Тема 13. Искусство Испании эпохи Возрождения.
Политическое и экономическое возвышение Испании в конце XV - первой половине XVI века. Объединение страны и становление абсолютной монархии. Географические открытия и колонизация Нового Света. Кратковременность и противоречивость Возрождения в Испании. Перелом в искусстве на рубеже XV – XVI веков. Совмещение в искусстве различных художественных тенденций (готика, раннеренессансная традиция, маньеризм). Вторая половина XVI века – время наивысших достижений.
Архитектура Испании XVI века.
Архитектура на рубеже столетий, ее ведущая роль. Стиль платереск. Особенности стиля – ковровое заполнение стены скульптурной декорацией. Зрелый стиль - соединение художественных принципов мавританской культуры (орнаментальность) и итальянского Возрождения (элементы ордера, растительного орнамента, статуи античных божеств и т.д.). Фасадные композиции - главные достижения стиля. Западный фасад Университета в Саламанке (1515-1535), ратуша в Севилье (н.1527, архитектор Диего дель Рианьо). XVI век - сохранение за архитектурой ее ведущей роли. Обращение к традиции итальянского Высокого Возрождения и создание нового, монументального стиля. Дворец Карла V в Гранаде (н.1526, архитектор Педро Мачуна). Архитектурный комплекс Эскориал, резиденция Филиппа II, как образное воплощение идеи централизованной абсолютной власти. Проект (1563) Хуана да Толедо. После его смерти строительство возглавил Хуан де Эрера (1530-1597).
Скульптура XVI века.
Постепенное вытеснение готики ренессансными элементами. Чуждость образной концепции Высокого Возрождения. Стремление испанских мастеров к повышенной образной экспрессии и обращение к стилистике маньеризма. Алонсо Бурргете (ок.1490-1561), один из крупнейших скульпторов Испании. Овладел языком классических форм. Использовал художественные принципы маньеризма. Драматизм образов. Работал в области деревянной полихромной скульптуры. Рельефы сидений хора собора в Толедо (1539-1549, Музей Вальядолида).
Живопись Испании XVI века.
Стилистическая связь с итальянским искусством. Отсутствие крупных мастеров в первой половине XVI века. Основные тенденции в испанской живописи второй половины столетия. Направление романизма. Обращение к произведениям художников Римской школы как образцам для подражания. Влияние маньеризма. Возникновение национальной школы портретистов при дворе Филиппа II. Алонсо Санчес Коэльо (ок.1532-1588), его ученики и последователи. Сложение типа портрета на основе традиционных сословных представлений и придворного этикета (скованность, статичность, тщательная проработка деталей костюма). Заимствование приемов маньеристического стиля. Алонсо Санчес Коэльо «Портрет Филиппа II» (ок.1575, Мадрид, Прадо). Мистические тенденции в живописи Испании - Луис Моралес (ок.1509-1586), «Богоматерь с младенцем» (ок.1570, Мадрид, Прадо).
Доменико Теотокопули. Прозванный Эль Греко (1541-1614), крупней испанский художник XVI века. Линия спиритуалистического восприятия. Визионерский характер живописи. Уроженец Крита. Истоки стиля - византийская икона живописи, поздний Микеланджело, Тинторетто. Деятельность связана с Толедо, городом старой аристократии и духовной утонченности. Особенности стиля - вытянутые пропорции фигур, бесконечное пространство, его ирреальный характер, иррациональная природа света. Особая роль колорита. Эффект свечения цвета. «Погребение графа Оргаса» (1586, Толедо, церковь Сан-Тома), «Св. Мартин и нищий» (после 1604, Вашингтон, Национальная галерея), «Благовещение» (1509-1603, Будапешт, Музей изящных искусств), «Апостолы Петр и Павел» (1614, С.-Петербург, Эрмитаж). Усиление мистического начала в работах позднего периода: «Сошествие св. Духа» (после1610, Мадрид Прадо), «Вид Толедо» (1610-1614, Нью-Йорк, Музей Метрополитен) и др. Портреты Эль Греко, близость их образного строя сюжетным композициям мастера: «Портрет инквизитора Ниньо де Гевара» (1601, Нью-Йорк, Музей Метрополитен), «Портрет Ортенсио Парависино» (1609, Бостон, Музей) и др.