Творческая биография А.К. Саврасова
Один из основателей русской пейзажной школы Алексей Кондратьевич Саврасов (1830-1897) - замечательный русский художник-пейзажист, один из членов-учредителей Товарищества передвижников, родился в Москве в семье московского мещанина. Семья часто перебиралась из одного места в другое, из деятельности отца. К 12 годам Саврасов самостоятельно научился рисовать, как правило, это были «морские бури» или «извержения Везувия», которые за бесценок покупали на улице. Отец не видел в этом смысла, но сын хотел заниматься живописью. И в 1844г. он вопреки воле отца поступил в Московское Училище живописи и ваяния (МУЖВ). Но ему пришлось оставить учебу из-за болезни матери, но живопись не бросил. После 4 лет благодаря Карлу Рябусу (преподававшему в МУЖВ пейзаж), вновь поступил в МУЖВ. Во время учебы художник избрал своей специальностью пейзаж. С самого начала он искал новые принципы изображения и построения пейзажа, важнейшими из которых являлись введение зрителя в пространство картины и особая светоносная эмоциональная цветовая система. Его отмечали преподаватели, меценат Лихачев оплачивает поездку на Украину, и после показа выполненных там пейзажей, о нем заговорили как о надежде русского искусства. В его работах обнаружилось не только мастерство художника реалиста, но и гармоничное пластическое начало в передаче поэтических образов природы. («Украинский пейзаж» 1849г.).
Первые его пейзажи были связаны с традициями академической школы. В академической пейзажной живописи 40-50-х годов преобладало романтическое направление, «Вид Москвы с Воробьевых гор» (1848, ГТГ), «Вид Кремля в ненастную погоду» (1851, ГТГ) - за эти работы получает звание «неклассного художника». Затем вновь отправляется на Украину. Работы 50-х гг. отличаются плавным рисунком, прозрачной светотенью, свежестью. В 1854г после выставки старшекурсников и выпускников был приглашен великой княгиней Марией Николаевной в Петербург, где создал целую серию картин, набросков («Вид окресностей Ораниенбаума» 1854г.). Получив звание академика, вернулся домой.
Женился на Аделаиде-Софье Герц. После смерти своего учителя в 1857 году становится руководителем пейзажного класса. Преподавание идет успешно. В этот же период изменяет букву в фамилии, теперь не СОврасов, а САврасов. Для русского искусства 60-е годы позапрошлого столетия были временем утверждения национального характера русского пейзажа. В 1862г. Москов. общ-во любителей художеств отправило Саврасова за рубеж («Вид в швейцарских Альпах» 1862г.). Живописец направил все усилия на создание поэтических образов родной земли, настроение русского народа. Вместе с В. Пукиревым начинает работу над учебником рисования для студентов. Все чаще пейзажисты обращаются к изображению преимущественно сельской среднерусской полосы, стремятся правдиво передать красоту родной земли. Много работает Саврасов в окрестностях Москвы: «Вечерний пейзаж» (1861), «Сельский вид» (1867, ГТГ). Наиболее значительным произведением Саврасова 60-х годов была картина «Лосиный остров в Сокольниках» (1869, ГТГ), удостоенная первой премии на конкурсе Московского Общества любителей художеств. Отмечая эту удачу, один из современников писал об умении художника «поэтично перенести на полотно знакомый каждому из нас клочок природы из окрестностей Москвы». Величавый и торжественный сосновый бор стоит, как страж раскинувшихся далей. Ясный летний день. На лугах мирно пасется стадо. Тщательно разработана в пейзаже каждая деталь: кусты, деревья, трава на поляне. Здесь художник раскрывает значительность обычного и повседневного в природе. Картина «Лосиный остров» относится ко времени расцвета творчества художника.
Последующие 60-70гг. ознаменованы созданием лучших его произведений (учреждение ТПХВ). Летом 1870г. поехал на Волгу. Одна за другой появляются картины «Волга под Юрьевцем» (1871, местонахождение неизвестно), «Разлив Волги под Ярославлем» (1871, ГРМ) и, наконец, «Грачи прилетели» (1871, ГТГ), появившаяся на Первой передвижной выставке, восторженно принятая всеми. Сюжет картины прост и незатейлив. Первые весенние деньки, стремительно тает снег под лучами теплого солнца, на переднем плане приткнулось несколько зазябших от мороза тоненьких березок, их голые ветки, уже начинающие набухать почками, усеяны птичьими гнездами, над которыми с радостным криком носятся возвратившиеся раньше всех грачи. На дальнем плане виднеются невзрачные заборы и деревянные крыши, над которыми возвышается в сыроватом воздухе церковка с колокольней. Первое пробуждение природы от долгого зимнего оцепенения, способной творить чудо возрождения - вот главная тема картины Саврасова. А ведь именно с Саврасова, как писал его ученик и продолжатель И.Левитан, «появилась лирика в живописи пейзажа и безграничная любовь к своей родине».
Больше всего любил писать весну. Многие произведения художника, которые появлялись на выставках передвижников, были написаны в Поволжье. Саврасов бывал под Нижним Новгородом и под Казанью, но больше всего любил места между Ярославлем и Костромой. Его картины многообразны по передаче состояния природы, диапазону чувств. В пейзаже «Разлив Волги под Ярославлем» (1871, ГРМ) спокойная мощь русской природы, «разливы рек, подобные морям». В одних произведениях природа предстает обновленной, ликующей - «Проселок» (1873, ГТГ), «Радуга» (1875, ГРМ), в других - взволнованной, поэтически приподнятой - «Вечер. Перелет птиц» (1874, Одесская картинная галерея).
В 70-е годы в произведениях Саврасова все более ощущается печаль, тревога, а то и острая тоска - душевный кризис: «Лунная ночь. Болото» (1870, ГТГ), «Закат над болотом» (1871, ГРМ), «Проселок». Под впечатлением личной трагедии (смерть дочери в 1871 г.) Саврасов создает 1 из самых драматических своих полотен «Могилы над Волгой» (1874, частное собрание). Все чаще пребывает в состоянии депрессии, много пил. Стал терять зрение. Жена уехала в Петербург.
В конце 70-х годов художник тяжко заболевает, в творчестве его заметны черты упадка. Работал над оформлением оперы М.Глинки «Жизнь за царя» («Соборная площадь в Москов.Кремле ночью»). Но и в поздний период появляются подлинно поэтические произведения, и среди них - «Рожь» (1881, ГТГ), «Зимний пейзаж», «Северная деревня», «Весна. Огороды» (1883) . После 9 выставки Передвижников, обиженный резкой критикой, решил больше не участвовать в деят-ти товарищества. Уволили из МУЖВИЗ, он оказался на улице. Нелегкими оказались для художника последние десятилетия. Известны прошения Саврасова о денежных ссудах, о казенной квартире: эти годы Саврасов провел в глубокой нужде и умер 26 сентября 1897 года в Москве.
Саврасов стоит у истоков нац.пейзажа, сумел запечатлеть красоту и поэзию рус.природы.