственный потенциал,

аккумулированный в произведениях искусства; ориентироваться в системе моральных норм и ценностей, представленных в произведениях искусства;

· В коммуникативной сфере:

- Ориентироваться в социально – эстетических и информационных коммуникациях;

- Организовывать диалоговые формы общения с произведениями искусства;

В эстетической сфере:

- Реализовывать творческий потенциал в собственной художественно – творческой деятельности, осуществлять самоопределение и самореализацию личности на эстетическом уровне;

- Развивать художественное мышление, вкус, воображение и фантазию, формировать единство эмоционального и интеллектуального восприятия на материале пластических искусств;

- Воспринимать эстетические ценности, высказывать мнение о достоинствах произведений высокого и массового изобразительного искусства, уметь выделять ассоциативные связи и осознавать их роль в творческой деятельности;

- Проявлять устойчивый интерес к искусству, художественным традициям своего народа и достижениям массовой культуры; формировать эстетический кругозор;

· В трудовой сфере:

- Применять различные выразительные средства, художественные материалы техники в своей творческой деятельности.

Связи искусства с жизнью человека, роль искусства в повседневном его бытии, роли искусства в жизни общества – главный смысловой стержень программы. Она строится так, чтобы дать школьникам представления о значении искусства в их личном становлении. Предусматривается широкое привлечение их жизненного опыта, примеров из окружающей действительности. Работа на основе наблюдения и эстетического переживания окружающей реальности является важным условием освоения программного материала. Стремление к выражению своего отношения к действительности должно служить источником развития образного мышления учащихся.

На протяжении всего курса обучения школьники знакомятся с выдающимися произведениями архитектуры, скульптуры, живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, дизайна, синтетических искусств, изучают классическое и народное искусство разных стран и эпох.

Огромное значение имеет познание художественной культуры своего народа, а также знакомство с новыми видами и сложным многоголосием современного искусства.

Разнообразные формы выражения: изображения на плоскости и в объеме с натуры, по памяти и представлению, объемно-пространственное моделирование, проектно-конструктивная деятельность, декоративная работа в различных материалах.

Тематическая цельность и последовательность развития программы помогает обеспечить прочные эмоциональные контакты с искусством на каждом этапе обучения, не допуская механических повторов, поднимаясь год за годом, урок за уроком по ступенькам познания личных человеческих связей со всем художественно-эмоционнальным миром.

Систематизирующим методом является выделение 3-ех основных видов художественной деятельности пространственных искусств: конструктивной, изобразительной и декоративной. Что в свою очередь является основанием для деления визуально-пространственных искусств на изобразительные, конструктивные и декоративные. Выделение принципа художественной деятельности акцентирует на переносе внимания не только на произведение искусства, но и на деятельность человека, на выявление его связей и искусством в процессе ежедневной жизни.

Пятый класс посвящен группе декоративных искусств, в которых сохраняется наглядный для детей практический смысл, связь с фольклором и сказкой, с национальными и народными корнями искусства. Здесь в наибольшей степени раскрывается присущий детству наивно-декоративный язык изображения и непосредственной образности, игровой атмосферы, ограниченной как народными формами, так и декоративными функциям искусства в современной жизни.

Шестой класс посвящен изучению собственно изобразительного искусства. Здесь формируются основы художественного изображения (рисунок и живопись), понимание основ изобразительного языка. Изучаем что такое натюрморт, пейзаж, портрет, основные законы линейной и воздушной перспективы, законы цветоведения.

Седьмой класс посвящен дизайну и архитектуре в жизни человека. На уроках учащиеся знакомятся с искусством композиции, написанием шрифта, созданием макетов, плакатов, изучается язык конструктивных искусств.

Особенности методики преподавания ИЗО

В 5-6 классах.

Учащимся предлагается на добровольной основе посещение ИЗО-студий.

Дополнительные занятия по изобразительному искусству, развивающие способность ребенка к выражению собственного мировосприятия окружающего мира и возможность применения фантазии в своем творчестве.

Выход на пленер (парк отдыха, поселковые зоны). С целью выполнения набросков с натуры: людей, строений, природы, животных, птиц.

Отражать окружающую действительность в собственной художественно- творческой деятельности.

Передавать в собственной творческой деятельности характерные черты разных стилей

Анализировать и высказывать суждение о своей творческой работе и работе одноклассников.

Осваивать художественную культуру как форму материального выражения духовных ценностей, выраженных в пространственных формах.

Основные требования

Наши рекомендации